Происхождение дифференциальной

ПСИХОЛОГИИ........................................................................5

Индивидуальные различия в ранних психологических теориях.......7

Личные особенности при вычислениях в астрономии......................9

Происхождение экспериментальной психологии............................11

Влияние биологии..............................................................................12

Развитие статистического метода......................................................14

Тестирование в психологии...............................................................22

Появление дифференциальной психологии.....................................27

Резюме....................................•.............................................................29

Библиография.....................................................................................30

Глава 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.....33

Распределение индивидуальных различий .......................................34

Нормальное распределение...............................................................37

Условия, влияющие на форму графика распределения..................45

Измерение степени изменчивости....................................................59

Универсальность индивидуальных различий....................................64

Резюме.................................................................................................70

Библиография.....................................................................................71

Глава 3

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА: ОСНОВНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................74

Природа наследственности................................................................74

Характер окружающей среды............................................................82

Взаимодействие наследственности и окружающей среды ..............87

Наследственность и окружающая среда: наиболее

распространенные заблуждения........................................................94

«Структурные» и «функциональные» характеристики....................99

Понятие «поведения, не являющегося результатом научения» ... 101

Измерение «способностей»..............................................................106

Резюме...............................................................................................107

Библиография...................................................................................ПО

Глава 4

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:

МЕТОДОЛОГИЯ.................................................................112

Селективное выведение...................................................................113

Исследования нормативов развивающегося поведения................119

Исследование структурных факторов в развитии поведения........ 125

Исследование влияния на поведение предшествующего опыта... 128

Статистический анализ родовых сходств и различий....................147

Резюме...............................................................................................150

Библиография...................................................................................153

I IIIR4 т

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ...................................158

Распространенные заблуждения, касающиеся телосложения и

поведения..........................................................................................159

Многообразие отношений между телосложением и поведением. 161

Патологические состояния..............................................................166

Физиологические факторы..............................................................171

Сенсорные ограничения..................................................................182

;> Анатомические измерения...............................................................189

Отношения, связанные с развитием..............................................194

Резюме...............................................................................................197

Библиография...................................................................................199

Глава 6

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ..................................206

Типология Кречмера........................................................................207

Типология Шелдона.........................................................................219

Типологические системы против факторных.................................227

Конституциональная гипотеза.........................................................232

Резюме...............................................................................................237

Библиография...................................................................................238

Гияйя 7

ОБУЧЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ...........242

Опыт, тренировка и тестовые ошибки...........................................243

Опыт и индивидуальные различия .................................................248

Исследования детских школ............................................................256

Обучение в школе и умственные способности..............................264

Исторические исследования популяций ........................................268

Резюме...............................................................................................272

Библиография...................................................................................274

Глава 8

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ................................................277

Поперечный и продольный подходы..............................................280

Графики роста..................................................................................284

Постоянство IQ.................................................................................297

Интеллектуальная деятельность в зрелом и старшем возрасте.....307

Возраст и личностные свойства......................................................316

Резюме...............................................................................................335

Библиография...................................................................................338

Глава 9

СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО....................................................345

Исследования фамильной родословной.........................................347

Корреляционные исследования ......................................................356

Психологическое сходство близнецов............................................365

Среда, окружающая близнецов.......................................................373

Близнецы, воспитывавшиеся отдельно друг от друга...................385

Приемные дети.................................................................................391

Детдомовские дети...........................................................................400

Резюме...............................................................................................403

Библиография...................................................................................405

Глава 10

СТРУКТУРА ЧЕРТ: ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИЯ............413

Подходы к изменчивости черт........................................................414

Теории структурирования черт.......................................................419

Факторный анализ............................................................................431

Адаптированный факторный анализ и другие его разновидности......439

Резюме...............................................................................................442

Библиография...................................................................................444

Глава 11

СИСТЕМА ЧЕРТ: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.................448

Батареи тестов на индивидуальные способности ..........................449

Профильный подход к описанию личности ..................................453

Исследования в области творчества................................................461

Восприятие и личность....................................................................462

Условия, оказывающие влияние на систему черт.........................467

Общие и индивидуальные черты ....................................................481

Понятие интеллекта.........................................................................484

Резюме...............................................................................................487

Библиография...................................................................................489

Глава 12

УМСТВЕННАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ............................492

Критерии и степени тяжести...........................................................594

Клинические разновидности и этиология......................................500

Физические характеристики............................................................513

Психологические характеристики...................................................517

Обучение и реабилитация................................................................523

Резюме...............................................................................................532

Библиография...................................................................................535

Глава 13

ГЕНИАЛЬНОСТЬ................................................................538

Теории, посвященные природе гениальности...............................539

Методы изучения гениальности......................................................550

Характеристики выдающихся людей ..............................................553

Одаренный ребенок..........................................................................568

Одаренный ребенок растет..............................................................577

Резюме...............................................................................................585

Библиография...................................................................................587

Глава 14

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ......................................................593

Методологические проблемы..........................................................593

Биологические и культуральные факторы......................................604

Половые различия в способностях.................................................617

Половые различия в личности........................................................627

Половые различия в достижении..................................:.................645

Резюме...............................................................................................651

Библиография...................................................................................652

Глава 15

СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ.........................661

Социальная классовая структура.....................................................661

Классовые различия в психологическом развитии........................665

Социально-экономический статус и интеллект............................674

Интеллектуальное развитие изолированных групп........................683

Сел ьско-городские и другие региональные различия...................686

Специфика социальных классовых различий.................................794

Резюме...............................................................................................798

Библиография...................................................................................799

Глава 16

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ..................................................707

Культуральные системы координат.............................................. 708

Стадии развития и культурные установки .....................................714

Ненормальность и культура........................................................... 719

Язык как фактор, влияющий на поведение...................................724

«Человеческая природа» в различных культурах............................730

Индивид как представитель различных групп................................733

Резюме............................................................................................ 737

Библиография...................................................................................738

Учебное пособие

Анна Анастази

Наши рекомендации