Происхождение христианского искусства. Христианские символы. Исторические и аллегорические изображения. Происхождение, история и значение катакомб в древней Церкви.

Вся обстановка жизни первых христиан носила на себе религиозный отпечаток. Все обычаи их в домашней и общественной жизни проникнуты были духом христианской религии.

Так, они при начале какого-либо дела полагали на себя крестное знамение. На стенах своих домов, на домашней утвари и посуде, например, стаканах, тарелках и проч., делали священные символические изображения. Делать изображения на стенах домов и домашней утвари и посуде было в обычаях у язычников; предметом изображения служили, по большей части, сцены из мифологии. Христиане заменяли мифологические изображений изображениями креста, рыбы, голубя и т.д., употреблявшимися затем и в самих храмах.

Обычай христиан погребать умерших, молиться за них и делать приношения во имя их, по преимуществу, носит религиозный характер. Язычники тела умерших обыкновенно сожигали; христианская же Церковь приняла обычай еврейский помазывать тела умерших благовонными мазями и полагать в землю.

Самое погребение сопровождалось молитвами, пением приличных совершаемому действию псалмов и песнопений и даже иногда надгробными речами, а также совершением литургии в память умерших, и тем удобнее, что очень часто местами христианских богослужебных собраний бывали усыпальницы, или катакомбы, в стенах которых ставили гробы умерших.

Печаль об умершем умерялась радостным сознанием, что умерший во Христе имеет надежду воскресения для будущей жизни, почему и считалось приличным сопровождать погребение торжественным и радостным богослужением — совершением евхаристии. Вследствие того общехристианского сознания, что умершие продолжают жить за гробом, христиане и после их смерти, так же, как и в день смерти, делали как бы от них приношения и совершали евхаристию, причем в общественных молитвах умершие поминались поименно.

Христианские церкви украшались также и живописными изображениями. Предметом их был, прежде всего, св. крест, затем события из священной истории Ветхого и Нового Завета, например, изображение рая, ковчега Ноева, жертвоприношение Исаака, крещение Спасителя, воскрешение Лазаря и др. К этому присоединялись еще символические изображения предметов христианской веры, употреблявшиеся, кроме храмов, даже на домашней утвари. Таковы изображения голубя (символ невинности), рыбы (напоминание о Христе. Греческое слово ixvus — рыба — составляет начальные буквы главных имен Спасителя, доброго пастыря, феникса, агнца и проч (см. “Ж.М.П.”, 1958, 8).

Изображение лика Христа, Богоматери и святых, хотя и были в употреблений у христиан первых веков, но не во всеобщем. Причиной этому было то, что иудеи, коим строго было запрещено делать изображения Божества, вступая в христианскую Церковь, не скоро могли усвоить себе мысль, что христианские иконы не составляют идолопоклонства. Во-вторых, христиане из язычников могли приравнять иконы к своим бывшим идолам, и в-третьих, неуверовавшие язычники могли упрекать христиан в идолопоклонстве.

Но что св. иконы были в употреблении, хотя по местам, об этом есть свидетельства из предания и историй. VII Вселенский собор принял предание о нерукотворном образе Спасителя, посланном Им Самим эдесскому царю Авгарю; из предания известно, что св. Лука написал икону Богоматери; Евсевий Кесарийский упоминает в своей “Истории” об изображениях Христа, ап. Петра и Павла.

Доникейская церковь, наследуя десять заповедей Моисея и участвуя в беспощадном конфликте с языческим идолопоклонничеством, вначале была нерасположена к этим искусствам. Более того, её смиренное состояние, презрение к любому лицемерному показу и земному тщеславию, восторженное отношение к страданиям за веру и всепоглощающее ожидание скорого разрушения мира и установления тысячелетнего царства сделали её безразличной к орнаментальной части жизни. Строгие монтанисты, в этом отношении предвестники пуритан, также крайне враждебно относились к искусству. Но даже высоко культурный Климент Александрийский проводил резкий контраст между духовным поклонением Богу и художественным изображением божества. «Привычка ежедневного лицезрения», – говорит он, - «снижает достоинство божества, которое не почитается, а только унижается ощутимым материалом».

В IV веке художественные изображения святого перешли из частных уголков христианских домов и катакомб в общественные церкви, правда, против воли, что стало причиной сильных споров по поводу образов, которые продолжались вплоть до второго Никейского Собора (787), и разрешились в пользу ограниченного поклонения образам.

Первый символ распятия было просто крестом. Затем появился крест и агнец: либо агнец с крестом на голове или плечах, либо агнец, привязанный к кресту. Затем – Христос в соединении с крестом: или держащий его в правой руке (на саркофаге Проба, 395 г.), или Христос на фоне креста (в церкви Св. Пудентины, построенной в 398 г.). И наконец, Христос, пригвожденный к кресту.

Следующие символы, взятые из Писания, часто изображались в катакомбах и относятся к добродетелям и обязанностям христианской жизни: голубь (с оливковой ветвью или без неё) – образ простоты и невинности; корабль, изображающий иногда церковь, спокойно плывущую в потоке развращения (с ссылкой на Ноев ковчег), а иногда отдельную душу в пути к небесному дому под управлением контролирующего шторм Спасителя; пальмовая ветвь, которую провидец Апокалипсиса вкладывает в руки избранных, как знак победы; якорь, знак надежды; лира, указывающая на радость и гармонию; петух – предостережение о бдительности, с ссылкой на падение Петра; олень, который страстно желает найти чистый ручей, и виноградная лоза, которая со своими ветвями и гроздьями показывает единство христиан с Христом, согласно притче, а также богатство и радость христианской жизни.

Феникс, символ восстановления и воскрешения, происходит из хорошо известного языческого мифа.

Наши рекомендации