Методы воспитания. Использование методов воспитания в педагогическом процессе детского сада.

Трудовое воспитание дошкольников. Виды и формы организации труда детей.

Содержание:Сущность и своеобразие труда дошкольников. Задача трудового воспитания детей дошкольного возраста. Виды (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд). Содержание труда детей. Форма организации труда в детском саду: поручения дежурства, коллективный труд.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды деятельности с целью передачи им минимума трудового опыта, умений и навыков, развития у них трудолюбия.

Специфика детского труда заклю­чается в следующем:
- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материаль­ных ценностей;
- в детском труде нет результата;
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в позна­нии собственных возможностей;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой.
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязатель­ный характер.

Задачи трудового воспитания дошкольников
•воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;
•развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
•формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
•развитие навыков организации работы;
•воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Виды труда детей дошкольного возраста :
•самообслуживание;
•хозяйственно-бытовой труд;
•труд по уходу за растениями и животными;
•ручной труд.

Формы организации труда дошкольников:
-поручения;
-дежурства;
-коллективный труд.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое – либо трудовое действие.
По форме организации: индивидуальными, подгрупповыми и общими;
По продолжительности: кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми;
По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота о других.
Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. Начиная с 3 лет дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

Методы воспитания. Использование методов воспитания в педагогическом процессе детского сада.

Содержание:Сущность и классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания. Педагогические возможности и условия применения методов воспитания в работе воспитателя детей дошкольного возраста.

Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.

В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям. Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы:
1) формирования сознания личности;
2) организации деятельности и опыта общественного поведения;
3) стимулирования поведения личности

Методы формирования сознания личности
Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Общей особенностью методов данной группы является их вербальность, т. е. ориентация на слово.

Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.
Объяснение предполагает доказательную форму изложения, основанную на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения.
Разъяснение применяется для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, а также для выработки правильного отношения к определенному поступку, который уже совершен.

Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Этическая беседа – это углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Пример –предполагает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения воспитанников.

Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.
Методы данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника.

Упражнения – это многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки. К качествам, основанным на сформированных воспитанием привычках, можно отнести выдержку, навыки самоконтроля, организованность, дисциплину, культуру общения.
Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют, когда необходимо сформировать требуемое качество быстро и на высоком уровне.
Требование – это метод воспитания, с помощью которого норма поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и проявление у него тех или иных качеств.

Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными.
Создание воспитывающих ситуаций предполагает организацию деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающими называются ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему – это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др.

Методы стимулирования поведения и деятельности
Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира

Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки воспитанников, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.
Соревнование – это метод, направленный на удовлетворение естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими. Соревнуясь между собой, воспитанники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

Дошкольная педагогика как наука. Основные понятия дошкольной педагогики.

Содержание:Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании детей. Задачи и методы дошкольной педагогики. Основные понятия дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика - это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и форм обучения детей в возрасте, предшествующем

Поступлению в школу.

2. Основные педагогические понятия:

• Воспитание

• Обучение

• Развитие

• Педагогический процесс

• Образование

Наши рекомендации