Ключевые термины и понятия.

   
Атомизм Учение, объясняющее комплексные явления в терминах агрегирования фиксированных частей или единиц.
   
Атомистический взгляд на материю Материя состоит из мельчайших частиц, относительно простых, неизменных и слишком маленьких для того, чтобы их можно было бы непосредственно наблюдать. В свою очередь многообразие природы, доступное прямому наблюдению, основано на различиях частиц и их конфигураций. Следовательно, наблюдаемые изменения в природе можно объяснить изменениями в конфигурациях частиц материи.
   
Логический атомизм Согласно этой доктрине мир представляет собой коллекцию элементарных («атомических») фактов. Было выдвинуто положение о том, что существует изоморфизм между «атомами» фактов объективного мира и «атомами» языка человека. Следовательно, реальность мира нужно описывать простыми предложениями. Каждое из них описывает какое-либо одно определенное качество какого-либо определенного объекта. Таким образом каждому факту мира соответствует атомистическое предложение в языке. Исходя из этого, следует, что истинность каждого предложения не зависит от истинности других предложений. Следовательно, базовые утверждения характеризуются дискретностью; каждое из них нужно подвергать верификации отдельно от других утверждений. Обособление одних положений от других в теории обеспечивается операциональными дефинициями.
   
Обобщения в холизме и науке Холизм — общее есть целое; наука — общее есть сходство. Когда общее понимается как целое, возникает иерархия, в которой целое оказывается более «важным», а «части» — менее значимыми. Когда применяется процедура обобщения по сходству, сопоставляемые элементы (признаки, индивидуальности) удерживаются и не поглощаются общим. Общее выражает индивидуальное, но не замещает его.
   
Примирения атомизма и холизма пути (1) Гипотеза «большого взрыва» приводит к идее единства атомистической и холистской картин мира. Идея о том, что целое можно «уложить» в атом, снижает накал противостояния между атомизмом и холизмом. (2) Понятие структуры имеет как бы два полюса рассмотрения. На одном полюсе — исследования взаимосвязей элементов с акцентом на элементы (атомизм), на противоположном — исследования взаимосвязей элементов с акцентом на эмерджентные свойства целого. Например, положение об изомерии (развитие структурного подхода) развивается как с позиций атомизма, так и холизма. (3) Теория холономности как систематизированное знание о холоне. Холон есть характеристика индивидуального одновременно (а) как целого и (б) как активной части более широкого, чем индивидуальное, целого. Холономность есть не холизм и не атомизм, но их интеграция через совмещение целого и части в одном, в едином.
   
Психосоциальное конструирование Способность сознания (мышления) конструировать искусственный мир как искусственную целостность вопреки наличным условиям объективного мира.
   
Рационализма основной тезис Источником познания является человеческий разум. Он преодолевает границы чувственного опыта и непосредственно постигает мир на более глубоких уровнях его бытия, чем тот его срез, который дан человеку в его ощущениях и восприятии. Мир представляет собой рационально организованное целое. Его части связаны между собой логической необходимостью и потому его структура поддается пониманию.
   
Универсалии Принципы, или правила, управляющие классификацией объектов. Реалисты верят в то, что классификации, которые создает человек, отражают классификации, объективно существующие в мире. Концептуалисты рассматривают универсалии как категории, укорененные в сознании. Номиналисты отвергают существование универсалий в объективном мире, поскольку употребление общих слов не доказывает существование объектов, обозначаемых этими общими словами.
   
Холизм Общее обозначение для теорий, которые объясняют мир в терминах целого и феноменом целого объясняют происхождение частей.
   
Холизма основные идеи (1) Целое есть нечто большее, чем сумма его частей. (2) Состояние целого не определяется состояниями его частей. (3) Целое определяет особенности его частей.
   
Целое (1) Социологическое понимание социальной структуры как целого — есть, так сказать, распределенное целое, но нет целого как обособленного центра. (2) Понимание целого предполагает обособление целого от его частей, рассмотрение целого как центра, а частей — как удаленной от центра периферии. Здесь главной функцией целого может быть координация и оптимизация деятельности его частей; централизация же целого выполняет служебную роль. (3) Целое обособляется от своих частей и становится центром системы. Однако целое не столько координирует и оптимизирует деятельность системы, сколько осуществляет властные функции по отношению к частям и подчиняет их себе. Взаимоотношения целого и центра при этом рано или поздно оборачиваются: не центр служит целому, а целое обслуживает центр.
   
Эмерджентные качества Качества, которые придают новые свойства целому. Эти новые свойства не позволяет сводить целое к составляющим его частям, или компонентам.

Ресурсы Интернета

Аналитическая философия <http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/b023.htm>

Атомизм <http://www.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT0000F18A>

Гештальтпсихология <http://encikl.by.ru/txt/g19.htm>

Лебедев М.В. Эмпиричность научной теории

<http://www.philosophy.ru/lebedev/texts/emp_thr.html>

Поппер К. Открытое общество и его враги

<http://www.philosophy.ru/library/popper/01.html>

Рассел Б. Логический атомизм <http://www.philosophy.ru/library/russell/03/01.html>

Структурная психология <http://encikl.by.ru/txt/s114.htm>

Сухарев М. Эволюция социальных систем <http://suharev.narod.ru/Documents/Systems.htm>

Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. М., 1995

<http://www.philosophy.ru/iphras/library/philnauk.html>

Холизм <http://www.rea.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT0004D6DE>

Рекомендуемая литература

Боглинд А. Структурализм и функционализм // Современная западная социология: Теории, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. С. 31—71.

Введение в психологию / Под общей ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996. С. 70—87.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. С. 15—75.

Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна: Феникс, 1997. С. 163—187.

Джонсон Т., Дандекер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 1993. М.: Начала-Пресс, 1993. Т. 1, Вып. 1. С. 83—105.

Дорфман Л.Я. Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Сер. 1, Психология, 2000. № 1—2. С. 114—122.

Дорфман Л., Леонтьев Д., Петров В. Неклассический подход в эмпирических исследованиях искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Дж. Купчика. М: Наука—Смысл, 2000. С. 13—35.

Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. 2-е испр. и доп. изд. Самара: Самарский Дом печати, 1998. С. 30-—71.

Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Коммент., примеч., прилож. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2001. С. 93—160.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. С. 331—365.

Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999. С. 29—59.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. С. 22—51.

Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 124—144.

Поппер К. Гегель и новый племенной дух // Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. II. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс—Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. С. 37—95.

Урманцев Ю.А. Общая теория систем: состояние, приложения и перспективы развития // Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В.С. Тюхтина, Ю.А. Урманцева. М., 1988. С. 38—130.

Проверьте ваши знания

1. В чем суть атомизма?

2. Как атомизм понимает материю?

3. Дайте характеристику доктрине логического атомизма.

4. Сравните обобщения в холизме и науке.

5. Какие существуют возможные пути примирения атомизма и холизма?

6. В чем суть психосоциального конструирования?

7. Что собой представляет основной тезис рационализма?

8. Что собой представляют универсалии? Как понимают универсалии реалисты, концептуалисты и номиналисты?

9. В чем суть холизма?

10. Как понимают целое философы и ученые?

Заключение

В настоящем учебном пособии было показано, что научный метод в эмпирической психологии претерпевает исторические изменения и находится под определенным влиянием философии. Разные философские позиции приводят к разным представлениям о научном методе в психологии, требованиям к нему и соответствующим стандартам.

В зависимости от того, как ставился вопрос об источниках знания в философии, были выделены три фундаментальные оппозиции. Они разделили психологию на естественнонаучную и культурно-историческую, эмпирическую и априорную, познающую мир фрагментарно (атомизм) и интегративно (холизм). Развернутая характеристика естественнонаучной и культурно-исторической традиций была дана в Главе 1, эмпирической и априорной традиций — в Главе 2, атомизма и холизма — в Главе 3. Каждую главу завершал параграф, в котором намечались возможные пути примирения конкурирующих традиций.

Строго говоря, у данного учебного пособия не может быть заключения. Вопросы исторических и философских корней научного метода являются скорее введением в увлекательный и в известном смысле необычный раздел эмпирической психологии — методологию научных исследований. Однако вдумчивый читатель мог бы извлечь для себя ряд полезных уроков. Самый важный из них я усматриваю в том, на что обратил внимание Поппер: мы ничего не можем знать наверняка и нет никакой почвы для самодовольства и тщеславия. Однако мы способны учиться, и нет никаких причин для отчаяния разума.

За рамками учебного пособия остались такие важные темы, как базовые посылки и признаки современной науки, фундаментальные признаки эмпирической психологии, производство эмпирического знания, научный метод и исследовательский арсенал, формы, уровни и продукты научного знания, установление фактов, открытие законов, поиск причин, построение теорий, эмпирические процедуры и многое другое. В настоящее время я работаю над этими темами. По мере готовности они будут публиковаться в виде очередных выпусков учебных пособий по методологии научных исследований в эмпирической психологии.

Литература

Алексеев И.С. Наука // Философский энциклопедический словарь. 2 изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 393—395.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia–Центр, Медиум, 1995.

Бермус А.Г. Естественнонаучная парадигма в психологии: выбор ориентиров // Вопр. психол. 1998. № 4. С. 79—83.

Берталанфи фон Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем / Ред. В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин. М.: Прогресс, 1969. С. 23—82.

Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 8—30.

Боглинд А. Структурализм и функционализм // Современная западная социология: Теории, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. С. 31—71.

Введение в психологию / Под общей ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982.

Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2000.

Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М.: Русский мир, 1997.

Голицын Г.А. Искусство «высокое» и «низкое»: системная роль элитарной субкультуры // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука—Смысл, 2000. С. 245—264.

Голицын Г.А., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М.: Наука, 1991.

Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова // Способности. К 100–летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна: Феникс, 1997. С. 163—187.

Горелов А.А. Философия и наука // Философия / Под ред. Л.А. Никитича. М.: Юнити-Дана, 2000. С. 491—496.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд–во Моск. ун-та, 1982.

Джонсон Т., Дандекер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 1993. М.: Начала-Пресс, 1993. Т. 1, вып. 1. С. 83—105.

Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993.

Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997.

Дорфман Л.Я. Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Серия 1, Психология. 2000. № 1—2. С. 114—122.

Дорфман Л. Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е.А. Малянов, Н.Н. Захаров, Е.М. Березина, Л.Я. Дорфман, В.М. Петров, К. Мартиндейл. Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры—Прикамский социальный институт, 2002. С. 141—184.

Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Полимодальность «Я» и креативность мышления // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Дж. Купчика. М: Наука—Смысл, 2000. С. 215—242.

Дорфман Л.Я., Калинина Н.В., Зворыгина А.И. Эффекты полимодального Я на контроль за действием // Творчество в образовании, культуре, искусстве / Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, 2000. С. 144—146.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. Изд. 2-е. М.: ИПРАН, 1994.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна—Вита, 1995.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

Ждан А.Н. История психологии. М.: Изд–во Моск. ун-та, 1990.

Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. Изд. 2-е испр. и доп. Самара: Самарский Дом печати, 1998.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.

Иванченко Г., Харуто А. Эволюционная динамика системы поэтического творчества (Русская поэзия 1800—1980) // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука—Смысл, 2000. С. 485—501.

КеллиДж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб: Речь, 2000.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во Моск. ун-та—ЧеРо, 1997.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2002.

Коул М. Культурно–историческая психология: наука будущего. М.: Когито–Центр, 1997.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Коммент., примеч., прилож. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2001.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.

Лебон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия / Ред.–сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998. С. 5—130.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб: Сенсор, 2000.

Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

Либин А.В. Дифференциальная психология. М.: Смысл, 1999.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

Ломов Б.Ф. Системность в психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. М.—Воронеж: Институт практической психологии—МОДЭК, 1996.

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.

Мартиндейл К. Генеральная парадигма эмпирической эстетики // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука—Смысл, 2000 а. С. 36—44.

Мартиндейл К. Об эмоциях ли поэзия? // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука—Смысл, 2000 б. С. 502—512.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. М.—Воронеж: Изд. Ин-та практич. психологии—НПО «Модэк», 1996.

Никифоров А.Л. Философия науки // Философский энциклопедический словарь. Изд. 2. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 701—702.

Очерк теории темперамента. Изд. 2 / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1973.

Наши рекомендации