К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 8
СЛОВАРЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА «КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ»
Личность – особое качество (новообразование) индивида, обнаруживающееся в способности к сознательной саморегуляции и самодетерминации. Личность не может возникнуть в результате созревания природных качеств биологического индивида. Условием развития личности являются общение человека и его совместная с другими людьми деятельность, в которых возникают задачи на произвольное (преднамеренное) управление своим социальным поведением и волевую регуляцию собственных мотивов.
Структуру личности составляют потребностно-мотивационная сфера и сфера самосознания (образ-Я), взаимодействие между которыми обеспечивают эмоционально-волевые процессы. Динамические процессы функционирования личности обусловлены не только ее структурной организацией, но и содержанием смысловой сферы личности.
Первое рождение личности (А.Н. Леонтьев) выражается в появлении произвольной регуляции поступков (социального поведения), опосредствованной социальными нормами и отношениями. К концу дошкольного возраста ребенок оказывается способен обнаруживать противоречие между противоположными мотивационными тенденциями: обычно это социально обусловленный мотив (например, «хочу быть смелым как папа», «хочу, чтобы со мной дружили») и личностно значимый («боюсь темноты», «хочу сам играть с новой машиной»). Выбор из двух противоположно направленных мотивов осуществляется на основе иерархии (соподчинения) мотивов, которая складывается в период 5-7 лет. Также выбор мотива определяется представлениями ребенка о социальных нормах и образцах поведения (образы близких людей, социальные роли, литературные персонажи и т.п.), которые опосредствуют оценку ребенком собственного поведения (ранний образ Я) и обуславливают соответствующие эмоции и чувства (например, чувства стыда или гордости). Осуществленный ребенком выбор становится основой произвольности поведения, т.е. следование принятому решению. Это означает, что к концу дошкольного возраста поведение ребенка перестает быть импульсивным (непроизвольным) и непосредственным, ребенок начинает принимать в расчет отношения с другими людьми, учитывать их состояния, интересы, мнение о ребенке и т.п.
Второе рождение личности (А.Н. Леонтьев), связываемое с подростковым возрастом, выражается в появлении качественно нового уровня саморегуляции. Этот новый – волевой – уровень саморегуляции позволяет на основе развитого самосознания (личностной рефлексии) осознавать собственную систему мотивационных образований (иерархию мотивов) и воздействовать на нее. Преднамеренное изменение побудительной силы конкурирующих мотивов, составляющее сущность волевой регуляции, позволяет субъекту самостоятельно усиливать слабый мотив (например, мотив долга «быть честным») и ослаблять сильный мотив (например, «любой ценой получить хорошую отметку и стать первым учеником в классе»). Функционально процессы волевой регуляции, ведущие к изменениям побудительной силы мотивов, осуществляются следующим образом. Благодаря представлениям (воображению в широком смысле) и эмоциям субъект оказывается способным предвосхищать различные последствия выбора каждого из конкурирующих мотивов. Среди этих последствий особенно важную роль выполняют различные образы Я, которые представлены как рационально (когнитивная составляющая образов Я), так и эмоционально (аффективная составляющая образов Я). Содержательным основанием процессов волевой регуляции являются присвоенные субъектом личностные смыслы и ценности.
Развитие личности, продолжающееся и в более поздние периоды жизни (в юности, взрослости и старости), затрагивает как смысловую сферу личности, так и ее функционально-динамические характеристики (совершенствование рефлексивных процессов, волевых механизмов и т.п.). В целом, процесс развития личности может быть представлен как превращение биологического индивида в сознательного субъекта своей социальной деятельности и своих социальных отношений, способного к самодетерминации. Самодетерминация («causa sui» – лат., «cause of itself» – англ.) – способность субъекта самостоятельно определять первопричины своих поступков вне зависимости от детерминации любыми обстоятельствами помимо своего свободного и сознательного выбора.
Комментарии. Процесс развития личности был предметом исследования многих психологов, однако за рубежом наибольшую известность получила концепция психосоциального развития личности американского психолога Э. Эриксона. В этой концепции развитие личности понимается как состоящий из восьми стадий и охватывающий всю жизнь процесс становления и последующего совершенствования Эго-идентичности.
Согласно Э. Эриксону, Эго-идентичность рассматривается как чувство целостности, непрерывности и самотождественности нашего Я, которое основывается на интеграции личного опыта взаимодействия с окружающими, адекватного восприятия их оценок и разнообразных идентификаций с ними, понимание своего места в социальных группах, к которым принадлежит субъект. Если человек может интегрировать свои разные личностные и социальные роли и при этом ощущает непрерывность себя и своего развития, то это означает эго-идентичность. Чувство Эго-идентичности обеспечивает стабильное владение личностью собственным Я, позволяет субъекту сохранять внутреннее единство независимо от изменения ситуаций социального взаимодействия и влияний группы. Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. Эго-идентичность всегда устойчивее, если она поддерживается окружающими людьми.
Каждая из стадий развития личности представляет собой разрешение противоречия между двумя противоположными тенденциями. Позитивный вариант ведет к возникновению соответствующего конкретной стадии нормативного новообразования.
Первые четыре стадии подготавливают становление Эго-идентичности, на пятой стадии Эго-идентичность окончательно оформляется, а на последующих стадиях совершенствуется.
На первом этапе (стадии), который длится от рождения до года, возникает оптимистическое чувство доверия к миру (позитивный исход стадии) либо чувство недоверия к миру и восприятие его как враждебного. Эриксон считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды.
На втором этапе, который длится от года до двух, разрешается конфликт между автономией (позитивный исход стадии) и чувствами стыда и сомнения (негативный исход). На этой стадии формируется уверенность в себе, самостоятельность, решимость преодолевать внешние барьеры. Это обусловлено успехами ребенка в овладении своим телом — в развитии двигательных навыков и произвольного, опосредствованного культурными нормами, контроля выделительных процессов.
Третий этап — от трёх до шести лет – представляет собой противоречие между, с одной стороны, инициативой и предприимчивостью, обеспечивающей целеустремленное поведение (позитивный исход стадии), и, с другой стороны, чувствами вины и тревоги. Инициатива проявляется, прежде всего, в пределах семейных взаимоотношений как борьба за благосклонность родителей, что предполагает усвоение (интернализацию) требований последних, если это, в принципе, возможно; неудача ведет к покорности, чувству вины и тревоге.
На четвертом этапе, соответствующем латентному периоду в теории З. Фрейда (возраст от 6 до 11-12 лет), должно быть разрешено противоречие между творчеством, чувством компетентности, трудолюбием (позитивный исход) и чувством неполноценности. «Трудолюбие» связано преимущественно с овладением знаниями и умениями, которые входят в содержание систематического обучения в данной культуре, а «неполноценность» — с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми.
На пятом этапе, соответствующем подростковому периоду и началу юности, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Позитивным вариантом исхода стадии является оформление Эго-идентичности. Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Негативным вариантом исхода стадии является диффузия (смешение) ролей. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать, проявляя верность. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях.
На шестом этапе, называемом ранней взрослостью, человек учится строить близкие и доверительные отношения любви и дружбы, позволяющие ему открывать свою Эго-идентичность другому. В этом случае возникает позитивное новообразование – интимность. В противоположном случае возникает чувство изоляции и одиночества.
На седьмом этапе (взрослый период) человек выбирает между производительностью (генеративность), которая обеспечивается заботой, и стагнацией. В узком смысле генеративность понимается как осуществление человеком родительской функции. В более широком смысле генеративность (продуктивность) надо понимать как осуществление любой общественно значимой деятельности.
На восьмом этапе человек разрешает противоречие между целостностью Эго, выраженном в мудрости, либо отчаянием. Мудрости свойственно спокойное отношение к смерти, тогда как ее отсутствие выражается в страхе смерти. Человек, оглядываясь на прожитую жизнь, испытывает либо чувство осмысленного удовлетворения, либо отчаяние, мучительную боль за бесцельно прожитые годы.
Потребностно-мотивационная сфера личности– это многоуровневая система мотивационных образований, различных по своему содержанию и функциональной роли в активности человека (потребности, мотивы, цели — А.Н. Леонтьев). Также, по А.Н. Леонтьеву, эти мотивационные образования различаются по своей осознанности (осознанные мотивы-цели и неосознанные мотивы), значимости (мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы), побудительной силе (реально действующие мотивы и «знаемые» мотивы). Мотивационные образования различного рода могут находиться в отношениях конкуренции, иерархического соподчинения или согласованности (при полимотивированной деятельности). Целостность и системная организация потребностно-мотивационной сферы позволяет ей выполнять функцию регулятора деятельности и общения, определяя направленность (С.Л. Рубинштейн) личности. Благодаря потребностно-мотивационной сфере поведение личности может детерминироваться не внешними обстоятельствами и ситуацией, а внутренними основаниями. Человеческая личность способна открывать для себя сам факт существования своих побуждений, а также испытывать состояние «борьбы мотивов». Преднамеренное и сознательное воздействие личности на собственные побуждения составляет сущность волевой регуляции.
Самосознание– процесс отражения субъектом самого себя в процессах взаимодействия с окружающим миром, в общении и совместной деятельности с другими людьми. Самосознание представляет собой единство: 1) процессов самопознания, обеспечивающих развитие представлений о себе (когнитивный компонент образа Я); 2) процессов самоотношения, формирующих эмоциональную оценку себя (аффективная составляющая образа Я) и 3) процессов саморегуляции, выражающихся в утверждении и реализации себя (поведенческая составляющая образа Я). Благодаря самосознанию человек-личность открывает свою сущность как сознательного и свободного субъекта свой активности (самодетерминация). Моментом и результатом процессов осознания личностью своей активности, своего взаимодействия с окружающими, является образ Я.
Образ Я – относительно осознанная и относительно устойчивая система представлений личности о себе (когнитивный компонент) в единстве с отношением к себе (аффективный компонент). На основе образа Я личность организует и регулирует свое поведение (регулятивно-поведенческий компонент). Образ Я переживается человеком как неповторимый и уникальный субъективный феномен, принадлежащий самому субъекту. Многогранность образа Я выражается в существовании различных его модальностей («граней»), таких как Я-реальное (Я-актуальное), Я-идеальное (Я-желаемое), Я-прошлое (ретроспективное), Я-социальное (представления о восприятии субъекта другими людьми), Я-будущее и Я-возможное (прогностическое Я, потенциальное Я), а также Я-отвергаемое (такой образ Я, каким субъект не хотел бы стать ни при каких обстоятельствах). Разнообразные модальности образа Я организованы в целостную систему, которая придает человеку чувство единства и самотождественности (идентичности). Однако время от времени между разными модальностями Я возникают противоречия. Такой конфликтный личностный смысл Я (В.В. Столин) создает условия для личностной рефлексии, т.е. противоречие подобного рода может выступать движущей силой развития образа Я. Но возможна и иная ситуация: стремление личности сохранить определенный образ Я может вести к активизации защитных механизмов, которые мешают правильному отражению субъектом самого себя. На основе образа Я личность определяет желаемый уровень целей, т.е. свой уровень притязаний.
Эмоции — регулятивный психический процесс, выражающийся в отражении отношения субъекта к действительности и себе. Это отражение выступает в форме непосредственного переживания значимости (биологической значимости, жизненного смысла) явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. У человека выделяют различные формы эмоциональных переживаний (эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, чувства, аффекты, настроения, стрессы), которые могут различаться не только содержанием (у человека могут быть этические, эстетические, интеллектуальные переживания), но и различной степенью устойчивости, обобщенности. Важнейшей особенностью эмоциональных процессов личности является их осознанность и произвольность, обеспечивающая возможность их предвосхищения (идеаторный характер). Эмоциональные состояния обнаруживают актуальные мотивы и потребности субъекта.
Воля – особый, свойственный только человеку психический процесс, выражающийся в сознательной самодетерминации человеком своей деятельности и психических процессов. Многообразие всех ситуаций, требующих волевой регуляции, можно свести к ситуациям преднамеренного воздействия на собственные побуждения с целью сохранения или изменения их побудительной силы (преодоление препятствий, слабость побуждения при наличии сознательного решения, торможение слишком сильного побуждения, разрешение проблемы конфликта мотивов и т.п.). Волевая регуляция осуществляется при участии других психических процессов (память, эмоции, мышление, воображение и т.п.).