Большие социальные группы и их виды, Элементы общественной психологии (когнитивная, мотивационно-потребностная, аффективная, деятельностная сферы психологии больших групп).
Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации). Большие группы структурно-функционально организованы. Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.
Виды больших социальных групп:
Макрогруппы. Люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей (нация, профессиональная группа, социальная страта).
Субъективно-психологические группы характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа.
Большие группы включают в себя две разновидности:
1 Стихийные группы – это кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. К таким «группам» относят толпу, массу, публику.
2 Устойчивые группы представляют собой образования, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные в своем существовании.
Элементы психологии больших социальных групп. Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики подобно тому, каковы эти сферы представлены в общей психологии. Можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.
К когнитивной сфере относятся общественное сознание, коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, менталитет.
Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют базисную характеристику психологии человека.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.
Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы.
32. Психология толпы и больших диффузных групп: основные признаки толпы, виды толп. Формально-структурная характеристика толпы особенности поведения человека в толпе.
Толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.
Виды толп: случайная, экспрессивная (напр. траурное шествие), конвенциональная (митинг, собрание) и действующая (агрессивная, паническая и т.д.).
По управляемости:
1) стихийная – толпа, в появлении и формировании которой происходит самостоятельно, без участия конкретных физических лиц;
2) ведомая – толпа, которая с самого начала формируется под влиянием определенного физического лица, ее лидера.
По степени активности:
- пассивные отличаются отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия.
- активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д. - в агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др.
В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений.
Величина толпы определяется количеством собравшихся людей.
Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м., поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов.
Уровень активности толпы оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот).
Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав) по самым разным характеристикам.
Психологические особенности поведения человека в толпе
Известно, что один и тот же человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:
1. Снижение самоконтроля (интернальности).У человека усиливается зависимостьот толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижаетсяспособность к произвольной регуляции собственного поведения.
2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди через поведение становятся похожими друг на друга.
3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
4. Особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.
5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.
6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.
7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемостью,что характерно и для толпы в целом.