Происхождение дифференциальной

ПСИХОЛОГИИ........................................................................5

Индивидуальные различия в ранних психологических теориях.......7

Личные особенности при вычислениях в астрономии......................9

Происхождение экспериментальной психологии............................11

Влияние биологии..............................................................................12

Развитие статистического метода......................................................14

Тестирование в психологии...............................................................22

Появление дифференциальной психологии.....................................27

Резюме....................................•.............................................................29

Библиография.....................................................................................30

Глава 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.....33

Распределение индивидуальных различий .......................................34

Нормальное распределение...............................................................37

Условия, влияющие на форму графика распределения..................45

Измерение степени изменчивости....................................................59

Универсальность индивидуальных различий....................................64

Резюме.................................................................................................70

Библиография.....................................................................................71

Глава 3

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА: ОСНОВНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................74

Природа наследственности................................................................74

Характер окружающей среды............................................................82

Взаимодействие наследственности и окружающей среды ..............87

Наследственность и окружающая среда: наиболее

распространенные заблуждения........................................................94

«Структурные» и «функциональные» характеристики....................99

Понятие «поведения, не являющегося результатом научения» ... 101

Измерение «способностей»..............................................................106

Резюме...............................................................................................107

Библиография...................................................................................ПО

Глава 4

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:

МЕТОДОЛОГИЯ.................................................................112

Селективное выведение...................................................................113

Исследования нормативов развивающегося поведения................119

Исследование структурных факторов в развитии поведения........ 125

Исследование влияния на поведение предшествующего опыта... 128

Статистический анализ родовых сходств и различий....................147

Резюме...............................................................................................150

Библиография...................................................................................153

I IIIR4 т

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ...................................158

Распространенные заблуждения, касающиеся телосложения и

поведения..........................................................................................159

Многообразие отношений между телосложением и поведением. 161

Патологические состояния..............................................................166

Физиологические факторы..............................................................171

Сенсорные ограничения..................................................................182

;> Анатомические измерения...............................................................189

Отношения, связанные с развитием..............................................194

Резюме...............................................................................................197

Библиография...................................................................................199

Глава 6

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ..................................206

Типология Кречмера........................................................................207

Типология Шелдона.........................................................................219

Типологические системы против факторных.................................227

Конституциональная гипотеза.........................................................232

Резюме...............................................................................................237

Библиография...................................................................................238

Гияйя 7

ОБУЧЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ...........242

Опыт, тренировка и тестовые ошибки...........................................243

Опыт и индивидуальные различия .................................................248

Исследования детских школ............................................................256

Обучение в школе и умственные способности..............................264

Исторические исследования популяций ........................................268

Резюме...............................................................................................272

Библиография...................................................................................274

Глава 8

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ................................................277

Поперечный и продольный подходы..............................................280

Графики роста..................................................................................284

Постоянство IQ.................................................................................297

Интеллектуальная деятельность в зрелом и старшем возрасте.....307

Возраст и личностные свойства......................................................316

Резюме...............................................................................................335

Библиография...................................................................................338

Глава 9

СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО....................................................345

Исследования фамильной родословной.........................................347

Корреляционные исследования ......................................................356

Психологическое сходство близнецов............................................365

Среда, окружающая близнецов.......................................................373

Близнецы, воспитывавшиеся отдельно друг от друга...................385

Приемные дети.................................................................................391

Детдомовские дети...........................................................................400

Резюме...............................................................................................403

Библиография...................................................................................405

Глава 10

СТРУКТУРА ЧЕРТ: ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИЯ............413

Подходы к изменчивости черт........................................................414

Теории структурирования черт.......................................................419

Факторный анализ............................................................................431

Адаптированный факторный анализ и другие его разновидности......439

Резюме...............................................................................................442

Библиография...................................................................................444

Глава 11

СИСТЕМА ЧЕРТ: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.................448

Батареи тестов на индивидуальные способности ..........................449

Профильный подход к описанию личности ..................................453

Исследования в области творчества................................................461

Восприятие и личность....................................................................462

Условия, оказывающие влияние на систему черт.........................467

Общие и индивидуальные черты ....................................................481

Понятие интеллекта.........................................................................484

Резюме...............................................................................................487

Библиография...................................................................................489

Глава 12

УМСТВЕННАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ............................492

Критерии и степени тяжести...........................................................594

Клинические разновидности и этиология......................................500

Физические характеристики............................................................513

Психологические характеристики...................................................517

Обучение и реабилитация................................................................523

Резюме...............................................................................................532

Библиография...................................................................................535

Глава 13

ГЕНИАЛЬНОСТЬ................................................................538

Теории, посвященные природе гениальности...............................539

Методы изучения гениальности......................................................550

Характеристики выдающихся людей ..............................................553

Одаренный ребенок..........................................................................568

Одаренный ребенок растет..............................................................577

Резюме...............................................................................................585

Библиография...................................................................................587

Глава 14

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ......................................................593

Методологические проблемы..........................................................593

Биологические и культуральные факторы......................................604

Половые различия в способностях.................................................617

Половые различия в личности........................................................627

Половые различия в достижении..................................:.................645

Резюме...............................................................................................651

Библиография...................................................................................652

Глава 15

СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ.........................661

Социальная классовая структура.....................................................661

Классовые различия в психологическом развитии........................665

Социально-экономический статус и интеллект............................674

Интеллектуальное развитие изолированных групп........................683

Сел ьско-городские и другие региональные различия...................686

Специфика социальных классовых различий.................................794

Резюме...............................................................................................798

Библиография...................................................................................799

Глава 16

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ..................................................707

Культуральные системы координат.............................................. 708

Стадии развития и культурные установки .....................................714

Ненормальность и культура........................................................... 719

Язык как фактор, влияющий на поведение...................................724

«Человеческая природа» в различных культурах............................730

Индивид как представитель различных групп................................733

Резюме............................................................................................ 737

Библиография...................................................................................738

Учебное пособие

Анна Анастази

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Художественный редактор В. Щербаков

Технический редактор, компьютерная верстка Е. Андреева

Корректор А. Федорова

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры.

Подписано в печать с готовых диапозитивов 20.03.2001.

Формат 70x90 Vie- Печать офсетная. Усл. печ. л. 54,99.

Тираж 5000 экз. Зак. № 115.

ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс». Изд. лиц. № 065377 от 22.08.97.

125190, Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корп. 16, подъезд 3.

Интернет/Home page — www.eksmo.ru

Электронная почта (E-mail) — info® eksmo.ru

Книга — почтой: Книжный клуб «ЭКСМО»

101000, Москва, а/я 333. E-mail: bookclub® eksmo.ru

Оптовая торговля:

109472, Москва, ул. Академика Скрябина, д. 21, этаж 2

Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61, 745-89-16

E-mail: reception@eksmo-sale.ru

Мелкооптовая торговля:

117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1

Тел./факс: (095) 932-74-71

ООО «Медиа группа «ЛОГОС». 103051, Москва, Цветной бульвар, 30, стр. 2

Единая справочная служба: (095) 974-21-31. E-mail: mgl@logosgroup.ru

contact@logosgroup.ru

ООО «Унитрон индастри». Книжная ярмарка в СК «Олимпийский», г. Москва, Олимпийский пр-т, д. 16, метро «Проспект Мира». Тел.: 785-10-30. E-mail: bookclub@cityline.ru Дистрибьютор в США и Канаде — Дом книги «Санкт-Петербург» Тел.: (718) 368-41-28. Internet: www.st-p.com Сеть магазинов «Книжный Клуб СНАРК» представляет .'ПО самый широкий ассортимент книг издательства «ЭКСМО». rwi Информация в Санкт-Петербурге по тел. 050. \ '

Всегда в ассортименте новинки издательства «ЭКСМО-Пресс»:

ТД «Библио-Глобус», ТД «Москва», ТД «Молодая гвардия», «Московский дом книги», «Дом книги на ВДНХ»

ТОО «Дом книги в Медведково». Тел.: 476-16-90 Москва, Заревый пр-д, д. 12 (рядом с м. «Медведково»)

ООО «Фирма «Книинком». Тел.: 177-19-86 Москва, Волгоградский пр-т, д. 78/1 (рядом с м. «Кузьминки»)

ГУП ОЦ МДК «Дом книги в Коптево». Тел.: 450-08-84 Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 31/1

ФГУП Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. х\ 170040, г. Тверь, проспект 50-летия Октября, 46. /£

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Наши рекомендации