Требования к уровню освоения дисциплины. По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности
По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а именно:
Ø иметь представление
- об основных сферах применения получаемых психологических знаний,
- о специфике проведения психологического исследования,
- о познавательной деятельности,
- о системных описаниях в психологии,
- о разнообразии подходов к пониманию личности,
- о деятельностном подходе в психологии и многомерности понятия «деятельность»,
- о многообразии подходов к возрастной периодизации,
- о соотношении процессов обучение и развитие,
- о детстве как социально-психологическом феномене социума,
- о целостности жизненного пути человека,
- о единстве законов развития в каждом возрастном периоде,
- о структуре взаимодействия субъектов образовательного процесса,
- о воспитании как усвоении социального опыта,
- о личностно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса,
- об общении как многоплановой деятельности;
Ø знать
- место психологии в системе наук о человеке,
- методы психологического исследования,
- категории и понятия психологии,
- основные направления современной психологии,
- структуру сознания и самосознания,
- свойства и характеристики познавательных процессов,
- структуру эмоционально-волевой сферы как сферы регуляции поведения и деятельности человека,
- конституциональные типологии и индивидуально-типологические особенности человека,
- особенности структурной организации личности и мотивов ее поведения,
- психологические особенности основных видов деятельности и строение индивидуальной деятельности,
- закономерности психического развития человека,
- условия и движущие силы психического развития,
- индивидуально-типические особенности человека на каждой возрастной стадии развития,
- особенности формирования личности и деятельности в онтогенезе,
- профессионально значимые педагогические способности, умения и личностные качества,
- барьеры и затруднения в педагогическом взаимодействии,
- основные этапы усвоения социального опыта и этапы усвоения знаний,
- роль воспитывающей среды в развитии ребенка на разных этапах онтогенеза,
- основные механизмы воспитания,
- психологические основы воспитательных технологий и технологий развивающего обучения,
- теорию планомерного формирования умственных действий,
- структуру общения,
- сущность и причины конфликтов,
Ø уметь
- воспроизводить содержание основных теорий, объясняющих личность и поведение человека, теорий развития,
- описывать поведение и процесс развития человека в категориях психологического знания,
- описывать особенности ведущей деятельности на каждом возрастном этапе,
- составлять психологическую характеристику личности ребенка,
- анализировать поведение индивида, социальной группы, общества как субъектов деятельности, анализировать мотивы поведения и действия человека в конкретной ситуации,
- применять психологические знания для организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка,
- применять психологические знания для организации учебно-воспитательного процесса,
- прогнозировать последствия своих действий, учитывая возрастные особенности субъектов взаимодействия,
- использовать соответствующий ситуации стиль педагогического общения,
- конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в педагогическом процессе,
- выбирать и использовать воспитательную технологию в соответствии с поставленными целями и особенностями воспитанников,
- развивать свою наблюдательность, расширяя поле видения за счет выделения новых объектов наблюдения на основе изученного материала.
- осуществлять самоконтроль в ходе учебной деятельности и планировать свою деятельность с учетом собственных индивидуально-типических особенностей личности,
- регулировать эмоциональное состояние на основе анализа внешних и внутренних детерминант поведения.
- самостоятельно работать с научной психологической литературой.
Виды и формы контроля
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания дисциплины «Психология» включает следующие виды:
текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняются 4 контрольные работы (в форме ответов на вопросы и в форме тестовых заданий). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления отметок текущего контроля;
итоговый контроль – для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в комбинированной форме: выполнение тестовых заданий, включающих проверку усвоения учебного материала по всей дисциплине, и устный ответ на предложенные вопросы;
промежуточный контроль проводится по тестовым материалам для диагностика остаточных знаний студентов.
Методы и формы обучения
Основные организационные формы и методы обучения дисциплине «Психология»:
Формы: лекционные занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия, практические занятия, текущая самостоятельная работа.
Методы: дискуссии, деловые игры, метод «круглого стола», мозговая атака и др. методы интерактивного обучения; доклады, рефераты, лабораторные работы, решение практических задач, творческие работы.
Межпредметные связи
Необходимый уровень качества подготовки специалиста является системообразующим фактором в динамической системе учебного процесса и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин. В связи с этим дисциплина «Психология» занимает определенное место в системе базовых и базирующихся дисциплин.
К базовым дисциплинам относятся: Отечественная история ГСЭ.Ф.03, Русский язык и культура речи ГСЭ.Ф.04, , Философия ГСЭ.Ф.05, Концепции современного естествознания ЕН.Ф.02.
К базирующимся дисциплинам относятся: Специальная психология ОПД.Ф.13, Психолингвистика ОПД.Ф.14, Психолого-педагогическая диагностика ОПД.Ф.15, Специальная детская психология ДПП.Ф.01, Психолого-педагогическая диагностика детей ДПП.Ф.02.
РАЗДЕЛ 2. содержание дисциплины
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов* | |||
лекции, часов | практические занятия, час. | самостоятельная работа, час. | всего по теме, часов | ||
1. | Общая психология | ||||
1.1. | Введение в общую психологию | ||||
1.2. | Психика и сознание | ||||
1.3. | Психология личности | ||||
1.4. | Категория деятельности в психологии | ||||
1.5. | Психология ощущения и восприятия | ||||
1.6. | Психология внимания и памяти | ||||
1.7. | Психология мышления, речи и воображения | ||||
1.8. | Эмоциональная и волевая регуляция деятельности | ||||
1.9. | Темперамент и характер | ||||
1.10. | Психология способностей | ||||
2. | Экспериментальная психология | ||||
2.1. | Научное исследование, его принципы и структура | ||||
2.2. | Научная проблема. Гипотеза и ее виды | ||||
2.3. | Основные общенаучные исследовательские методы | ||||
2.4. | Характеристики психологического эксперимента | ||||
2.5. | Психологическое измерение и психологическое тестирование | ||||
2.6. | Интерпретация и представление результатов | ||||
3. | Возрастная психология | ||||
3.1. | Введение в возрастную психологию | ||||
3.2. | Теории психического развития | ||||
3.3. | Психическое развитие в младенчестве | ||||
3.4. | Психическое развитие в раннем детстве | ||||
3.5. | Психическое развитие в дошкольном детстве | ||||
3.6. | Психическое развитие в младшем школьном возрасте | ||||
3.7. | Подростковый возраст | ||||
3.8. | Юношеский возраст | ||||
3.9. | Психология зрелых возрастов | ||||
3.10. | Психология старости и старения | ||||
4. | Социальная психология | ||||
4.1. | Введение в социальную психологию | ||||
4.2. | Психология общения | ||||
4.3. | Социальная психология больших групп | ||||
4.4. | Социальная психология малых групп | ||||
4.5. | Социальная психология личности | ||||
5. | Педагогическая психология | ||||
5.1. | Введение в педагогическую психологию | ||||
5.2. | Психология обучения и учения | ||||
5.3. | Основные направления современного обучения | ||||
5.4. | Психология воспитания | ||||
5.5. | Психология педагогической деятельности | ||||
Итого: |
* Количество часов указано для дневного отделения
Содержание отдельных разделов и тем