Основные задачи психологического консультирования в школе. Процедуры и техники психологического консультирования.

Психологическая консультация школьного психолога должна быть:

1. по форме - участливая дружеская беседа;

2. по цели - утешение и ободрение, позитивный эмоциональный настрой, работа по осознанию проблем;

3. по методам работы -отдельно взятые приемы из различных психотерапевтических концепций и упражнения из разнообразной литературы по практической психологии.

Консультирование рассматривается и как многофункциональный вид индивидуальной работы психолога со школьниками, в рамках которого могут быть решены следующие задачи: оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

В психологическом консультировании существует несколько этапов, которые могут быть изменены и скорректированы в соответствии с конкретными обстоятельствами, условиями, факторами и индивидуальностями клиента.

1. Установление психологического контакта с клиентом.

2. Сбор информации, касающийся проблемы клиента.

3. Определение желаемого результата.

4. Определение альтернативных решений.

5. Обобщение и переход к действию.

На каждом из этапов применяются различные техники психологического консультирвания, вот некоторые из них:

1. Эмпатия – это установление позитивной психологической связи между психологом и клиентом (через телесные, эмоциональные и вербальные средства).

Функции: предрасположение клиента к себе; снятие напряжения; достижение раскованности клиента; обеспечение доверительных отношений.

Применяется: с момента взаимодействия с клиентом; для разрядки напряжения; для достижения доверия со стороны клиента.

2. Открытый вопрос – это вопрос, дающий возможность сосредоточить внимание клиента на определенном аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы.

Функции: углубление, расширение информации клиента (открытый вопрос часто начинается со слов "что", "почему", "как" и служит для сбора информации).

Применяется как средство сбора интересующей информации, уточнения или исследования опыта клиента, а также выяснение основных фактов, облегчающих разговор.

3. Отражение чувств – это отзеркаливание вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (пережитых в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью их отреагирования, осмысления.

Функции: поощрение непосредственно выраженных чувств; усиление, углубление полноты контакта клиента, чтобы он чувствовал то, что говорит в данный момент.

Применяется когда есть необходимость в раскрытии чувств клиента, усилении эмпатии и взаимного доверия.

4. Невербальное воздействие – это такая форма самовыражения, которая опирается не на слова и другие речевые символы, а на телодвижения, мимику, пантомимику, вздохи.

Функция: воздействие на бессознательные установки, диспозиции бессловесным подтверждением или отражение мыслей клиента.

Применяется: для усиления или уменьшения эффекта сообщения; при необходимости создания противоречия между сообщением и невербальным действием.

Опытный психолог применяет их при воздействии на бессознательные установки, на жесты и слова собеседника (следует отвечать подчеркнуто продуманно, оставляя себе время для оценки происходящего и принятия решения).

5. Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Функции: уточнение (как, когда); повторение ключевых слов ради поддержки; изредка подхватывание и продолжение хода основной мысли собеседника (двумя-тремя словами); сообщение о своем восприятии.

Применяется во время всего сеанса.

6. Поддержка – это средство для поддержания изложения клиентом собственной истории, для подтверждения высказанных им мыслей, чувств.

Функции: поощрение, демонстрация, признание, подтверждение и понимание сказанного клиентом.

Применяется с тем, чтобы показать клиенту свою включенность в беседу, усилить эмпатию.

7. Зеркальное отражение – это приём, заключающийся в незаметном для клиента имитировании его мимики, жестов, пантомимики, повторении его тона, интонации, высказываний.

Функция: усиление эмпатии, расположения к консультанту.

Применяется в моменты исповеди клиента, когда клиент бросает мимолетные взгляды на консультанта или делает акцент на отдельные слова-таинства.

8. Рефлексивное слушание – это стиль ведения беседы, который предполагает активное речевое взаимодействие психолога и респондента; в определенном смысле – переживание вместе с клиентом.

Функции: выяснение (использование уточняющих вопросов); перефразирование (формулировка высказанного клиентом своими словами); словесное отражение психологом чувств клиента.

Применяется для осуществления точного контроля над правильностью восприятия полученной от клиента информации.

9. Фокусирование – это подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования.

Функции: сосредоточение клиента на значимой проблеме; предупреждение отвлечений; углубление взгляда клиента на свои проблемы.

Применяется: когда запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянным клиентом; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом.

10. Информация – это предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов или мнений либо по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента. Может быть в виде ссылки на авторитеты, произведения, мифологии.

Функции: выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний; расширение взгляда, кругозора; увеличение психологического поля поиска ответов.

Применяется, когда клиент ищет ответы на волнующие его вопросы, просит дать ту или иную информацию, также при отсутствии достаточного знания или ложном понимании чего-либо.

11. Поощрение – это подтверждение высказанного клиентом в целях поддержания его действий, поступков и поведения.

Функция: эмоциональное и словесное поощрения создают у клиента ощущение, что консультант стремится понять и прочувствовать то, что было им выражено.

Способ применения: повторение последних слов или ключевой фразы клиента является чем-то вроде незаконченного предложения, которое побуждает клиента к его завершению. При выборе слов для повторения большое значение имеет положительная интонация, отражающая эмоциональный оттенок сообщения клиента.

12. Совет – это высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации; предложение клиенту сделать или не сделать что-либо.

Главная функция – подталкивание, побуждение к поиску новых вариантов решения проблемы.

Применяется при заключениях, вытекающих из определения проблемы и анализа её основных компонентов, продиктованных ожиданиями и потребностями клиента с учётом существующих возможностей.

При советах, рекомендациях всегда стоит помнить о том, что совет может иметь негативные последствия: тормозить мышление, сужать видение; способствовать избежанию ответственности клиентом. Рекомендуется применять в исключительных случаях, когда клиент не в состоянии решать проблему самостоятельно даже при помощи консультанта.

13. Самораскрытие – это эмоциональная вовлеченность, открытость и искренность не только клиента, но и самого консультанта; обмен личным опытом и переживаниями, реакция на чувства клиента «здесь и теперь».

Функции: создание атмосферы безопасности; усиление взаимного доверия.

Применяется для того, чтобы самораскрытие было уместным и служило интересам клиента. Говоря о своих чувствах, консультант дает пример открытости в общении, приглашая клиента к более откровенной беседе.

14. Побуждение к рефлексии – это побуждение клиента к самопереживанию, самоанализу своих чувств, эмоций посредством поощрения диалога с самим собой.

Функции: обучение клиента способности самоанализа; провокация инсайтов.

Применяется: при увлечении клиента внешними факторами; когда выполнено присоединение, построено доверие, клиент готов «внимать» терапевту.

15. Обратная связь – это обращение внимания клиента на проявления его поведения, помогающее ему узнать, как другие люди воспринимают его, как они реагируют на его поведение.

Функции: помощь клиенту в осознании им необходимости коррекции своего поведения; усиление и обеспечение самовосприятия; предоставление клиенту свободы выбора; побуждение клиента к исследованию самого себя; уменьшение потребности клиента в защите.

Применяется: когда клиент в своих симптомах всегда обвиняет весь окружающий мир, только не себя; при нарушении адекватного самовосприятия клиента.

16. Пересказ – это повторение содержания мыслей клиента с использованием ключевых слов из его речи.

Функции: активизирование обсуждения; повышение уровня понимания.

Применяется для того, чтобы клиент сам задумался над своим положением, ситуацией (погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы).

17. Свободная ассоциация – это прием, обеспечивающий свободное и откровенное высказывание мыслей, чувств клиентом без попытки при этом сосредоточиться, отправляясь либо от какого-то слова, числа, образа сновидения, представления, либо самопроизвольно.

Функции: познание бессознательного через ассоциативное мышление; получение информации о психических процессах и явлениях и применение полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики; осознание пациентами причин, источников и характера своих проблем.

Применяется при выяснении вытесненных травм, страданий, пережитых ужасов, когда они вытеснены и забыты напрочь (применяется в психоанализе и гипнотерапии).

18. Директива – это указание с целью вовлечения клиента в процесс исследования собственных чувств или поведения. Может быть в виде рекомендации по изменению действий, поступков, явно противоречащей здравому смыслу.

Функции: побуждение к действию, поступку, изменению отношения и представления – достижение желаемого сообщения, действия со стороны клиента (предполагается, что клиент выполнит указ, предписание).

Применяется: при необходимости формирования конкретной установки; при необходимости клиенту предпринять нужные действия, поступки; при необходимости выполнения домашнего задания.

19. Конфронтация – это обращение внимания клиента на то, что он чего-то избегает; выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта;

Функции: отсоединение психолога от логики, мыслей клиента; отсоединение от мыслей, нежелательного акта, действий клиента; противостояние сопротивлению и невротическим уловкам клиента; вызов, призыв пациенту стать более гибким, интегрированным.

Применяется как средство выявления и демонстрации противоречий в поведении, мыслях, чувствах клиента (или между ними); при сопротивлениях клиента, при неверном понимании и толковании чего-либо.

20. Интерпретация – это процесс придания дополнительного значения тем или иным внутренним переживаниям клиента или внешним условиям и событиям, углубление их или новое объяснение.

Функции: связывание между собой разрозненных идей, эмоциональных реакций и поступков; выстраивание определенной причинной связи между психическими явлениями, поступками.

Применяется: при необходимости альтернативного видения реальности клиентом, изменения его настроения или поведения; при необходимости показать логическую последовательность и причинно-следственные связи.

21. Резюме – это сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов беседы.

Функции: прояснение того, что психолог и клиент добились в ходе беседы; закругление затянувшейся беседы; перенос обобщения из интервью в реальную жизнь; пояснение направления работы.

Применяется: при исповедях, продолжительных беседах; при необходимости выстраивания фрагментов разговора в смысловое единство; для придания клиенту уверенности в точном восприятии его сообщения; при необходимости конфронтации.

22. Поиск альтернатив – это рассуждения о вариациях разрешения проблемы путём оценки эффективности каждой альтернативы.

Функции: расширение взгляда клиента на проблему; обучение клиента сравнению и оценке возможных путей разрешения проблемы.

Применяется: если клиент запутался в ценностях и целях действий; при затруднениях клиента в выборе средств достижения целей; если клиент не видит путей разрешения проблем.

Наши рекомендации