Происхождение дифференциальной
ПСИХОЛОГИИ........................................................................5
Индивидуальные различия в ранних психологических теориях.......7
Личные особенности при вычислениях в астрономии......................9
Происхождение экспериментальной психологии............................11
Влияние биологии..............................................................................12
Развитие статистического метода......................................................14
Тестирование в психологии...............................................................22
Появление дифференциальной психологии.....................................27
Резюме....................................•.............................................................29
Библиография.....................................................................................30
Глава 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.....33
Распределение индивидуальных различий .......................................34
Нормальное распределение...............................................................37
Условия, влияющие на форму графика распределения..................45
Измерение степени изменчивости....................................................59
Универсальность индивидуальных различий....................................64
Резюме.................................................................................................70
Библиография.....................................................................................71
Глава 3
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА: ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................74
Природа наследственности................................................................74
Характер окружающей среды............................................................82
Взаимодействие наследственности и окружающей среды ..............87
Наследственность и окружающая среда: наиболее
распространенные заблуждения........................................................94
«Структурные» и «функциональные» характеристики....................99
Понятие «поведения, не являющегося результатом научения» ... 101
Измерение «способностей»..............................................................106
Резюме...............................................................................................107
Библиография...................................................................................ПО
Глава 4
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:
МЕТОДОЛОГИЯ.................................................................112
Селективное выведение...................................................................113
Исследования нормативов развивающегося поведения................119
Исследование структурных факторов в развитии поведения........ 125
Исследование влияния на поведение предшествующего опыта... 128
Статистический анализ родовых сходств и различий....................147
Резюме...............................................................................................150
Библиография...................................................................................153
I IIIR4 т
ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ...................................158
Распространенные заблуждения, касающиеся телосложения и
поведения..........................................................................................159
Многообразие отношений между телосложением и поведением. 161
Патологические состояния..............................................................166
Физиологические факторы..............................................................171
Сенсорные ограничения..................................................................182
;> Анатомические измерения...............................................................189
Отношения, связанные с развитием..............................................194
Резюме...............................................................................................197
Библиография...................................................................................199
Глава 6
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ..................................206
Типология Кречмера........................................................................207
Типология Шелдона.........................................................................219
Типологические системы против факторных.................................227
Конституциональная гипотеза.........................................................232
Резюме...............................................................................................237
Библиография...................................................................................238
Гияйя 7
ОБУЧЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ...........242
Опыт, тренировка и тестовые ошибки...........................................243
Опыт и индивидуальные различия .................................................248
Исследования детских школ............................................................256
Обучение в школе и умственные способности..............................264
Исторические исследования популяций ........................................268
Резюме...............................................................................................272
Библиография...................................................................................274
Глава 8
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ................................................277
Поперечный и продольный подходы..............................................280
Графики роста..................................................................................284
Постоянство IQ.................................................................................297
Интеллектуальная деятельность в зрелом и старшем возрасте.....307
Возраст и личностные свойства......................................................316
Резюме...............................................................................................335
Библиография...................................................................................338
Глава 9
СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО....................................................345
Исследования фамильной родословной.........................................347
Корреляционные исследования ......................................................356
Психологическое сходство близнецов............................................365
Среда, окружающая близнецов.......................................................373
Близнецы, воспитывавшиеся отдельно друг от друга...................385
Приемные дети.................................................................................391
Детдомовские дети...........................................................................400
Резюме...............................................................................................403
Библиография...................................................................................405
Глава 10
СТРУКТУРА ЧЕРТ: ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИЯ............413
Подходы к изменчивости черт........................................................414
Теории структурирования черт.......................................................419
Факторный анализ............................................................................431
Адаптированный факторный анализ и другие его разновидности......439
Резюме...............................................................................................442
Библиография...................................................................................444
Глава 11
СИСТЕМА ЧЕРТ: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.................448
Батареи тестов на индивидуальные способности ..........................449
Профильный подход к описанию личности ..................................453
Исследования в области творчества................................................461
Восприятие и личность....................................................................462
Условия, оказывающие влияние на систему черт.........................467
Общие и индивидуальные черты ....................................................481
Понятие интеллекта.........................................................................484
Резюме...............................................................................................487
Библиография...................................................................................489
Глава 12
УМСТВЕННАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ............................492
Критерии и степени тяжести...........................................................594
Клинические разновидности и этиология......................................500
Физические характеристики............................................................513
Психологические характеристики...................................................517
Обучение и реабилитация................................................................523
Резюме...............................................................................................532
Библиография...................................................................................535
Глава 13
ГЕНИАЛЬНОСТЬ................................................................538
Теории, посвященные природе гениальности...............................539
Методы изучения гениальности......................................................550
Характеристики выдающихся людей ..............................................553
Одаренный ребенок..........................................................................568
Одаренный ребенок растет..............................................................577
Резюме...............................................................................................585
Библиография...................................................................................587
Глава 14
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ......................................................593
Методологические проблемы..........................................................593
Биологические и культуральные факторы......................................604
Половые различия в способностях.................................................617
Половые различия в личности........................................................627
Половые различия в достижении..................................:.................645
Резюме...............................................................................................651
Библиография...................................................................................652
Глава 15
СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ.........................661
Социальная классовая структура.....................................................661
Классовые различия в психологическом развитии........................665
Социально-экономический статус и интеллект............................674
Интеллектуальное развитие изолированных групп........................683
Сел ьско-городские и другие региональные различия...................686
Специфика социальных классовых различий.................................794
Резюме...............................................................................................798
Библиография...................................................................................799
Глава 16
КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ..................................................707
Культуральные системы координат.............................................. 708
Стадии развития и культурные установки .....................................714
Ненормальность и культура........................................................... 719
Язык как фактор, влияющий на поведение...................................724
«Человеческая природа» в различных культурах............................730
Индивид как представитель различных групп................................733
Резюме............................................................................................ 737
Библиография...................................................................................738
Учебное пособие
Анна Анастази