Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп 3 страница
«Сейчас я раздам некоторым из нас (всем) карточки. (Тренер раздает карточки трем, шести, девяти или двенадцати членам группы.) На каждой карточке написано имя кого-то из нас и одно из трех слов: жестикуляция, мимика или пантомимика. Те, кто получил карточки, а это (имена приведены как пример) Дима, Аркадий, Таня — первая тройка, Валерий, Катя, Лена — вторая тройка, могут некоторое время подумать: один —-о характерных жестикуляторных, другой — мимических, третий — пантомимических проявлениях человека, имя которого написано на их карточке. (Тройки изображают разных участников.) Затем, не произнося ни слова, они одновременно покажут их нам.
Сначала это сделает первая тройка, затем вторая. Задача всех остальных — понять, кому принадлежат эти жесты, выражения лица, позы. Пока тройка представляет нам того или иного участника, мы только наблюдаем. Каждый выскажет свое мнение после того, как тройка завершит работу. Все понятно? Давайте начинать».
В процессе обсуждения упражнения тренер группирует высказанные варианты, после чего просит участников, высказавших одинаковые мнения, прокомментировать их. В ходе обсуждения ведущий задает вопросы: «Что для вас было определяющим из увиденного?», «Были ли у вас другие варианты ответа?», «Почему вы от них отказались?» В обсуждение включается и «обладатель» пантомимических проявлений. Тренер может обратиться к нему с вопросами: «Узнал ли ты себя?», «Что было передано наиболее, а что наименее точно?»
В обсуждении возникают идеи о противоречиях между сложившимся образом другого и его выражением, важности деталей, искажениях его невербальных проявлений.
Упражнение дает возможность потренировать наблюдательность, уточнить свои представления о других.
УПРАЖНЕНИЕ 39.
Группа сидит по кругу.
«Сейчас каждому из участников будет предоставлена возможность „вжиться" в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Вы получите листы бумаги с указанием имени того человека, в которого вы должны будете „превратиться". Пока вы еще не получили записок с именами, постарайтесь запомнить друг друга. Через две минуты каждый из вас будет уже кем-то другим. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, которые я буду вам задавать в безличной форме — ведь не исключено, что вы превратились в лицо другого пола. Не обязательно отвечать на мои вопросы по существу, можно вообще не ответить на содержание вопроса, но лишь прореагировать на него — изменением позы, взгляда, каким-то словесным комментарием и т. п. Всем ли понятна инструкция? Все ли готовы к тому, что в них сейчас будут „вживаться" и их „изображать"?»
Если все участники группы согласны, тренер раздает одной половине круга карточки с именами участников другой половины, а второй половине круга — карточки с именами участников первой половины круга. Условное разделение на два полукруга необходимо для того, чтобы никому из участников не досталась карточка с его собственным именем.
После этого тренер говорит: «Превращайтесь в другого человека». В этот момент в группе, как правило, происходит некоторое движение — многие меняют позы, выражение лица, группа преображается. Тренер начинает задавать кому-либо из участников вопросы. Например, это могут быть вопросы по поводу качеств человека, «хорошо разбирающегося в людях», описанных Г. В. Оллпортом: «Как ты думаешь, в чем твоя человеческая сложность?»; «В чем проявляются твои эстетические наклонности?»; «Каким образом ты находишь сходство с людьми?» Это могут быть и другие вопросы: «Как ты лучше воспринимаешь информацию — зрительно или на слух?»; «Если тебе придется выступить в роли ведущего переговоры, то каковы будут твои отличительные черты?»; «Что в тебе преобладает — эмпатия или наблюдательность и почему?»
По реакции участника на вопрос группа старается определить, «кто это». Тренер подчеркивает, что лучше всего, если первым догадается тот человек, которого сейчас изображают.
После того как все участники будут опознаны, можно провести групповую дискуссию по какой-либо значимой для группы проблеме, в которой все участники продолжают играть другого человека. Можно предложить каждому высказать пожелания группе от лица этого другого, или тому участнику, который получил карточку с именем тренера, от его лица завершить дискуссию.
В заключительном обсуждении каждому из участников предлагается поделиться своими чувствами. У многих это упражнение вызывает ощущение стремительного и глубокого постижения другого человека, ранее им недоступного.
МОДИФИКАЦИЯ.
Группа делится на две подгруппы по 6—7 человек.
«Сосредоточьтесь друг на друге. Вспомните, как двигается, говорит, смотрит, реагирует каждый ваш партнер по подгруппе. Подумайте, на что он обращает внимание в первую очередь, а что оставляет его равнодушным. Вспомните, как он начинает разговор, как проявляет свое желание завершить его. Отнеситесь к этому очень серьезно. Для этой работы у нас есть десять минут».
Через десять минут тренер продолжает инструкцию: «Сейчас я обращаюсь к Виктору и Кате (тренер называет по одному человеку из каждой подгруппы). Предлагаю вам взять на себя роль „понимающих". После того как вы уясните свою задачу, вам надо будет на некоторое время выйти из комнаты. Ваша задача заключается в том, чтобы, вернувшись в свои подгруппы и понаблюдав за ними в течение трех минут, понять, поведение кого из двух участников подгруппы изображают ваши коллеги. При этом учитывайте, что кто-то из них может оставаться самим собой, а также и то, что вас самих тоже могут „изображать" ».
Затем ведущий просит двоих выйти из комнаты и дает возможность подгруппам определиться, чье поведение они будут изображать. Варианты могут быть разнообразными:
Ø один из участников остается самим собой, остальные изображают любого другого;
Ø подгруппа делится на две равные части, в каждой из которых по одному человеку остаются сами собой, а остальные играют их роль;
Ø подгруппа делится на две равные части, одна из которых изображает кого-то из другой половины, а вторая часть изображает «понимающего» и т. д.
После того как подгруппы сделали свой выбор, ведущий приглашает вышедших участников в комнату. При обсуждении упражнения основное внимание обращается на трудности, с которыми встретились как «понимающие», так и изображавшие поведение других. Кроме того, можно поговорить о чувствах, которые испытывал каждый из участников во время упражнения: они будут разными у тех, кто изображал других, наблюдал, как изображают его или решал задачу понимания. В процессе обсуждения можно также повести разговор о признаках, которые фиксировались как информативные, отличительные либо как не дающие информации о человеке.
УПРАЖНЕНИЕ 40.
Группа сидит по кругу.
«Давайте сыграем в волшебный магазин. Точнее, это будет биржа. Каждый может выставить на продажу свой товар, а взамен заказать себе что-нибудь другое. Например, я говорю: „Меняю 500 граммов выдержки на 100 граммов проницательности". Если у кого-либо из присутствующих есть желание отдать 100 граммов своей проницательности и получить за это 500 граммов моей выдержки, то это значит, что сделка состоялась. Важно, чтобы каждый участник предложил на рынок свой товар, поскольку у нас биржа процветающая и нам нужен большой ассортимент».
Упражнение заканчивается либо после того, как каждый участник группы по крайней мере один раз выступит на бирже со своим «товаром», либо после того, как все участники группы удовлетворят свои потребности в получении нужных им личностных качеств. В первом случае упражнение будет носить скорее демонстрационный характер, во втором случае оно скорее всего окажет глубокое влияние на групповую динамику.
При обсуждении упражнения можно задать группе вопрос: «Какие чувства вызвало у вас это упражнение?», или «Какое новое значение о себе вы получили в результате этого упражнения?»
В первом случае участники группы и сам тренер могут говорить лишь о чувствах (часто это ощущения потерянности в момент, когда не находится ни одного человека, который мог бы совершить с вами обмен, и чувство поддержки, теплоты, исходящей от группы в конце упражнения). Вопрос о чувствах полезно поставить и в тех случаях, когда упражнение глубоко задело кого-либо из участников или столкнулось с таким сопротивлением их, что кто-то вообще отказался предлагать свой «товар» на биржу, ссылаясь на то, что он уже участвовал в чужих сделках.
Вопрос о новом знании о себе помогает сконцентрироваться на проблемах иерархии внутренних ценностей, принятия самого себя, самокритичности и способности относиться к себе с юмором.
Кроме того, это упражнение позволяет участникам группы попытаться отделить «сенсорно воспринимаемое» от «эмоционально переживаемого». Часто в высказываниях участников группы проскальзывает мысль о том, что если бы они так сильно не концентрировались на собственных переживаниях в процессе выполнения упражнения, то смогли бы получить много неоценимой информации о личностных качествах других, их отношений к самим себе, о том, что их мучает и что они по-настоящему ценят.
Как и в большинстве других упражнений подобного рода, степень самораскрытия здесь зависит от того, насколько открыто и доверительно по отношению к группе ведет себя сам тренер.
УПРАЖНЕНИЕ 41.
Группа сидит по кругу.
«Проведем небольшую социодраму. Социодрама это метод проигрывания ролей, который позволяет нам изнутри исследовать роль, раскрыть для себя ее возможности, ограничения, воздействие на личность, и испытать чувства, которые она вызывает. В нашей социодраме будет семь ролей, так что некоторым участникам придется играть одну и ту же роль. Две первые роли — это роли тренеров. Один из них будет „вести" группу, второй — наблюдать. Задача этих двух участников будет состоять в том, чтобы определить, какую из пяти ролей играет каждый из остальных участников группы. Эти пять групповых ролей описаны в 1957 г. Р. Шиндлером.
Альфа — лидер, которому группа доверяет. Он принимает решения и побуждает группу к их исполнению. Он влияет на группу, но отнюдь не всегда, он говорит больше и чаще других. Лидер в реальной тренинговой группе может молчаливо и незаметно управлять реакциями группы. Возможно, немногословность вообще более соответствует отечественному типу лидера. Вспомним, как напутствовал Борис Годунов своего сына перед предполагаемым вступлением его на царский трон:
«Будь молчалив, не должен царский голос
На воздухе теряться попустому;
Как звон святой, он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник».
А. С. Пушкин
Бета — эксперт, который обладает знаниями или опытом, важными для группы. Он предоставляет информацию, анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон. Его поведение самокритично и рационально. Он не пытается прямо влиять на группу — только через информацию, которую он ей предоставляет.
Гамма — рядовые члены группы, основная часть ее, так называемые „массы". Большинство таких членов отождествляет себя с лидером и его решениями. Исполняя решения лидера, рядовые члены могут проявлять такую активность и рвение, что неопытному ведущему может показаться, что именно они и есть лидеры. Российская история изобилует примерами того, как рьяные исполнители чужой воли значительно превосходили своих повелителей в жестокости и насилии.
Омега — выпадающий член группы, которого могут не принимать во внимание другие члены группы, Крайний вариант такой роли — пренебрегаемый или отвергаемый член группы. Причиной его выпадения из группы может быть какое-либо отличие от всех остальных: застенчивость, погруженность в себя, отсутствие инициативы. Иногда человек, организующий деятельность группы (воспитатель, руководитель), сам невольно способствует выпадению какого-либо участника23.
Р — противник, оппозиционер, открыто выступающий против лидера. Он может бороться против лидера потому, что не согласен с ним, считает его несправедливым. С другой стороны, причиной его борьбы может быть дух противоречия, переполняющий его, недоверие к любым авторитетным фигурам. Он может быть также претендентом на лидерство, не принятым группой на эту роль.
Итак, каждый из нас примет сейчас какую-либо из этих пяти ролей. У некоторых участников окажутся одинаковые роли, но это даже лучше, так как мы сможем увидеть одну и ту же роль разными глазами. Но прежде нам нужно выбрать ведущего и наблюдателя. Кто хочет попробовать себя в этих ролях? »
После того как два человека вызовутся на эти роли, они удаляются из комнаты. В этот момент удобно сделать перерыв на десять минут, поскольку инструкция для тренеров и остальных участников группы с этой минуты будет разной, но получить ее и те, и другие должны почти одновременно, чтобы начать работать параллельно.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ.
«Когда вы вернетесь в комнату, группа будет сидеть по-прежнему В кругу, но при этом участники, играющие одну и ту же роль, например, рядовые члены группы или отвергаемые, будут сидеть рядом. Лидер будет один, но остальные роли могут быть представлены двумя, тремя или даже четырьмя участниками. Старайтесь отвлечься от ваших знаний о том или другом участника группы, так как роли будут участникам назначены. Поэтому не пытайтесь распознать роли, опираясь на ваше знание о личностных особенностях участников. Ориентируйтесь только на их поведение в процессе социодрамы. Ваша задача – определить, кто здесь лидер, который всем дирижирует, кто эксперты, рядовые члены, отвергаемые и противники. Не пытайтесь добиться качественного исполнения тех заданий, которые решите предложить группе. Ваша задача — не провести какое-либо упражнение, а „завести" групповой процесс. Пусть даже начнется неуправляемая дискуссия — на самом деле это то, что вам нужно. Наблюдайте, как члены группы взаимодействуют между собой. Только в процесса ролевого взаимодействия участников вы сможете понять, кто какую роль играет. И еще: не забывайте, что лидер может быть очень молчаливым и подавать лишь невербальные сигналы. На лидера поэтому чаще всего смотрят».
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ.
«Предлагаю каждому выбрать ту роль, которую ему реже всего приходилось играть в реальной жизни. Пусть это будет совершенно незнакомая вам роль или по крайней мере наименее понятная. Например, кто хотел бы сыграть роль «козлов отпущения».
Опыт показывает, что на роль отвергаемых выдвигают себя наиболее активные и авторитетные участники. После того как они оказываются таким образом «нейтрализованными», другим участникам становится легче предложить себя на роль лидера, экспертов или противников. Особое внимание нужно уделить подбору участника на роль лидера, а затем его подготовке к этой роли. Как правило, эту роль вызывается исполнять одна из наиболее тихих участниц группы.
По мере распределения ролей тренер рассаживает участников по кругу в последовательности: лидер с экспертами справа и слева от него, если экспертов двое, или лидер и справа от него эксперт, затем отвергаемые члены, противники (они оказываются прямо напротив лидера), рядовые члены группы. (См. рис. 1)
| |||||||
| |||||||
| |||||||
Противник
Рис. 1. Размещение участников в социодраме групповых ролей
Нужно оставить два места для ведущих: одно неподалеку от лидера, другое почти прямо напротив лидера, — для того, чтобы ведущие могли наблюдать направление взгляда участников из разных частей круга.
Сам тренер принимает на себя роль, которую нужно было бы усилить — например, роль противника, если ее выбрал только один человек, или роль рядового члена, если участники, принявшие эту роль, по его предположениям, не смогут справиться с нею без его поддержки и примера.
После того как группа расположилась по кругу, начинается репетиция. Тренер говорит: «Допустим, я сейчас в роли одного из ведущих — Филиппа или Александры. И вот я обращаюсь к группе: „Давайте сделаем упражнение, в котором каждый расскажет свое сновидение, а мы его проанализируем в психоаналитической традиции". Ваши действия? Помните, ваш первый взгляд — на лидера: какова его реакция? Нравится ли ему упражнение? Лидер, пожалуйста, не забывай реагировать на все происходящее невербально. Итак, „давайте каждый расскажет свое сновидение"». Участники группы начинают разыгрывать реакцию, соответствующую невербальной реакции лидера. Если идея упражнения ему не нравится, рядовые участники тут же активно начинают возражать против упражнения: «Ну нет, к этому мы не подготовлены»; « Вряд ли это интересно » и т. п. Противники же, наоборот, начинают поддерживать это предложение, сколь скоро оно не нравится лидеру: «Нет-нет, давайте попробуем, это настоящая психология»; «Не обращайте внимания на этих людей, они ничего не понимают» и т. п. Тренер говорит: «Допустим, лидеру надоел весь этот базар. Он невербально дает группе это понять — например, притопывает ногой, делает движение руками и т. п. Ваши действия?». В этот момент рядовые участники группы уже понимают, что им нужно мгновенно сменить направление своей реакции: «Ну ладно, давайте попробуем»; «В принципе-то мы не против». Теперь и противники должны сменить сип-реакцию: «Да нет, подходящий момент как-то уже прошел. Давайте попробуем что-нибудь другое» и этот момент тренер может предложить «рядовым членам оказать давление на «отвергнутых». Как правило, они тут же подхватывают эту идею и начинают заставлять их что-нибудь сделать: «Света, ну давай, рассказывай свое сновидение». В этот момент кто-либо из противников вступает в борьбу за отвергнутых: «Нет, Света, ни в коем случае, ты ведь не хочешь этого делать. Не подчиняйся чужой воле. Тренер может посоветовать Свете сначала согласиться с обратившимся к ней рядовым членом и начать делать то, что он велит, затем согласиться с противником и начать делать то, что предлагает он, и так несколько раз переходить от одной реакции к другой, чтобы лучше почувствовать роль отвергнутого.
После этого тренер должен сменить задание. Например, он может сказать: «Я выступаю в роли Александры. Давайте сейчас сделаем такое упражнение. Положим в центр круга все наши пальто и потом на них будем выполнять упражнения лежа». В этот момент тренер может дать подсказку лидеру — обратиться за информацией к эксперту.
Эксперт может сказать: «Упражнения лежа гигиеничнее выполнять на подстилке», или «При соприкосновении с полом обычно сильнее загрязняется светлая одежда. С другой стороны, физические упражнения значительно активизируют вин мание и разряжают обстановку» и т. п.
Такого рода репетиции должны проводиться тренером до тех пор, пока он не будет уверен, что группа готова к основной социодраме. Убедившись в готовности группы, он может пригласить ведущих. Однако для того чтобы облегчить им задачу, ему лучше еще раз обсудить с ними подготовленную ими программу действий, уточнить детали, которые остались не совсем ясны, ответить на их вопросы. Остальным участникам в это время можно предложить продолжить репетицию.
Наконец, после устранения всех неясностей можно начать основное действие социодрамы. Ведущие входят и начинают «заводить» групповую дискуссию. Если кто-то из участников выходит из своей роли или играет ее неточно, тренер может подойти к этому участнику и дать ему необходимые подсказки.
По истечении десяти минут работы ведущих тренер предлагает им определить, какую роль играет каждый из участников группы. Чаще всего ведущие идентифицируют роль отвергнутых и противников, но затрудняются в различении ролей лидера, экспертов и рядовых членов группы. Тренер должен сообщить группе, что это типичная ошибка — принимать наиболее крикливых за лидерствующих. После этого тренер предлагает всем участникам группы, в том числе ведущим, ответить письменно на вопрос: «Что нового я узнал о своей роли?», а затем рассказать об этом группе. Опрос лучше начать с отвергаемых, так как обычно они испытывают в процессе социодрамы наиболее неблагоприятные эмоции, затем противников, рядовых членов, экспертов и лидера. Этот круг обсуждения имеет большое значение, так как он способствует развитию номотетической сенситивности (см. введение) особого рода — а именно, ролевой сенситивности как способности предсказывать мысли, чувства и поведение человека, играющего определенную роль в группе. Участники узнают на своем опыте, какие чувства переживает человек, играющий ту или иную роль, какие она дает возможности и какие ставит ограничения.
«Отвергнутые» часто говорят о чувстве обиды, разочарования и страха. Они боятся, что их будут заставлять что-либо делать. Зачастую у них возникает ощущение уменьшения своего личностного и даже физического объема, чувство сужения поля зрения и ухода в себя. Один из современных вариантов отвергнутого — «гордый изгнанник», который добровольно отстраняется от группы и ее проблем, погружается в себя и вынашивает собственные, дорогие ему идеи. Отвержение группой внезапно дает ощущение освобождения от нее, обретения свободы для неограниченного группой индивидуального развития. Мужчины, исполняющие эту роль, в обсуждении часто вспоминают службу в армии и дедовщину. Один из вариантов этой роли — «клоун»: «Да, я отвергнут группой, все надо мною смеются, но 6лагодаря своей несуразности я постоянно в центре ее внимания».
«Противники» часто указывают на ощущение связанности, ограниченности, возникающее в этой роли: все нужно делать и говорить с точностью до наоборот по отношению к тому, что хочет лидер и его приспешники. Часто у приспешников развивается чувство азарта, безнаказанности, безудержности, что проявляется в резких и неконтролируемых выпадах против наиболее активных рядовых членов и отвергнутых. С другой стороны, роль противника требует постоянного придумывания альтернатив групповым решениям, большой находчивости и неустанного творческого поиска.
Рядовые члены описывают самые разнообразные чувства. Часто это чувство единства, монолитности, нерушимой поддержки того « фронта», к которому они принадлежат. «Мы едины, нам весело, мы сильны своим единством и мы победим! Правда, в упоении единством несколько теряешь себя...».
Часто те, кто играют эту роль, сообщают об ощущениях безответственности (ведь решения принимает кто-то другой), беспринципности (мнение меняется в зависимости от настроения лидера), безнаказанности, полной свободы «эмоционально-голосовой деятельности», агрессивности и даже жестокости по отношению к «отверженным».
«Эксперты» часто сообщают о чувстве мучительной некомпетентности, судорожном поиске информации в долговременной памяти, а также об ощущении, что «рядовые члены» группы и «противники» не дают высказаться, заглушая все их попытки дать группе какую-то информацию. Иногда в этой роли человек испытывает ощущение отстраненности и скуки: «Зачем весь этот„базар", когда и так все ясно». Многим трудно удерживаться в роли информатора, хочется оказывать влияние на события в группе. С другой стороны, эта роль многим ее исполнителям дает ощущение ясности мысли, не замутненной участием в общей перепалке, и чувство горделивого удовлетворения от того, что они могут тайно влиять на решения лидера и даже манипулировать им.
«Лидеры» могут описывать свою роль и как приятную, и как неприятную для них. Некоторым участникам эта роль дает ощущение внутренней правоты и полной свободы, чувство безопасности и нерушимой поддержки со стороны «услужливого хора » рядовых членов группы. С другой стороны, в этой роли человек может испытывать неприятное чувство собственной несвободы, вынужденности реагировать каким-то определенным образом на все, что бы ни случилось, невозможность хоть минуту побыть вне зоны общего внимания. Некоторые участники указывают на то, что эта роль налагает слишком большой груз ответственности и по существу делает их одинокими: «Я все определяю в группе, но поговорить-то, собственно, не с кем, я совершенно один».
После круга обсуждения ролей необходимо произвести «деролизацию». Каждый член группы произносит: «Я не „отвергнутый", я — Татьяна» или «Я не групповая роль „эксперта", я — Женя» и т. п.
При использовании этого упражнения в ходе подготовки тренеров — ведущих групп социально-психологического тренинга, завершающим шагом является обсуждение работы ведущего. Участники группы отвечают на вопрос о том, что в поведении ведущих им показалось конструктивным. «Тренеры» могут и не «деролизоваться», если им хочется интериоризировать эту роль. Методически возможен переход от этого упражнения к обсуждению вариантов взаимодействия тренера с группой, возможных ролей, которые тренер может играть в группе, и их динамики. Тренер может также обсудить с группой те опасности, которые подстерегают начинающего тренера, если он не сможет понять складывающейся или уже сложившейся структуры группы или вступит в конфронтацию с лидером или с его оппозицией и т. п.
УПРАЖНЕНИЕ 68.
Группа сидит по кругу.
«Это упражнение называется „Признак разделения". Мы выберем какое-нибудь личностное качество, по которому группа разделится на две части, например: общительные — замкнутые, импульсивные — сдержанные, жесткие — мягкие, несгибаемые — гибкие и др. Но прежде чем мы выберем какой-либо конкретный признак и разделимся на подгруппы, нам нужно найти двух добровольцев, желающих попробовать себя в роли ведущих. Они должны будут выйти из комнаты и готовиться к выполнению своей задачи в соседнем помещении.
Когда мы пригласим ведущих в комнату, здесь будут сидеть две подгруппы людей, различающихся по определенному личностному признаку. Задача ведущих — предлагать такие задания подгруппам, чтобы в течение десяти минут определить, по какому признаку мы разделились. Ни пример, ведущие могут предложить каждой из подгрупп выполнить одно и то же двигательное упражнение, ответить на один и тот же вопрос, продемонстрировать свою реакцию в какой-либо идентичной жизненной ситуации и т. п. Один из ведущих может взять на себя в основном действие, второй — наблюдение. Роль наблюдателя, пожалуй, даже важнее, ибо суть не в том, чтобы добиться от подгруппы точного и качественного выполнения заданий, а в том, чтобы по различиям в их реакциях определить признак разделения.
У ведущих будет не менее семи минут на подготовку, а пока они будут продумывать план действий, мы продолжим тренинг психологическое проницательности».
После того как ведущие удалятся, оставшимся участникам дается дополнительная инструкция.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.
«Мы можем выбрать более простой или более сложный признак разделения. Лучше всего, если оба полюса выбранного нами качества будут „положительными", психологически желательными, чтобы никому не было обидно. Например, в каких-то ситуациях полезно быть более рациональным, в каких-то — более эмоциональным, иногда целесообразно проявить авантюризм и способность пойти на риск, а иногда — осторожность и расчетливость; в одних случаях необходима твердость, в других — мягкость и т. д. Каждое их этих качеств может быть полезным. Но мы можем выбрать и более сложные признаки для разделения. Например, наблюдательность противопоставить эмпатичности, личностную глубину — личностной широте, нормативность или „нормальность" поведения — экстравагантности или даже эксцентричности и т. п. »
После того как группа обсудит возможные признаки разделения и выберет какой-либо из них, каждому члену группы предлагается разделить лист в своих тетрадях вертикальной чертой на два столбца. Левый столбец будет соответствовать одному полюсу качества, правый — другому. Например, слева может быть написано «Наблюдательные», справа — «Эмпатичные» или слева «Эмоциональные», справа — «Рациональные» и т. п.
«Всех членов группы, включая тех, кто сидит по кругу, тех, кто вышел, тренера и самого себя, нужно занести в один из двух столбцов: а) либо предсказывая, к какому из двух полюсов каждый человек себя отнесет; б) либо оценивая, в какую группу каждый должен был бы сесть, если бы был вполне объективен. Это два различных варианта упражнения, и нужно придти к групповому согласию по поводу того, какой вариант будет избран в данном конкретном случае. Если мы предсказываем, какой полюс сам человек выберет для себя, то это попытка определить, каким он себя считает или предпочитает считать; если мы определяем, в какую группу человек должен был бы сесть, если бы он был вполне объективен, то это проявление того, каким его считаем мы. Какой мы выбираем вариант — предсказания поведения или объективной оценки качества?».