Уровень протекции в процессе воспитания

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдаются два уровня протек­ции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротек-ция).

Гиперпротекция(шкала +Г). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание стало центральным делом их жизни. {Типичные высказывания таких родите­лей - в утверждениях шкалы “Г” опросника АСВ). Гипопротекция(шкала -Г) - ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него “не доходят руки”, родителю “не до не­го”. Ребенок часто выпадает у них из виду. За не­го берутся лишь время от времени, когда случает­ся что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей
ребенка____________________________________

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как матери­ально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духов­ных ~ прежде всего, в общении с родителями, в их любви и внима­нии. Данная черта семейного воспитания принципиально отлича­ется от уровня протекции, поскольку характеризует не меру за­нятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетво­рения его потребностей. Так называемое “спартанское воспита­ние” является примером высокого уровня протекции, поскольку



       
  Уровень протекции в процессе воспитания - student2.ru
    Уровень протекции в процессе воспитания - student2.ru




Уровень протекции в процессе воспитания - student2.ru Уровень протекции в процессе воспитания - student2.ru Уровень протекции в процессе воспитания - student2.ru Уровень протекции в процессе воспитания - student2.ru Уровень протекции в процессе воспитания - student2.ru родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удов­летворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения.

Потворствование(шкала +У). О потворствовании говорят в тех случаях, когда родители стремятся к макси­мальному и некритическому удовлетворению лю­бых потребностей ребенка. Они “балуют” его. Любое его желание для них - закон. Объясняя не­обходимость такого воспитания, родители приво­дят аргументы, являющиеся типичной рационали­зацией - “слабость ребенка”, его исключитель­ность, желание дать ему то, чего сам был лишен в свое время родитель, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале +У.

Игнорирование потребностей ребенка(шкала -У). Дан­
ный стиль воспитания противоположен потворст­
вованию и характеризуется недостаточным
стремлением родителя к удовлетворению потреб­
ностей ребенка. Чаще страдают при этом духов­
ные потребности, особенно потребность в эмо­
циональном контакте, общении с родителем.
3. Количество и качество требований
к ребенку в семье_______________________________

Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитатель­ного процесса.

Они выступают, во-первых, в виде обязанностейребенка, т. е. в тех заданиях, которые он выполняет, - учеба, уход за со­бой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, это требования-запреты,устанавливающие чего ребенок не должен делать.

Наконец, невыполнение требований ребенком может по­влечь применение санкцийсо стороны родителей: от мягкого

осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различ­ны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, пред­ставлены в целом ряде шкал: +Т; -Т; +3: -3; +С; -С.

Чрезмерность требований-обязанностей(шкала +Т). Именно это качество лежит в основе типа непра­вильного воспитания “повышенная моральная от­ветственность”. Требования к ребенку в этом слу­чае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напро­тив, представляют риск психотравматизации.

Наши рекомендации