Лидерство. Стили лидерства. Определение менеджмента

Определение менеджмента

Принципы эффективного менеджмента

Основные функции менеджмента

Качества личности менеджера

Лидерство. Стили лидерства.

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет, объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.

Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

История.

1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные недостатки.

2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных организационных структурах". Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.

3. Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.

4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.

5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации.

6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.

7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.

8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения.

Функции менеджмента. Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы:

Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.

Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.

Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.

Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.

Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность управленческих решений:

Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).

Сбор необходимой информации.

Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

Принятие управленческого решения;

Организация исполнения;

Контроль исполнения;

Оценка эффективности и корректировка результатов;

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить:

  • отсутствие личных ценностных ориентаций;
  • отсутствие личной заинтересованности;
  • недостаточная профессиональная квалификация;
  • неумение влиять на людей;
  • неумение самосовершенствоваться;
  • неумение владеть собой;
  • рвачество;
  • отсутствие чувства долга;
  • необязательность;
  • неорганизованность;
  • нечестность;
  • неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления).

Определение менеджмента

Понятие « менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса.

Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность

превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно- техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту.

Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на

оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей

организации.

Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике

управления.

Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

  1. Лояльность к работающим.
  2. 100 % ответственность — как обязательное условие успешного менеджмента.
  3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
  4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда.
  5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах.
  6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
  7. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.
  8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.
  9. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.
  10. Этика бизнеса.
  11. Честность и доверие к людям.
  12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.
  13. Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть.
  14. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы

путем рациональной организации производственного процесса, эффективного

использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность

обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач

менеджмента:

• оценка состояния объекта управления;

• определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;

• разработка стратегии развития организации;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• распределение и координация полномочий и ответственности,

совершенствование структуры организации;

• определение очередности и последовательности принятия решений, выработка

системы мероприятий по времени;

• подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;

• установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления ( то, на что направлено управление) является организация –

группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих

целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта

управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области

деятельности.

Субъектом управления ( тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры,

весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники

организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают

постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия

решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его

иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации ( функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Практикующее упражнение.

Задание 1. Распределите должности по уровням иерархии в организации, включая неуправленческих служащих: инспектор, руководитель подразделения, председатель Правления, служащий секретариата, координатор, директор производства, руководитель отдела, глава исполнительной власти, член Совета директоров, канцелярский служащий, вице-президент, коммерческий директор, квалифицированный рабочий, мастер, бригадир, главный бухгалтер, президент, директор завода, продавец.

1 – высший уровень - руководитель организации и его заместители;

2 – средний уровень - руководители, не относящиеся к высшему и

среднему уровню;

3 – низовой уровень - руководители, не имеющие в подчинении

руководителей.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это

устойчивый состав видов управленческой деятельности.

Рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими

непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это

коммуникация и принятие решений.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств,

разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации.

Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами:

материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради

достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы,

корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем

установления рациональных связей между ними.

Принятие решений – выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные

с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различают

общий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональныйсвязан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный

менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер,

направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Принципы эффективного менеджмента - общие закономерности и устойчивые

требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципам менеджмента относятся:

• целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в

целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической

системы;

• иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и

принцип единоначалия;

• целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на

достижение целей организации;

• научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных

методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов

достижения целей;

• сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное

разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и

определения ответственности менеджеров;

• демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов

управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Наши рекомендации