Ключевые термины и понятия.
Валидность в культурной психологии | (1) Дескриптивная валидность — затрагивает вопросы точности описания фактов. (2) Интерпретативная валидность — контролирует умозаключения о значениях действий. (3) Теоретическая (объяснительная) валидность — направлена на идентификацию мотивов и причин как источников феноменов. |
Естественнонаучная традиция в психологии | Состоит в том, что человек рассматривается как неотъемлемая часть мироздания. Это предполагает в свою очередь, что методы естественных наук (изучающих мироздание) должны использоваться и при изучении психики и поведения человека. |
Естественнонаучной традиции в психологии признаки | (1) признание реальности мира, (2) систематический эмпирицизм, (3) элементаризм, (4) независимость наблюдаемых феноменов от наблюдателя, (5) изучение как наблюдаемых, так и ненаблюдаемых феноменов, с помощью приборов и косвенных методов измерения, (6) поиск причин, (7) проведение количественных и качественных исследований, (8) применение методов наблюдения и эксперимента, (9) публичность. |
Естественных наук общее направление развития | Материальный субстрат — энергия — информация |
Естественных наук фундаментальные идеи в психологии | Физическая энергия — психическая энергия; внешний толчок или внутренняя тяга — потребности и мотивы; тяготение, соединение и разложение элементов — ассоциации. |
Культурно-историческая традиция в психологии | Подчеркивает своеобразие человека как социального существа, существующего в человеческом обществе и мире искусственных предметов (человеческой культуры). Это предполагает, в свою очередь, что методы исследования психики и поведения человека должны существенно отличаться от методов естественных наук. Подчеркивается роль социальных, культурных и исторических факторов в создании психики, поведения и деятельности человека. |
Культурной психологии особенности | (1) Сознание является источником объективного знания и придает познанию объективный характер. (2) Наблюдатель должен вступать во взаимодействие с изучаемым феноменом. (3) Возможно понимание качественных особенностей феноменов целостно, без разложения их на отдельные элементы. (4) Изучаются качественные особенности феноменов. (5) Объективность качественных исследований обеспечивается ориентацией на комплексные качества феноменов. (6) Развиваются представления Дильтея о понимании и интерпретации. Понимание состоит в постижении значений человеческой экспрессии. Интерпретация состоит в том, что значения следует выводить изэкспрессии, но не искать их внутринее. (7) Анализ индивидуальных случаев и применение метода индукции. (8) Постижение сущностных особенностей феноменов. Сущность находится в общих паттернах. (9) Психологические феномены определяются концептуально, не операционально. (10) Понимание феноменов включает их объяснение, а социально-культурная активность является главным источником объяснения. |
Культурной психологии фундаментальные идеи | (1) Культурная психология руководствуется идеями социального конструкционизма и конструктивизма, включая социально-историческую теорию Выготского. Психические функции рассматриваются как социально обусловленные. (2) Культурная психология усвоила ряд идей феноменологии Гуссерля, в частности, отношение к человеку как активной, творческой и конкретной индивидуальности. (3) Центральными понятиями культурной психологии являются «понимание» и «интерпретация», идущие от Дильтея. |
Научной революции признаки | Наука ставила перед собой утилитарные задачи и к концу XVII в. претерпела следующие основные трансформации: (1) абстрактные размышления стали цениться выше здравого смысла; (2) количественные представления о природе пришли на смену качественным; (3) возник и стал развиваться экспериментальный метод — способ получения определенных ответов на отдельные (не связанные в одном эксперименте) вопросы с позиций частных теорий; (4) был принят новый критерий объяснения — скорее «как», чем «почему» |
Ресурсы Интернета
Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России <http://sociology.extrim.ru/andreeva.htm>
Блок О.Г. Интеграция и дифференциация структур научно-психологического познания <http://www.ksu.kz/about/academics/phylosophical/psycho/blok.html>
Введение. Естествознание как отрасль научного познания
<http://www.altnet.ru/~rim/lekcicon/101/vved.htm#z6>
Вундт В. Задача психологии <http://lovechannel.net.ru/info/00066.htm>
Давыдов В.В. Культурно-исторический подход
<http://www.maro.newmail.ru/elib/davvv000/index.htm>
Культурная психология <http://ethnopsyhology.narod.ru/study/cultpsych/index.htm>
Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница
<http://www.philosophy.ru/iphras/library/ruspaper/LEKTORS1.htm>
Петухов В.В., Столин В.В. Предмет и задачи психологической науки и практики <http://vysokov.virtualave.net/docs/petukhov.html>
Философия науки. — Вып. 1: Проблемы рациональности. — М., 1995. — 325 с.
http://www.philosophy.ru/iphras/library/philnauk.html
Рекомендуемая литература
Алексеев И.С. Наука // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 393—395.
Бермус А.Г. Естественнонаучная парадигма в психологии: выбор ориентиров // Вопр. психол. 1998. № 4. С. 79—83.
Введение в психологию / Под общей ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996. С. 70—87.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. С. 15—54.
Горелов А.А. Философия и наука // Философия / Под ред. Л.А. Никитича. М.: Юнити-Дана, 2000. С. 491—496.
Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. С. 24—49.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. СПб.: Питер, 2000. С. 8—29.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб.: Речь, 2000. С. 11—62.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. — М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 3—29.
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. С. 21—54.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. С. 33—235, 325—378.
Психология и новые идеалы научности(материалы «круглого стола») //Вопр. философии, 1993. № 5. С. 3—43.
Пуанкаре А. О науке. 2-е изд. М.: Наука, 1990.
Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997.
Проверьте ваши знания
1. Каковы особенности научной революции в XVII в.?
2. В каком направлении развиваются естественные науки?
3. В чем суть естественнонаучной традиции в психологической науке?
4. На какие фундаментальные идеи естественных наук опирается психология?
5. По каким признакам можно определить естественнонаучную традицию в психологии?
6. В чем суть культурно-исторической традиции в психологии?
7. На какие фундаментальные идеи опирается культурная психология?
8. Каковы особенности культурной психологии?
9. Какие разновидности валидности используются в культурной психологии? Дайте им характеристику.