Психологическая сущность воспитания. Механизмы развития личности в процессе воспитания.

Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на со­знание и поведение человека с целью формирования определенных качеств, мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок.

Научный анализ психологических основ воспитания предполагает рассмотре­ние его основных структурных компонентов, к которым относятся: цели, зада­чи, противоречия, принципы, содержание, средства, формы, методы, контроль, оценка результата.

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Цель — это ожи­даемые изменения в человеке, осуществленные в результате воспитательных воздействий. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми для жизни в обществе.

Цели воспитания в конкретном обществе во многом определяются домини­рующими научными концепциями. Например, выделяют технократический и гумани­стический подходы к воспитанию.

Технократический подход к воспитанию исходит из того, что задачей воспитательной системы является формирование «функционального» человека- исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подго­товленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Воспитание сле­дует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Создателем технократической педагогики яв~ ляется Б. Скиннер. Представители технократического подхода за рубежом сто­ят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Признавая важность форми­рования навыков поведения, необходимо в то же время пренебрегать собствен­ной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.

Гуманистический подход к воспитанию базируется на идеях гуманистической психологии.

Гуманистическая психология — направление в современной пси- ^ хологии, признающее своим главным предметом личность как уни­кальную целостную систему которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, при­сущую только человеку.

Гуманистическая психология сформировалась в особое направление психо­логической науки в 60-е годы XX века благодаря работам таких зарубежных уче­ных, как А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др. В конце XX — начале XXI веков данный подход начал распространяться в России, Беларуси и других постсовет­ских странах (С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев и др.).

В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяет некоторые общие черты:

п человек должен изучаться в своей целостности;

о все исследования должны учитывать уникальность каждого человека, а по­тому использование стандартов, норм недопустимо;

п каждый человек наделен потенциалами к непрерывному развитию и само­реализации;

п человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врож­денных инстинктов благодаря своей воле, способности формировать свои цен­ности и смыслы;

п человек по своей природе является активным и творческим.

В соответствии с гуманистическим подходом, целью воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и прочего, а изменение лич­ности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и вос­питания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Цели воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда для любого общества Изменения общественного устройства и социальных отношений ведут к изменению целей воспитания. В настоящее время цели воспитания, соответствующие новым тенденциям общественного прогресса, заключаются в том, чтобы воспитать совре­менное поколение в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармониза­ции интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются об­щечеловеческими и нравственными ценностями. Процесс воспитания диалекти­чен, что выражается в его непрерывном развитии. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в противоречиях. Наиболее изученными противоречиями являются противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности школьника, между школой и семьей, между стихийным влиянием социальной среды и целенаправленностью, планомерностью воспитания.

Принципы воспитания представляют собой исходные положения, на ко­торых строится воспитательный процесс (принцип связи воспитания с жизнью, трудом; принцип личностного подхода в воспитании; принцип единства воспита­тельных воздействий).

Психологическая сущность воспитания не может быть понята без анализа психологических механизмов формирования личности. К основным механиз­мам формирования личности, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Они являются стихийными механизмами, поскольку человек, подвергаясь их воздействию, не мо­жет в полной мере их осознать, а также управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в развитии человека вместе с сознательными формами самовоспитания.

Рассмотрим функционирование механизма сдвига мотива на цель. Этот процесс подчиняется правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стой­ко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мо­тив (т. е. говорят, что произошел сдвиг мотива на цель или цель приобрела статус мотива). Сразу заметим, что данный механизм детерминируется характером вос­питания ребенка. Установлено, что в случае, если общение со взрослым приносит не радость ребенку, а лишь одни огорчения, механизм сдвига на цель не действует, и, соответственно, правильного воспитания личности не происходит.

Конечно, не все можно передать ребенку в форме направленных воспита­тельных воздействий. Большая роль в передаче личностного опыта принадлежит косвенным влияниям: через личный пример, подражание. Соответствующий ме­ханизм получил название механизма идентификации. Характерной особенно­стью процесса идентификации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка. Это требует особенной ответственности от воспитателей — ответственности за качество собственной личности. На более поздних возрастных этапах развития круг лиц, из которых выбирается объект идентификации, значительно расширяется (известный спортсмен, неформаль­ный лидер в компании сверстников, литературный герой и т. д.). Недостаточ­ное количество идентификаций в детстве ведет к возникновению целого блока социально-психологических проблем уже у взрослого человека. Например, было установлено, что те дети, которые в дошкольном возрасте мало играли в роле­вые игры и тем самым мало воссоздавали поведение взрослых, хуже адаптиру­ются к социальным условиям.

Механизм принятия и освоения социальных ролей описывается в психоло­гии с помощью понятий «социальная позиция» и «социальная роль». Социальная позиция — это функциональное место, которое может занять человек по отноше­нию к другим людям. Она характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль — осущест­влять совокупность действий, которые ожидает от него социальное окружение.

Необходимо отметить, что набор социальных позиций и ролей широк и разно­образен. Среди них роль дошкольника или ученика первого класса, роль ученого, матери, мужчины или женщины и т. д. После того как человек начал выполнять требования социальной роли, через некоторое время она становится неотъемле­мой частью его личности.

Рассмотренные механизмы действуют совместно, переплетаясь и усиливая друг друга.

Наши рекомендации