Вы можете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться к нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.
Познакомьтесь со своей колодой
На большом столе или на полу разложите колоду колонками, как показано ниже. Посмотрите на карты с одинаковым номером или рангом.
Я предлагаю создать в вашем журнале Таро по одной странице для каждого числа от единицы до десятки и по желанию также от одиннадцати до двадцати двух. На этих страницах вы будете собирать ключевые ассоциации и соответствия, которые относятся к каждому числу. Для начала просмотрите теории значений чисел, которые приведены ниже, и ключевые слова в приложении Б. В дальнейшем добавляйте информацию из других книг и из Интернета.
Выберите слово, которое наиболее подходит для любого из выбранных значений, и посмотрите, как оно проявляется в каждой из карт, например у всех единиц. Каждый отдельный случай будет уникален. Для одних карт ключевое слово будет появляться естественно, само собой, а для других – не будет столь явным, искомое качество может попросту отсутствовать, и ради его проявления придется изрядно пофантазировать.
Козырные карты с данным числом дают основополагающие принципы, а карты мастей – представляют задачи, связанные с ними ситуации. Например, в «Таро Тота» Алистера Кроули ключевые слова в названиях отражают проблемы, с которыми нужно работать.
Упражнение 5:2
1. Как слово «интеграция» относится к каждому из трех приведенных здесь принципов? Вспомните, что карты Старших Арканов с номерами 12 и 21 сводятся к трем (1 + 2 = 3). Что интегрируется? Сравните свои ответы с моими, приведенными в конце этого этапа. При этом не стоит считать, что мои ответы лучше ваших. Ключевые слова других людей служат импульсом, а в дальнейшем – контрольной точкой, позволяющей определить, не упустили ли вы чего‑то, и насколько сильно ваши личные идеи отличаются от общепринятых (Таро «Робин Вуд»).
2. Теперь обдумайте число «два». Как осуществляется «выбор» на каждой из двоек вашей колоды?
3. «Равновесие» – хорошее слово для двойки или оно так или иначе относится ко всем четным числам (четыре, шесть, восемь)? Если вы придерживаетесь второго варианта, что отличает равновесие одного числа от другого?
О ключевых словах
Что же именно представляет собой ключевое слово? Это слово‑символ, слово‑код. Ключ открывает доступ к этому символу и разъясняет его. Выражаясь метафорически, происходит решение задачи, разгадка шифра, указание на незамеченный прежде знак. Ключевые слова легко можно найти в Интернете или в предметном указателе книги, благодаря чему они обретают универсальность.
Хорошее кодовое слово обладает рядом характеристик.
Сущность: указывает то, что архетипично в карте, и опирается на традиционные понятия. (Выбор, ключевое слово двойки, означает, что вариантов больше одного.)
Сходство: подчеркивает родство между данными картами (хотя некоторые из них могут отражать отсутствие или стремление к общему качеству, а не его присутствие). (Каждая из двоек отражает реакцию на выбор или рассмотрение вариантов.)
Контраст: обеспечивает вариативность и уникальность. (Выбор может быть по сходству, перекрестным, от противоречия, смешанным или хаотичным.)
Конкретность: подразумевает невозможность использования так же хорошо или лучше в любой другой группе. (В противном случае ключевое слово относится к большей группе карт.)
Широта охвата: открывает большое поле потенциальных значений и поощряет работу интуиции. (Использовать баланс интуиции [Жрица] и логики [Правосудие] необходимо для вынесения верного суждения [Суд] при совершении выбора [Двойки].)
Взаимосвязь: множественные ключевые слова каждой карты или объекта (число, масть, символ и т. д.) отражают аспекты карты, которые нельзя охватить одним словом. Каждое ключевое слово подчеркивает лишь один аспект, игнорируя или замещая другие. (В колоде Райдера – Уэйта – Смит на Двойке Мечей мечи обоюдоострые, а руки скрещены; выбор в данном случае предстоит совершать между двумя сторонами одной медали, которые при этом находятся в противоречии.)
Символ/накопление сведений: ключевое слово и образы на карте напоминают друг друга (хотя это не главное, но очень полезно для памяти). (На Двойке Кубков кубки явно сближаются, а две змеи переплетаются.)
Упражнение 5:3
Выберите по крайней мере одно ключевое слово для каждой из десяти числовых и четырех придворных карт и посмотрите, как оно применяется для каждой карты в ряду. Попробуйте найти образ или символ на каждой карте с этим числом, который служил бы напоминанием ключевого слова.
Последовательность чисел
В принципах Таро утверждается, что каждое число связано с предыдущим и последующим, образуя своеобразную цепь. Четверки порождаются тройками и ведут к пятеркам. В масти Кубков можно увидеть последовательность, в которой есть хмельная вечеринка на Тройке, похмелье на Четверке и печаль из‑за потерь, вызванных неумеренным поведением, на Пятерке. Или же вы можете радоваться новой работе на Тройке, обнаруживать, что она скучная, на Четверке и горевать на Пятерке.
Упражнение 5:4
Оцените с точки зрения последовательности чисел каждую масть. Есть ли в них ритм подъемов и спадов, активности и неактивности? Опишите возможную последовательность событий каждой масти, основываясь исключительно на характеристиках чисел.
Числа и ранги
Дальнейшая часть этого раздела посвящена описанию рангов придворных карт и символики чисел от одного до десяти. Вкратце это изложено в виде ключевых слов для чисел и рангов в приложении Б.
Ранги придворных карт
Постепенное развитие предполагают не только числа, но и ранги придворных карт, хотя и по‑своему. Ранги от колоды к колоде очень разнообразны, поэтому обращайте внимание на характеристики именно вашей колоды и не следуйте слепо приведенным здесь предложениям.
Паж (Валет, Принцесса, Дитя, Дочь, Ученик, Место…): Паж как ранг символизирует новизну: всякое начало, осторожность и служение другим. Он обозначает энергии незрелые, невинные, открытые и любопытные. Пажи также могут играть роль вестника.
Рыцарь (Принц, Воин, Сын, Брат, Искатель, Знающий…): Рыцарь подобен подростку, который расширяет свой опыт и проверяет способности. Этот ранг указывает на энергии авантюрные, исследовательские, революционные и сосредоточенные на цели. Он предполагает действие, движение и развитие. Кроме того, Рыцари могут указывать на скорые путешествия.
Королева (Мать, Матриарх, Женщина, Проводник, Жрица, Дар…): Королева – это зрелая женская энергия инь, которая питает, поддерживает и управляет. Она часто ассоциируется с сочувствием, пониманием и интуицией, демонстрирует мастерство и опыт, выраженные на внутреннем или межличностном уровнях.
Король (Отец, Патриарх, Мужчина, Мудрец, Шаман, Оратор…): Король – это зрелая мужская энергия ян, которая командует, определяет и защищает. Она часто ассоциируется с жизненными силами, агрессией и рациональностью и указывает на мастерство и опыт, которые демонстрируются публично, но с некоторой статикой.
Важность числа
Первые карты были непронумерованными. Изначально они использовались для игры под названием тароччи, предшественницы бриджа, в которой были постоянные карточные масти, и поэтому игрокам приходилось договариваться о выборе той или иной последовательности карт. Поначалу в разных городах и областях бытовали разные последовательности, отражая культурные тонкости и передавая местный колорит. Со временем нумерация карт стала стандартной. Карты мастей нумеровались всегда, за исключением «придворных». Обладали ли присвоенные картам номера символическим значением изначально – доподлинно неизвестно. В 1781 году Антуан Курт де Гебелин описал Таро как древний, полный оккультного значения документ. С момента его «открытия» придавалось огромное значение определению «правильной» последовательности карт и числовой символике.
Ранний символизм чисел, судя по всему, отражал древние визуальные представления о числах как точках, расположенных в виде симметричного рисунка. В древних мистических школах геометрия считалась священной, а магические силы – порождением сил космических. В то время как речь и слова считались чисто человеческими атрибутами, числа, благодаря своей чистоте и абстрактности, воспринимались как вечные сущности, воплощающие всеобъемлющую божественную реальность. Вавилоняне связывали номера с влиянием Неба. Пифагор из Самоса (VI век до н. э.) основал школу и религиозное братство, в числе принципов которого были реинкарнация и вегетарианство. Его математика и геометрия изучали законы гармонии во Вселенной, в которой наша сферическая планета вращается вокруг Солнца. Считается, что ему принадлежит доктрина: «Все вещи суть числа». Многие из идей Пифагора пришли из египетских мистических школ Александрии, где он учился. Он повлиял на Платона и Аристотеля. Пифагорейский писатель Стобеус писал, как цитируется в антологии «Первоисточник и библиотека Пифагора»:
Воистину, сама природа числа служит нам проводником и учит нас пониманию того, что иначе осталось бы непонятным и неизвестным. Ибо нет никого, кто смог бы получить ясное представление о вещах самих по себе либо об их отношениях, если бы не было числа, или сущности числа.
Итак, числа и ранги были неотъемлемой частью Таро и могли играть важную роль в их изначальном внешнем облике. Сумма всех возможных результатов броска двух костей – двадцать один, а с тремя костями – пятьдесят шесть; добавьте Шута без номера, и вы получите семьдесят восемь карт Таро. Из этого можно предположить, что гадание на костях, которое практиковалось с древнейших времен и документировалось еще с эпохи средневековья, могло быть предшественником Таро. Более того, кости часто появлялись на ранних изображениях стола Мага.
Символика чисел
Говорят, что посредством чисел познаются вещи. Попробуйте представить числа в чистом виде, мысленно понаблюдать за их преобразованием. Представьте себе единство, точку бесконечно чистого сияния, без измерений, границ или различий. Что происходит, когда человек желает познать себя? Так же как нам никогда не суждено прямо увидеть собственных глаз, нам требуется другой, второй человек, чтобы увидеть себя со стороны. А когда двое желают воссоединиться, то вместо единства (один) создают третье, совершенно уникальное существо. Трем нужен четвертый, чтобы установить глубину, стабильность и направление. Пятый нарушает эту стабильность, вносит перемены и способствует движению. Шесть восстанавливает гармонию, а семь вновь ее нарушает. Восемь удваивает материальный порядок четверки, квадрата. Девять завершает однозначные числа триединством триединств. И, наконец, десять возвращает нас к единице, но в другом измерении.
Ниже приведено несколько ключевых концепций чисел.
Один: это точка, у которой есть место, но нет измерения. Она зовется монадой и воплощает Божественное – причину всего сущего, первоначальную силу Творения. Единица – это всегда единство, эго, идентичность, целостность и бесконечность. Она, как семя, таит в себе потенциал, являясь инициативой, но при этом сохраняя неизменность. Как говорится в трактате «Изумрудная скрижаль» Гермеса: «Все происходит из Единого, в созерцании Единого, и все порождается этим Единым».
Два: это две точки, соединенные линией и представляющие принцип расширения. Это Божественность, отраженная в лице другого, а значит, двойственность, а также отделение и противостояние, из которого, как считают, появилось разрушение. Пифагор определил основное понятие двойственности и вывел теорию противоположностей (которые часто проявляются в символизме козырных карт). Двойственность означает равновесие, выбор и решительность. Это лишь иллюзия независимости, но она предлагает возможность отношений. Основные дуальности:
нечет – чет;
мужчина – женщина;
я – не я (другой);
свет – тьма;
добро – зло;
активность – пассивность;
жизнь – смерть;
радость – печаль;
юность – зрелость;
здоровье – болезнь.
Три: три точки составляют треугольник и ограничивают плоскость. Обладая тем самым осязаемой формой, это число считается первым настоящим, а потому символизирует физическую реальность. Оно представляет множественность. В некоторых культурах счет ведется по принципу «один, два, множество». В тройке воплощены все триединства: три лица Богини, три фазы Луны, христианская троица, триада основных цветов и триада тело – дух – душа. Тройка процессуальна: тезис – антитезис – синтез, начало – середина – конец и субъект – действие – объект. Тройки предполагают посредничество и интеграцию, гармонию единства и различий. Когда противоположности сходятся, создается третье (ребенок). Кроме того, это число ассоциируется с творчеством.
Четыре: четверка добавляет глубину смысла и тем самым формирует первую твердую конструкцию (тетраэдр), идеальный порядок и постоянство. Она ассоциируется с созданием физического (материального) мира – четыре стихии, направления, времени года, четыре ветра, недели в месяце и даже четыре ноги у животного. Это «основа основ», которая воплощает справедливость, потому как является сложением равных (2 + 2). Имя Бога, состоящее из четыре букв, называется Тетраграмматоном. Также стоит вспомнить четыре главных добродетели, четыре Евангелия и реки Рая.
Пять: это пентаграмма, которую можно изображать в виде бесконечного узла. Это движение, время и, следовательно, переменчивость. Число пять символизирует жизнь и, конкретнее, человечность, ведь на руке пять пальцев, у тела пять конечностей (руки, ноги, голова) и пять чувств. Боль и страдания находят выражение в пяти ранах Христа. Это число меняет или нарушает стабильность четверки, вызывая кризис. Являясь квинтэссенцией, оно объединяет и превосходит стихии, воплощая здоровье, жизненную энергию и новые возможности. Для пифагорейцев оно было одним из «брачных» чисел, суммой первого четного и первого нечетного чисел 2 + 3 (1, будучи неделимым, не считается ни четным, ни нечетным).
Шесть: это второе «совершенное число» пифагорейцев, сумма 1 + 2 + 3, идеальное, поскольку Божественное творение было завершено на шестой день. Шестерка воплощает пробуждение сознания и очищение. В виде гексаграммы оно состоит из двух противоположных треугольников, символизирующих огонь и воду, и выражает целостность духа и материи. Оно ассоциируется с полом и поколениями и считается также «брачным» числом, потому что является результатом умножения 1 × 2 × 3. Оно образует грани куба.
Семь: это число, которое нельзя получить путем умножения. Оно воплощает одновременно разум и случай – победу и малейшие помехи ей. Семерка воплощена в семи музыкальных нотах, семи цветах радуги, видимых планетах, семи гласных, чакрах и днях недели; она собирает отдельные вещи в целое. Семерка является соединением Божественной троицы (души) с четырехмерным миром (телом). Семь часто называют интуитивным, даже мистическим и священным числом, указывающим на день, в который Бог отдыхал. Оно содержит все планетарные силы в их свободе и, тем самым, представляет и мудрость. Оно напоминает о семи добродетелях и пороках, а также и о семи смертных грехах. Семерка воплощает совершенство, но в то же время и все, что может это совершенство подорвать.
Восемь: может изображаться в виде двух квадратов (соединение обычных стихий и небесного порядка, а следовательно, высшего сознания). В музыке цифра восемь – октава, она возвращается к себе, но на новом уровне высоты. Восьмой день известен как День Справедливости, или Суда, и стало быть, означает присутствие высшей справедливости в материи (четверке). Восьмерка воплощает движение к завершению и итоговые изменения, которые нужно сделать, чтобы достичь желаемого.
Девять: девятка, то есть три в кубе, – это идеальная форма идеальной тройки. Это завершенное число, потому что при умножении оно воспроизводит себя в виде суммы цифр (9 × 9 = 81; 8 + 1 = 9). С точки зрения того, что девять – последняя цифра, она являет собой границы и ограничения, но также и мудрость. Существует девять званий ангелов и девять месяцев вынашивания человека. Это завершение и конец цикла, хотя по сравнению с десяткой этому завершению как будто чего‑то не хватает.
Десять: десятка и единица на мистическом уровне – одно и то же, всеобъемлющая целостность всех вещей, потому что все остальные числа порождаются цифрами декады. Поэтому она бесконечна и безгранична, это высочайший уровень единства. Это одновременно и воплощение идеала, и его смерть. У пифагорейцев это было идеальное число, называвшееся Космосом и верой. В каббале описывается десять эманаций Божественного. Египтяне делили небо на тридцать шесть декад, каждая по десять градусов. Десятка отсылает к десяти заповедям и является числом добродетели и свершения. Она исправляет и укрепляет то, чего не хватало девятке для завершения.
Практически во всех религиях есть своя символика чисел, которые часто также выступают в качестве вспомогательного инструмента при запоминании основных принципов учений. Числа ассоциируются с десятью сефирами – эманациями Божественного, которые образуют Древо Жизни в иудейской каббале и особенно важны для интерпретации Таро у Ордена Золотой Зари. Другие работы по нумерологии приводят часто родственные, но несколько отличающиеся идеи по поводу значений чисел.
Возможные ответы на упражнения Шага 5
Упражнение 5:2, пункт 1
Тройки
Жезлы
Интеграция воли, возможности и средств приводит все в действие
Кубки
Интеграция гармоний приводит к радости и торжеству
Мечи
Интеграция нарушена и потому приводит к боли и печали
Пентакли
Интеграция потребностей, умений и намерения приводит к продуктивности
Императрица
Интеграция первородных женственности и мужественности (1 + 2) порождает третье (дитя или плодородие Земли)
Повешенный
Интеграция противоположностей (внизу и вверху) или новая точка зрения (первая и вторая половины Старших Арканов) достигается благодаря жертвам, подчинению или новому взгляду
Мир
Интеграция элементов приводит к единству (целостному «Я»)