Комплект заданий для контрольной работы
по дисциплине «Возрастная психология»
(наименование дисциплины)
Тема (Модуль 1) Введение в предмет изучения(7 вариантов по 4 вопроса)
1. Что входит в предмет возрастной психологии (ВП)?
2. Раскройте содержание исторического изменения предмета ВП.
3. Каковы основные теоретические и практические задачи ВП.?
4. Назовите методы исследования в ВП и раскройте их содержание.
5. Какие стратегии и методы исследования в ВП Вы знаете?
6. Раскройте содержание стратегии наблюдения в ВП.
7. Раскройте содержание стратегии эксперимента в ВП.
8. Какие основные формы констатирующего эксперимента в ВП Вы знаете?
9. Раскройте содержание стратегии формирующего эксперимента в ВП.
10. Каково значение кросскультурных исследований для решения задач ВП?
11. Раскройте содержание следующих методов исследования:(лонгитюд, тестирование.
12. В чем смысл закона затухания темпа психического развития?
13. Опишите концепцию рекапитуляции Ст. Холла.
14. В чем заключается проблема связи исторического и индивидуального развития?
15. Раскройте содержание нормативного подхода к развитию психики ребенка (А. Гезелл, Л. Термен, П. Векслер).
16. Раскройте содержание теории «трех ступеней» детского развития К. Бюллера.
17. Актуальна ли сегодня теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В. Штерн)?
18. Раскройте содержание концепции психического развития в бихевиоризме.
19. Дайте характеристику теории социального научения: 1 поколение - Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс; 2 поколение - А. Бандура, Дж. Гервиц; 3 поколение - Ж. Аронфрид, Ю. Бронфенбреннер. Основные экспериментальные исследования.
20. Раскройте основные понятия, структуру и динамику личности в классическом психоанализЕ (З. Фрейда).
21. Раскройте содержание эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона.
22. Каковы исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже?
23. Охарактеризуйте стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже.
24. В чем специфика раскрытия понятия «социализация» в психоанализе и в теории Ж. Пиаже.
25. Критика Л.С. Выготским теории Ж. Пиаже.
26. Что такое возраст?
27. В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического?
28. Кому из авторов принадлежит фраза о том, что один шаг в обучении ведет за собой сто шагов в развитии?
Тема (Модуль 2)Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития (7 вариантов по 4 вопроса)
1. Перечислите известные вам ведущие типы деятельности в онтогенезе психики ребенка.
2. Назовите основные компоненты «комплекса оживления».
3. Назовите основные проявления кризиса 1 года.
4. Назовите основные задачи психического развития первого года жизни с позиции З. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина.
5. Что такое «госпитализм»?
6. Каковы характеристики мышления в раннем возрасте?
7. Приведите примеры опережающего развития ориентировки в формировании поведения ребенка.
8. Рассмотрите «Конвенцию о правах ребенка» с позиций исторического подхода к анализу детства.
9. Определите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.
10. Опишите ритуалы и ритуализмы, которые вы замечаете в повседневной жизни.
11. «Работы Пиаже отмечены историческим значением» (Выготский). Объясните это утверждение.
12. Перечислите основные психологические особенности младенческого возраста и раскройте их содержание.
13. Почему предметно-орудийная деятельность является ведущей деятельностью ребенка раннего возраста?
14. Выявите основные закономерности речевого развития в онтогенезе.
15. Чем, по Вашему мнению отличается развитие детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в сравнении с детьми, воспитывающимися дома?
16. Раскройте роль игры в психическом развитии ребенка.
17. Выделите основные стадии развития изобразительной деятельности детей.
18. Раскройте закономерности развития Я-концепции в онтогенезе.
19. Раскройте роль семьи в психическом развитии ребенка.
20. Выявите значение развития общения со сверстниками в детском возрасте.
21. Определите основное содержание кризиса «середины жизни» и пути его преодоления.
22. Раскройте специфику психического развития человека в зрелом возрасте.
23. Назовите основные подходы к периодизации взрослости и раскройте их содержание.
24. Как влияет система межличностных отношений человека зрелого возраста на его психологическое благополучие?
25. Раскройте понятие одиночество применительно к разным возрастам.
26. В чем особенности оценки прожитой жизни различными категориями старых людей.
27. Перечислите основные стадии морального развития личности в онтогенезе. В чем их сходство и различия?
28. Раскройте психологические механизмы перехода от роли ребенка к роли родителя.
Критерии оценки:
· оценка «отлично» выставляется студенту, если он наберет 4 балла;
· оценка «хорошо» выставляется студенту, если он наберет 3 балла;
· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет 2 балла;
· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет менее 2 баллов.
Знания, продемонстрированные на контрольной работе, оцениваются исходя из нижеприведенных критериев:
Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
Контрольная работа (до 4 баллов) | Общие требования (начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) | Наличие ответов на все вопросы |
Последовательность, ясность и четкость изложения ответа | ||
Грамотность | ||
Знание и понимание теоретического материала (начисляется от 0 до 1 балла за каждый из 3-х вопросов: 0 - неудовлетворительно 0,5 – удовлетворительно 1 – посредственно 1,5 - хорошо 2 - отлично) | Представлены развернутые ответы на поставленные вопросы, которые раскрывают их основное содержание | |
Научно-категориальный аппарат: рассматриваемые понятия и явления определены четко и полно | ||
Продемонстрирована способность проанализировать и сопоставить теоретические или практические аспекты поставленных вопросов | ||
Наличие примеров, соответствующих вопросу | ||
Уровень самостоятельности при выполнении работы |
Составитель ________________ Н. В. Мацинина
(подпись)
«____»__________________2016 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
Темы рефератов
по дисциплине«Возрастная психология»
(наименование дисциплины)
Модуль 1. Введение в предмет изучения
1. История исследований в возрастной психологии.
2. Связь возрастной психологии с общей и педагогической психологией, физиологией, педагогикой.
3. Основные проблемы возрастного развития.
4. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
5. Возрастное сочетание психологии и поведения индивида как предмет исследования в возрастной психологии.
6. Методы исследований в возрастной психологии.
7. Основные этапы развития формирующей стратегии исследования психического развития.
8. Возрастные особенности человека как предмет изучения.
9. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
10. Понятие возраст.
11. Понятие Акме в психологии
12. Связь возрастной психологии с общей и педагогической психологией, физиологией, педагогикой.
13. Основные проблемы возрастного развития.
14. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
15. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
16. Основы психогенетики.
17. Проблема неравномерности психического развития человека в трактовке А. Гезела и Б. Г. Ананьева.
18. Определение жизненного пути С. Л. Рубинштейном и Б. Г. Ананьевым.
19. Зависимость жизненного пути от факторов микро- и макросреды, исторического времени.
20. В. С. Мерлин о психологии индивидуальности.
21. В. Н. Мясищев о психологии отношений.
22. Стадии развития личности по Э. Эриксону.
23. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента.
24. Неравномерность и гетерохронность психического развития.
25. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека.
26. Теория социального научения, понятие «социализация» и ее роль в становлении личности.
27. Проблема психического развития в трудах русских психологов.
28. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений психики и поведения.
29. Определение условий, источников, движущих сил психического развития русскими психологами.
30. Основные этапы развития формирующей стратегии исследования психического развития.
31. Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.
32. Использование комплексного критерия периодизации развития (на примере работ Д.Б. Эльконина).