Вы можете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться к нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.

Роль эмоций в чтении расклада Таро

Как уже упоминалось, люди раскладывают Таро, чтобы уменьшить тревожность, добиться исполнения желаний, а также разгадать смысл разного рода совпадений. Этот процесс, если он ничем не блокируется, ведет к новому осознанию жизни. Эмоции лежат в сердце всех потребностей человека и потому составляют основу чтения Таро и взаимодействия с вопрошающим. Эмоции в форме образов могут считаться «посланниками души», они устанавливают глубокие неразрывные связи с текущими событиями. Проецируя собственные эмоции на карту Таро, вы сможете такие связи выявить.

Колоды Таро, особенно те, в которых сюжетные рисунки есть на всех картах, являются метафорами эмоций. Вспомните, например, о неких описательных клише. Людям на Пятерке Кубков холодно, они чувствуют себя отверженными и подавленными. Фигуры на Пятерке Жезлов испытывают пламенную страсть, которая может быть любой – от энтузиазма до ярости, ведь красный цвет шапки или плаща предполагает наличие страстей. Вода указывает на поток или подъем глубоких чувств. В действительности, не существует восприятия без эмоционального компонента, поэтому все воспринятые элементы образа карты будут влиять на вас. Сильные, подлинные эмоции обладают такой силой воздействия на вас, которой никогда не может быть у интеллекта.

Нейропсихолог Антонио Дамасио в книге «Чувство происходящего» писал:

Сложное сочетание химических и нейронных реакций образует определенную схему: все эмоции играют ту или иную роль в регуляции, так или иначе приводя к созданию обстоятельств, которые приносят пользу организму… Их роль состоит в том, чтобы помогать организму поддерживать жизнь.

Эмоции являются попыткой найти более выгодные обстоятельства. Как навык, необходимый для выживания, эмоции стремятся защитить нас, достичь равновесия и гармонии с окружающей реальностью, стимулировать рост и продолжать вид. Со временем, в результате реакций на сходные обстоятельства, развиваются привычки и условные модели поведения, к которым всегда нужно приспосабливаться. Например, вы слышите грубость и занимаете защитную позицию (как научились делать), однако человек извиняется, и вы расслабляетесь. С помощью эмоций формируются наши отношения с внешним миром. Расклад позволяет увидеть этот процесс в действии. Эмоции, вызываемые образами карт Таро, связаны с вашим вопросом и направлены на то, чтобы улучшить обстоятельства вашей жизни. При любых техниках образы должны восприниматься эмоционально, а не рационально, для того чтобы их энергия смогла коснуться вашего «Я» и стать источником изменений.

Эмпатия

Несмотря на бесконечные вариации в разных культурах, можно с определенным успехом предсказать, что некие характерные стимулы‑раздражители вызовут соответствующие им характерные эмоции. Вот почему карты Таро обладают такой силой. Образы порождают эмоции, которые читающий может предсказывать со значительной долей вероятности. Эффект еще больше усиливается, так как большинство толкователей Таро обладают сильной эмпатией. Эмпатия – это способность к сопереживанию, которая позволяет вам понимать и реагировать на чужие уникальные эмоции. Алан Шор в опубликованной в Интернете статье «Правое полушарие, правый разум и психоанализ» описывает эмпатию как «резонансную подсознательную коммуникацию правого полушария мозга одного человека с правым полушарием мозга другого». Согласно недавним исследованиям, это происходит благодаря так называемым зеркальным нейронам мозга. Посредством эмпатии вы устанавливаете связь с действиями других людей через собственное восприятие мотиваций и отношений. Эмпатия позволяет взглянуть на вещи с позиции другого человека.

Эмоции обычно ассоциируются только с мастью Кубков, но любая карта может вызвать эмоциональный отклик, который вдобавок вполне предсказуем. Люди обычно обращаются к колоде Таро или к тарологу за советом, движимые эмоциями. Лучшие тарологи обычно одарены эмпатией и используют свой талант, сознательно или нет, в качестве основного компонента интуитивных и коммуникативных навыков.

Энергия в действии

Основой любой эмоции, которую иногда называют еще «энергией в действии»[2], является готовность к свершению поступка. Во время чтения расклада вы оцениваете свой план прошлого, настоящего и будущего. Поскольку человек не в силах предугадать всего, эмоции регулируют его отношения с неожиданным и неизвестным. Они служат нам источником мотивации, заставляя двигаться и действовать.

Сочетание символа и эмоции рождает значение. Об этом говорит Карл Юнг в своей работе «Психогенез душевных заболеваний»: «Символы – это образы, которые обращаются к нам. Это лучшее из возможных выражение эмоционально значимой ситуации». Эмоции воспринимают символы как реальность.

Карла Макларен описывает это в «Эмоциональном гении» – своей книге об интуитивной роли эмоций:

Эмоции предупреждают нас о тех или иных вещах и делают это без всяких уверток. Если мы достаточно хорошо их осознаем… эмоции способны сообщить нам необходимую энергию для того, чтобы войти в любую воображаемую ситуацию и выйти из нее, так как несут особую информацию, необходимую для исцеления.

Если эмоции являются источником энергии, которую можно использовать целенаправленно и конструктивно, следовательно, их проявление в раскладе говорит о том, куда идет энергия и где таятся самые большие возможности для движения вперед и перемен. Эмоции – это способ обращения к осознанию.

Чтение другому

Когда вы читаете расклад другому человеку, ваша задача – стать чувствительным к скрытым смыслам и сущности того, что вам говорят. Описание, объективное или субъективное, немало поведает о состоянии человека и его заботах. Помните, что эмоции – это энергия в действии, следите за сиюминутными изменениями этой энергии. А теперь давайте попробуем выявить некоторые эмоциональные характеристики описания.

Упражнение 3:2

1. Перечислите эмоциональные состояния, которые возникают в процессе описания Пятерки Мечей от первого лица, данном ниже. Фиксируйте любые впечатления – знаком вопроса или в скобках. Например, вопрошающий утверждает, что вокруг все «холодное, штормовое и неживое». Это может сопутствовать одиночеству, тревоге или каким‑либо помехам в жизни человека. Другие возможные реакции приведены в конце этого этапа.

«Вокруг меня все выглядит холодным, штормовым и неживым. Вдалеке идет проливной дождь, и низкие, зловещие, кучевые облака сгущаются над головой, оставляя лишь клочок ясного неба. Я чувствую невыносимое одиночество и печаль. Я ранен, мне больно. Мне холодно и пусто, и я не вижу ничего, кроме собственных разбитых надежд. Сейчас я отношусь к миру так: „Бедный я, бедный, моя жизнь никогда не станет лучше“. На заднем плане зловещая тень пританцовывает и глумится. Это моя темная сторона, и она выглядит гордой и счастливой и наслаждается болью, моей или других».

2. Посмотрите на свои комментарии в скобках и примите их как допущения, которые, без дальнейшего изучения, могут относиться к вопрошающему или не относиться к нему. В Шаге 9 «Вопросы и картины прошлого» мы подробнее остановимся на подобных допущениях.

Знакомство с колодой

У каждой колоды есть свой индивидуальный стиль и своя уникальная эмоциональная сила. Это объясняет, почему некоторые предпочитают колоду с любительскими рисунками колоде, оформленной более искусно, или почему некоторых притягивают «темные» колоды, а не более оптимистичные.

Я провела исследование по поводу Таро и эмоций, используя колоду Райдера – Уэйта – Смит, в котором участвовали шестьдесят пять респондентов. В описании большинства карт (тридцати пяти) они прибегли к следующим характеристикам: решительный, надеющийся, определенный, тревожный, осторожный, принимающий, сомневающийся в себе, высокомерный, спокойный, удовлетворенный, сдержанный, уверенный в безопасности, жаждущий, опасливый и любопытный. Обратите внимание, что даже сложные эмоции принимают мягкую свою форму. Среди слов, относившихся к меньшему числу карт (в среднем шесть с половиной), были: вина, злорадство, зависть, отвращение, страх и гнев – сильный эмоциональный негатив. Из этого можно заключить, что колода Райдера – Уэйта – Смит обнадеживает и дает обещания, заставляет ждать удовлетворения желаний. Тяжелые эмоции в ней минимальны.

Упражнение 3:3

Если вы хотите изучить эмоциональные характеристики своей любимой колоды Таро, скопируйте список, приведенный в приложении А, и разрежьте его так, чтобы каждое слово находилось на отдельном куске бумаги. Выложите перед собой все карты колоды и присвойте каждой одно слово, которое лучше всего соответствует рисунку на ней. Группируйте карты, относящиеся к схожим эмоциям (пусть некоторые карты попадают сразу в две группы). Положите соответствующие названия возле каждой группы и переходите к итоговому отбору.

Вы можете выполнять это упражнение одним из двух способов:

• выбирайте названия эмоций согласно общепринятым представлениям о них;

• выбирайте названия эмоций, которые более всего соответствуют вашим личным реакциям.

И, наконец, обдумайте вот что:

• какие слова вы не использовали? Эти эмоции не нашли отражения в вашей колоде или их в полной мере заменили слова‑синонимы?

• заметно ли, что определенные эмоции проявляются сильнее и чаще, чем другие? Достаточно ли сильна эта тенденция, чтобы можно было характеризовать колоду в целом?

• каковы основные эмоциональные характеристики каждой масти и численного значения?

• каким картам было труднее всего присвоить эмоции?

Возможные ответы на упражнения Шага 3

Упражнение 3:2

• Что‑то кажется зловещим (предчувствуется угроза?).

• Облака висят низко (что‑то неизвестное или мрачное?).

• Есть небольшой участок ясного неба (немногое, что известно и вызывает надежду?).

• Человек печален и потерян из‑за чего‑то.

• Что‑то кажется невыносимым.

• Человеку одиноко (он не может поговорить с другими?).

• Человек ранен (кто‑то причинил ему боль?).

• Надежды разбиты, ему кажется, что лучше не будет (отчаяние, жалость к себе?).

• Радуется боли (возможная награда или компенсация?).

Шаг 4. История

Каждый должен начать там, где еще течет поток энергии, даже если он очень тонок и даже если все это кажется глупым.

Мария‑Луиза фон Франц, «Анимус и Анима в сказках»

Путь ученика

На Шаге 4 вы рассказываете историю. На основе иллюстрации избранной вами карты вы придумываете сюжет. При этом сюжет будет так или иначе отражать истинные события вашей жизни.

Читающие Таро нередко прибегают к подобному приему. Большинство рассказов начинаются со слов: «Как будто…», или «Словно…», или «Что если это…» В таких историях некоторые сцены и события могут заимствоваться из личного житейского опыта читающего, а некоторые из них придуманы самими создателями и авторами колод в качестве пояснения к своим иллюстрациям. Артур Уэйт, например, рассказывает, что Двойка Жезлов – это «печаль Александра [Великого] среди роскоши всех богатств мира». В этом случае миф рассматривается как нечто более правдивое, чем повседневные события, что создает основу для магической, трансформационной работы, которая выполняется в дальнейшем.

В своем рассказе вам нужно быть спонтанным, непредсказуемым и немного безумным. Гиперболы, преувеличения будут хороши. В вашей сказке животные могут разговаривать, и ничто не будет тем, чем кажется на первый взгляд.

Вот пример на основе карты Шут (0, Инициация) из Таро «Изменения Форм».

«Жил да был однажды на маленьком острове в рыбацкой деревушке мальчик. Он бродил по пещерам и расщелинам в поисках драконьего яйца, потому что хотел забрать его домой и воспитать дракончика. Но это была лишь причуда, потому что хотя драконы в этом мире и были, но никто никогда не видел их яиц.

Вы можете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться к нему позже, после того как попробуете другие способы чтения. - student2.ru

Его мать говорила: „Зачем тебе дракон? Это страшные существа с необъяснимыми желаниями, они улетают далеко от дома и не думают о своем роде. Довольно мечтать об этом!“

Однажды, когда мальчик был голоден, он увидел замечательное яблоко, которое одиноко висело на дереве и до которого было никак не дотянуться. Он из всех сил пытался достать его, но безуспешно. Тогда он подобрал длинную палку и попытался сбить яблоко, а когда и это не вышло, рассердился. Тут мальчик заметил, что его рука странно выглядит. Она зеленела и обрастала чешуей. Он все тянулся к яблоку и чувствовал, как удлиняется его хребет, и неожиданно заревел громко и дико, на спине его выросли крылья, и он взлетел к вершине дерева и схватил желаемый плод. Ветер, который он порождал взмахами крыльев, сбивал бабочек и стрекоз, а палка, которую он продолжал сжимать в когтистой руке, засветилась силой.

Внезапно к нему пришло знание: это было дано ему по праву рождения, а мать пыталась это скрыть. Драконы рождаются не из яиц – ими становятся мальчики из прибрежных деревень, когда вырастают. Покидая дом, они возвращаются только для того, чтобы заключить союз с одной из девушек‑рыбачек, а потом снова улетают навстречу приключениям».

Ваша история необязательно должна быть связной или даже логичной, потому что вы только в конце сможете понять, что важного было в начале (в этом случае – в деревне не было взрослых мужчин), и это совершенно нормально. Пусть история будет наивной (свойство Шута), чем лишенной воображения и рационально строгой. Настало время дать волю фантазиям и домыслам, каким вам только хочется, дать волю желаниям, извлечь кролика из шляпы.

Упражнение 4:1

Пусть вам будет весело. Попробуйте станцевать, спеть или попрыгать. Представьте себе ситуацию, будто вы укладываете детей спать, а они требуют сказку на ночь. Единственное, что у вас есть в качестве иллюстрации, – это карта Таро, с которой вы работаете. Достаньте ее и покажите детям. Теперь расскажите им самую дикую и невероятную историю, которую только способны придумать, черпая сюжет в деталях оформления карты. Разумеется, вы не ограничены рамками этого сюжета и вольны отправиться туда, куда он вас поведет. Вы можете рассказать подобную сказку кому угодно, хоть вашей собаке или коту. Ее можно также записать: засеките время, не более десяти минут, и пишите спонтанно, без размышлений или остановок. Пусть ваша ручка (или пальцы на клавиатуре) ведет вас.

Начните сейчас со слов «Жили‑были…»

Упражнение 4:2

Теперь отбросьте «жили‑были» и повторите то, что рассказали (или написали) от первого лица и в настоящем времени, как будто вы проживаете эту историю здесь и сейчас. Помните, что вы можете быть более чем одной из фигур карты. Например:

«Я – мальчик, который живет на маленьком острове в рыбацкой деревушке. Я брожу по пещерам и впадинам в поисках драконьего яйца, чтобы забрать его домой и воспитать своего дракончика. В этом моя странность. Моя мама не понимает, почему я так одержим драконами. Она говорит, что это страшные существа с неведомыми желаниями, они улетают прочь от дома, позабыв свой род. Она требует, чтобы я послушался ее и оставил свои мечты. Я голоден и вижу замечательное яблоко, которое одиноко висит на дереве, так высоко, что мне не достать. Я тянусь и тянусь, но тщетно. Я пытаюсь сбить его длинной палкой, но у меня не выходит. Я начинаю сердиться. Потом я замечаю, что моя рука зеленеет и покрывается чешуей. Мой хребет удлиняется, и я издаю бешеный рев. У меня на спине вырастают крылья, и я взлетаю к вершине дерева и хватаю яблоко. Ветер, который я порождаю взмахами крыльев, сбивает бабочек и стрекоз, а палка светится силой. Я понимаю, что быть драконом дано мне по праву рождения, а мать пыталась утаить это от меня. Я улетаю прочь и вернусь только для того, чтобы заключить союз с одной из девушек‑рыбачек, а потом снова улечу навстречу приключениям».

Личная история

В этом упражнении вы совершили переход от описания карты к личной истории. Приведенная выше история предлагает к размышлению несколько вопросов. Вы следовали за мечтой, а вам твердили, что это всего лишь фантазия? Что, по вашим ощущениям, от вас скрывали? Что заставляет вас покинуть дом? Что дано вам от рождения, но вы не знаете этого? Что влечет вас за невозможным? Каковы вы в гневе? Если бы вы проявили всю свою силу, что бы произошло? Любой из этих вопросов может открыть личный сценарий или жизненную схему, которую вы исполняете много раз.

Когда этому Шагу предшествует описание эмоций и отношений на карте, то эмоциональная энергия оказывается близка к поверхности и добавляет глубины пробужденным образам. Например, если на более раннем этапе этот человек описывал эмоции удивления и радости, то у нас получилась бы богатая смесь, демонстрирующая, как гнев приводит к прорыву и в итоге к положительным возможностям.

Упражнение 4:3

На основании пересказа истории и повествования от первого лица, сделанных в предыдущих двух упражнениях, оцените, насколько они отражают вашу собственную жизнь? Когда происходило нечто подобное? Говорите или пишите в течение нескольких минут о своих ассоциациях. Некоторые из них могут быть буквальными, но позвольте себе играть с любыми возможностями, которые приходят вам на ум.

Путь адепта

Наши рекомендации