Обзор аналитических отчетов

В динамике групп было интересно отметить, что число постоянных участников во всех группах было разным – от 30% до 95%. Можно предположить, что этот процент зависел, в первую очередь, от того, каких участников набрал МИРЦ (насколько они были замотивированы для участия в группе), также на него влиял сам супервизор, его профессиональная компетентность и личностные особенности.

Тематика работы супервизионных групп:

1. Супервизия в структуре профессиональной деятельности психолога;

2. Механизмы психологической защиты: переносы/контрпереносы;

3. Работа с тревожными, агрессивными и враждебно настроенными клиентами.

4. Консультирование детей и подростков.

5. Консультирование зависимых и созависимых клиентов.

6. Трансферентные характеристики и профессиональная эффективность консультанта.

7. Эмоциональная саморегуляция.

8. Самооценка психолога-консультанта.

9. Профилактика профессионального выгорания.

10. Работа с пограничными расстройствами.

11. Проблемы социально-психологической помощи в ВИЧ-сервисных организациях.

12. Особенности целевой группы: социально-психологический портрет.

13. Сложности в консультировании каждой из целевых групп.

14. Стандарты психологического консультирования: границы; роль и место консультанта; этапы социально-психологического консультирования; профессиональная позиция консультанта; особенности клиента; ведение протокола консультативного взаимодействия.

15. Обсуждение сложностей в консультативной деятельности.

16. Знакомство с Балинтовской группой.

17. Виды слушания.

18. Умение наблюдать и слышать клиента.

19. Следование за клиентом.

20. Распознавание манипуляций.

21. Невербальные средства общения.

22. Обратная связь.

23. Техники постановки вопросов.

24. Ограничения и возможности в работе психолога: границы; «бессилие и всесилие» консультанта.

25. Работа с горем, травмой, утратой.

26. Насилие в семье.

27. Профессиональная идентичность психолога.

28. Мотивационное интервьюирование.

29. Самоубийства в местах лишения свободы.

30. Нарушение конфиденциальности в случае, если от клиента поступает информация о физическом или сексуальном насилии (планируемом или совершенном).

31. Пять шагов отказа.

32. Перспективы личностного и профессионального роста.

33. Достижение профессиональных целей.

34. Ведение случая.

35. Договор с клиентом.

Профессиональные сложности работы супервизоров

· Эмоциональное напряжение в группе.

· Неустойчивая мотивация большей части группы.

· Сложности с организацией встреч.

· Наличие специалистов, которые не занимаются психологическим консультированием.

· Наличие участников из одной организации, один из которых является подчиненным.

· Вопросы самооценки.

· Страх внешней оценки.

· Проблемы формирования профессиональной идентичности.

· Сложности самопрезентации.

· Большое количество запросов, связанных со сложностями адаптации в организации, отношениях с коллегами и руководителем.

· Страх разглашения информации.

· Попадание ведущего в ситуации контрпереносов.

· Разный стаж работы.

· Сложности при появлении новых участников.

· Консультирование в тройках.

· Консультирование на кругу.

· Подбор информации, которая интересна для всех.

· Выявление потребностей группы.

Потребность в супервизии появляется у специалистов, если они испытывают сложности в процессе консультирования, могут осознавать эти сложности и готовы об этом говорить. Многие участники плохо осознают свои сложности и боятся об этом говорить.

Запросов на супервизионную поддержку у участников намного меньше, чем реальная потребность в этом.

Находки супервизора

У группы всегда есть актуальный запрос из профессиональной сферы, даже если группа демонстрирует равнодушие и отсутствие такового. Поиск темы, которую группа избегает, может стать предметом супервизии и возможностью для развития группы.

Наши рекомендации