Требования к уровню освоения дисциплины. По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности

По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а именно:

Ø иметь представление

- об основных сферах применения получаемых психологических знаний,

- о специфике проведения психологического исследования,

- о познавательной деятельности,

- о системных описаниях в психологии,

- о разнообразии подходов к пониманию личности,

- о деятельностном подходе в психологии и многомерности понятия «деятельность»,

- о многообразии подходов к возрастной периодизации,

- о соотношении процессов обучение и развитие,

- о детстве как социально-психологическом феномене социума,

- о целостности жизненного пути человека,

- о единстве законов развития в каждом возрастном периоде,

- о структуре взаимодействия субъектов образовательного процесса,

- о воспитании как усвоении социального опыта,

- о личностно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса,

- об общении как многоплановой деятельности;

Ø знать

- место психологии в системе наук о человеке,

- методы психологического исследования,

- категории и понятия психологии,

- основные направления современной психологии,

- структуру сознания и самосознания,

- свойства и характеристики познавательных процессов,

- структуру эмоционально-волевой сферы как сферы регуляции поведения и деятельности человека,

- конституциональные типологии и индивидуально-типологические особенности человека,

- особенности структурной организации личности и мотивов ее поведения,

- психологические особенности основных видов деятельности и строение индивидуальной деятельности,

- закономерности психического развития человека,

- условия и движущие силы психического развития,

- индивидуально-типические особенности человека на каждой возрастной стадии развития,

- особенности формирования личности и деятельности в онтогенезе,

- профессионально значимые педагогические способности, умения и личностные качества,

- барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии,

- основные этапы усвоения социального опыта и этапы усвоения знаний,

- роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза,

- основные механизмы воспитания,

- психологические основы воспитательных технологий и технологий развивающего обучения,

- теорию планомерного формирования умственных действий,

- структуру общения,

- сущность и причины конфликтов,

Ø уметь

- воспроизводить содержание основных теорий, объясняющих личность и поведение человека, теорий развития,

- описывать поведение и процесс развития человека в категориях психологического знания,

- описывать особенности ведущей деятельности на каждом возрастном этапе,

- составлять психологическую характеристику личности ребенка,

- анализировать поведение индивида, социальной группы, общества как субъектов деятельности, анализировать мотивы поведения и действия человека в конкретной ситуации,

- применять психологические знания для организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка,

- применять психологические знания для организации учебно-воспитательного процесса,

- прогнозировать последствия своих действий, учитывая возрастные особенности субъектов взаимодействия,

- использовать соответствующий ситуации стиль педагогического общения,

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в педагогическом процессе,

- выбирать и использовать воспитательную технологию в соответствии с поставленными целями и особенностями воспитанников,

- развивать свою наблюдательность, расширяя поле видения за счет выделения новых объектов наблюдения на основе изученного материала.

- осуществлять самоконтроль в ходе учебной деятельности и планировать свою деятельность с учетом собственных индивидуально-типических особенностей личности,

- регулировать эмоциональное состояние на основе анализа внешних и внутренних детерминант поведения.

- самостоятельно работать с научной психологической литературой.

Виды и формы контроля

Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины «Психология» включает следующие виды:

текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняются 4 контрольные работы (в форме ответов на вопросы и в форме тестовых заданий). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления отметок текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в комбинированной форме: выполнение тестовых заданий, включающих проверку усвоения учебного материала по всей дисциплине, и устный ответ на предложенные вопросы;

промежуточный контроль проводится по тестовым материалам для диагностика остаточных знаний студентов.

Методы и формы обучения

Основные организационные формы и методы обучения дисциплине «Психология»:

Формы: лекционные занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия, практические занятия, текущая самостоятельная работа.

Методы: дискуссии, деловые игры, метод «круглого стола», мозговая атака и др. методы интерактивного обучения; доклады, рефераты, лабораторные работы, решение практических задач, творческие работы.

Межпредметные связи

Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системообразующим фактором в динамической системе учебного процесса и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин. В связи с этим дисциплина «Психология» занимает определенное место в системе базовых и базирующихся дисциплин.

К базовым дисциплинам относятся: Отечественная история ГСЭ.Ф.03, Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.04, , Философия ГСЭ.Ф.05, Концепции современного естествознания ЕН.Ф.02.

К базирующимся дисциплинам относятся: Специальная психология ОПД.Ф.13, Психолингвистика ОПД.Ф.14, Психолого-педагогическая диагностика ОПД.Ф.15, Специальная детская психология ДПП.Ф.01, Психолого-педагогическая диагностика детей ДПП.Ф.02.

РАЗДЕЛ 2. содержание дисциплины

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов*
лекции, часов практические занятия, час. самостоятельная работа, час. всего по теме, часов
1. Общая психология
1.1. Введение в общую психологию  
1.2. Психика и сознание    
1.3. Психология личности  
1.4. Категория деятельности в психологии  
1.5. Психология ощущения и восприятия  
1.6. Психология внимания и памяти
1.7. Психология мышления, речи и воображения
1.8. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
1.9. Темперамент и характер
1.10. Психология способностей
2. Экспериментальная психология
2.1. Научное исследование, его принципы и структура  
2.2. Научная проблема. Гипотеза и ее виды  
2.3. Основные общенаучные исследовательские методы  
2.4. Характеристики психологического эксперимента  
2.5. Психологическое измерение и психологическое тестирование    
2.6. Интерпретация и представление результатов  
3. Возрастная психология
3.1. Введение в возрастную психологию  
3.2. Теории психического развития  
3.3. Психическое развитие в младенчестве
3.4. Психическое развитие в раннем детстве
3.5. Психическое развитие в дошкольном детстве
3.6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
3.7. Подростковый возраст
3.8. Юношеский возраст
3.9. Психология зрелых возрастов  
3.10. Психология старости и старения  
4. Социальная психология
4.1. Введение в социальную психологию    
4.2. Психология общения  
4.3. Социальная психология больших групп  
4.4. Социальная психология малых групп
4.5. Социальная психология личности  
5. Педагогическая психология
5.1. Введение в педагогическую психологию    
5.2. Психология обучения и учения
5.3. Основные направления современного обучения  
5.4. Психология воспитания  
5.5. Психология педагогической деятельности
  Итого:

* Количество часов указано для дневного отделения

Содержание отдельных разделов и тем

Наши рекомендации