Уровень протекции в процессе воспитания
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротек-ция).
Гиперпротекция(шкала +Г). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание стало центральным делом их жизни. {Типичные высказывания таких родителей - в утверждениях шкалы “Г” опросника АСВ). Гипопротекция(шкала -Г) - ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него “не доходят руки”, родителю “не до него”. Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
2. Степень удовлетворения потребностей
ребенка____________________________________
Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных ~ прежде всего, в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое “спартанское воспитание” является примером высокого уровня протекции, поскольку
родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.
В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения.
Потворствование(шкала +У). О потворствовании говорят в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они “балуют” его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией - “слабость ребенка”, его исключительность, желание дать ему то, чего сам был лишен в свое время родитель, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале +У.
Игнорирование потребностей ребенка(шкала -У). Дан
ный стиль воспитания противоположен потворст
вованию и характеризуется недостаточным
стремлением родителя к удовлетворению потреб
ностей ребенка. Чаще страдают при этом духов
ные потребности, особенно потребность в эмо
циональном контакте, общении с родителем.
3. Количество и качество требований
к ребенку в семье_______________________________
Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитательного процесса.
Они выступают, во-первых, в виде обязанностейребенка, т. е. в тех заданиях, которые он выполняет, - учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.
Во-вторых, это требования-запреты,устанавливающие чего ребенок не должен делать.
Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкцийсо стороны родителей: от мягкого
осуждения до суровых наказаний.
Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: +Т; -Т; +3: -3; +С; -С.
Чрезмерность требований-обязанностей(шкала +Т). Именно это качество лежит в основе типа неправильного воспитания “повышенная моральная ответственность”. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.