Ключевые термины и понятия.

Закон единичной независимой переменной Если во всех отношениях две ситуации равны, за исключением добавленной или исключенной переменной для одной ситуации, любое различие между двумя ситуациями может быть приписано данной переменной.
 
Закон единичной значимой переменной Если две ситуации не равны, могут иметь место два случая. Во-первых, только независимая переменная, и ни одна другая, является значимой в порождении исследуемого явления. Во-вторых, все значимые переменные уравнены, за исключением независимой переменной. В обоих случаях любое различие между двумя ситуациями — после введения новой (независимой) переменной в одну из ситуаций — может быть приписано этой переменной.
 
Наблюдение (1) Фундаментальная особенность систематического эмпирицизма: на наблюдение полагаются, наблюдению доверяют. (2) Один из основ­ных методов эмпирической психологии, предназначенный для производства эмпирического знания. Наблюдение есть преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие тех или иных особенностей психики и поведения. (3) Одна из сторон экспериментирования — регистрация изменений зависимой переменной в результате воздействия независимой переменной.
 
Наблюдения достоверность Применение процедур, обеспечивающих доверие результатам наблюдения. Учет факторов (например, плацебо–эффектов), которые могут приводить к сомнительным результатам наблюдения.
 
Наблюдения и интерпретации различия Предмет наблюдения относится к реальности мира и характеризует его. Интерпретация, наоборот, относится к мышлению и воображению (представлению) исследователя. Наблюдение и интерпретация различаются по следующим соображениям: (1) одно и то же наблюдение может иметь несколько разных интерпретаций; (2) наблюдения могут либо подтверждать, либо, наоборот, опровергать интерпретацию; (3) у наблюдения и интерпретации разные задачи, функции, процедуры, приемы, средства познания.
 
Наблюдения очевидность Доступность предмета наблюдения — особенностей психики и поведения человека — ощущениям и восприятию других людей.
 
Наблюдения формы (1) Прямое наблюдение — его предмет непосредственно представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя; (2) Непрямое наблюдение — его предмет представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя не прямо, а косвенно, через внешние проявления; (3) Опосредованное наблюдение — его предмет представлен в ощущениях и восприятии наблюдателя благодаря использованным инструментам и приборам.
 
Ненаблюдаемое событие Событие или явление, которое невозможно прямо наблюдать. В связи с этим возникает проблема: можно ли ненаблюдаемые события и явления переводить в разряд наблюдаемых. Одни ненаблюдаемые события и явления в принципе невозможно переводить в наблюдаемые (например, категории и понятия). Другие можно переводить в наблюдаемые с помощью специальных инструментов и/или приборов. Третьи невозможно переводить в наблюдаемые в данное время, но по мере создания новых инструментов и приборов, возможно, они станут наблюдаемы в будущем.
 
Независимой переменной уровни Во-первых, этот термин означает одни условия воздействия независимой переменной на одну подгруппу участников исследования и другие условия воздействия той же независимой переменной на другую подгруппу участников (независимая переменная как межгрупповой фактор). Во-вторых, термин «уровни» означает разные условия воздействия независимой переменной на одних и тех же участников исследования (независимая переменная как внутрирупповой фактор).
   
Очевидности подтверждения Специальная процедура, направленная на тестирование степени согласованности разных и независимых друг от друга свидетельств о предмете наблюдения.
 
Очевидности свидетельства Специальные процедуры, обеспечивающие наблюдаемость предмета (или его свойств и признаков). Требование свидетельств очевидности выражается в том, каким должен быть процесс наблюдения. Во-первых, должны быть свидетельства очевидности состава предмета наблюдения.Во-вторых, должны быть свидетельства очевидцев о предмете наблюдения. В-третьих, должны быть свидетельства устойчивости и воспроизводимости события и/или явления независимо от фактора времени.
Эксперимент Один из основ­ных методов психологического иссле­дования. Характеризуется созданием искусственных (в ряде случаев — лабораторных) ситуаций и активным вмешательством в нее исследователя. Эксперимент позволяет тестировать гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными. При экспериментировании исследователь манипулирует одной или несколькими независимыми переменными, контролирует релевантные им другие переменные и наблюдает эффект манипуляций по зависимой переменной (переменным).
 
Эксперимента главная функция Установление каузальных отношений между переменными. Для этого используют процедуру сравнениядействия одних причин с действием других причин. Разные причины производят разные эффекты на зависимую переменную. По различиям в эффектах можно судить о различиях между причинами.
 
Эксперимента существенные аспекты Контроль, манипуляция, наблюдение.
 
Контроль Состоит в том, чтобы (1) получить явно очевидный эффект изучаемых переменных и (2) отделить его от эффектов переменных, которые не изучаются и не входят в задачи исследования. Контроль включает в себя прежде всего две процедуры: контроль изучаемой причины и контроль посторонних (по отношению к изучаемой) причин. Для контроля изучаемой причины в эксперимент преднамеренно вводится альтернативная (по отношению к изучаемой) причина. При этом изучаемая и альтернативная причины образуют разные уровни одной и той же независимой переменной. Контроль посторонних причин (переменных) состоит в том, чтобы элиминировать их эффекты, не смешивать между собой эффекты независимых и посторонних переменных.
   
Манипуляция Создание разных условийвоздействия одного и того же фактора (независимой переменной) на участников исследования.
   
Наблюдение (в эксперименте) В ситуации эксперимента предметом наблюдения являются эффекты манипуляции независимой переменной. Эффекты независимой переменной обнаруживаются в изменениях зависимых переменных. Их изменения (как правило, количественные) являются предметом наблюдения.

Ресурсы интернета

Алексеев И.С. Эксперимент // Большая советская энциклопедия, 2001 <http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00092/59900.htm&encpage=bse>

Битянова М. Научное наблюдение http://psy.1september.ru/1999/psy38.htm

Гильбух Ю.З. Проблема валидности эксперимента в психологии // Психологический журнал, 1987. — Т. 8, № 4. — С. 117—125.

<http://soc-gw.univ.kiev.ua/PUBLICAT/LIBRARY/PSYCHOLOGY/GILBUH/index.htm>

Дзуки Э. Измерение в психологии и экспериментальный метод <http://psy.samara.ru/content.asp?theory&rid=44&id=66>

Дзуки Э. Проведение исследования <http://psy.samara.ru/content.asp?theory&rid=44&id=70>

Измерение (в психологии) <http://encikl.by.ru/txt/i09.htm>

Корнилова Т.В. Экспериментальный метод в психологии <http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985120.htm>

Кэмпбелл Д. Эксперименты и квазиэксперименты <http://www.flogiston.ru/arch/cempbell1.shtml>

Методы психологии <http://dr-gng.dp.ua/logia/metod.htm>

Нестеров В. Вопрос, задаваемый природе. Принципы экспериментального исследования. <http://alter.sinor.ru/school/lecture_5.htm>

Рекомендуемая литература

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 16—48.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2000. — С. 74—111.

Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии, 1977. — № 7. — С. 109—125.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 7—22.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 192—239.

Наблюдение // Краткий психологический словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С. 217.

Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 2. — С. 281—302.

Эксперимент // Краткий психологический словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — С. 456—457.

Проверьте ваши знания: вопросы по главе 7

1. Какие значения имеет термин «наблюдение»?

2. В чем состоит своеобразие наблюдения как одного из основных методов психологического иссле­дования?

3. В чем суть проблемы ненаблюдаемых событий и явлений?

4. В чем отличия наблюдения от интерпретации? Приведите аргументы и примеры.

5. Какие формы наблюдения вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. Какие требования предъявляются к очевидности наблюдения?

7. В чем суть требования подтверждений наблюдения?

8. Какие значения имеет термин «Эксперимент»?

9. В чем состоят различия между значениями терминов «эксперимент» и «экспериментирование»?

10. Охарактеризуйте контроль, манипуляцию и наблюдение как процедуры экспериментирования. Приведите пример экспериментирования, включая эти процедуры.

[*] У термина «эксперимент» есть еще одно значение: проведение опытов и их демонстрирование перед аудиторией (см., напр.: Лазурский, 2001б). В этом значении термин «эксперимент» здесь не употребляется.

Наши рекомендации