Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Цель: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.

Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3—7 лет, в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:

1. Кто изображен на картинке?

2. Что он делает?

3. Как он себя чувствует?

4. Как ты догадался об этом?

5. Опиши картинку.

6. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

7. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?

8. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

9. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

10. Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?

11. Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?

При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника — и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.

Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу.

Ф. И. О. ребенка Радость Грусть Страх Гнев Удивление
           
           
           
           
           

На этом этапе выявляется восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний и сравниваются графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций с ними проводится беседа по следующим вопросам:

1. Что ты любишь?

2. Что ты не любишь?

1. З. Когда тебе весело?

3. Что ты делаешь, когда тебе весело?

4. Когда тебе грустно?

5. Что ты делаешь, когда тебе грустно?

6. Когда тебе страшно?

7. Что ты делаешь, когда тебе страшно?

8. Когда ты злишься?

9. Что ты делаешь, когда злишься?

10. Когда ты удивляешься?

В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.

Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:

· природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);

· предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);

· взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»);

· нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»);

· ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);

· деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»);

· недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).

Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:

· адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);

· несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»);

· неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.

Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:

· ответ краткий («Я люблю играть»);

· ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;

· ответ развернутый и подробный.

При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.

Проективная игра «Почта»

(Модификация теста Е. Антони и Е. Бине)

Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик, при использовании которых необходимо следовать принципу «не навреди».

Для этого:

· не стоит формулировать свои утверждения прямолинейно;

· предлагать ребенку «ранжировать» своих близких;

· не создавать стрессовых ситуаций, при которых у ребенка может возникнуть чувство обиды, вины и т. д.;

· надо четко определять, какую информацию и кому можно сообщать.

Методика используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности / неуверенности ребенка в родительской любви.

Ход игры: Ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам членам своей семьи. Диагностическая задача — ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от дошкольника ни чрезмерного умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий.

Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (ребенок отвечает). Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка машинка, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других родственников». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи — детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик.

«В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. — В почтовый ящик незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».

Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразе на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Располагается такая фраза — «адреса» — на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.

В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. По этому человеку я скучаю.

4. По этому человеку я не скучаю.

5. С этим человеком я люблю играть, читать.

6. Иногда я боюсь этого человека.

7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

8. На этого человека я часто сержусь.

9. Этому человеку мне нравится помогать дома.

10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.

Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):

1. Этот человек меня любит.

2. Этот человек меня не любит.

3. Этот человек всегда веселый.

4. Этот человек на меня злится и сердится.

5. Этот человек меня всегда жалеет.

6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

7. Этот человек часто играет со мной.

8. Этот человек никогда не играет со мной.

9. Этот человек самый добрый и хороший.

10. Этот человек всегда все запрещает мне.

Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительнёй и отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «...веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», — такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.

О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.

Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.

Кто-то из детей может адресовать послание «...я люблю», «...меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.

Детский тест

“Диагностика эмоциональных отношений в семье”.

Методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком. Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

Семейный тест отношений (СТО) – проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене в 1957 году. Процедура исследования по СТО может нести желаемый психокорекционный эффект, позволяя ребенку открыто выразить свои чувства как позитивного, так и негативного характера. Этот метод позволяет родителям получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка. Это в свою очередь способствует большему пониманию родителями своих детей, объективизации своего поведения и, как следствие, установлению более благоприятного взаимодействия в семье.

Стандартный вариант ТСОсостоит из двух частей: фигурок и карточек с различными высказываниями (письмами). Д. Антони и Е. Бене для детей 4-6 лет использовали набор карточек с изображениями людей, которые могут быть приняты ребенком за членов семьи. Это цветные карточки с изображением женщин (мамы), мужчин (папы), пожилых людей (бабушка и дедушка), мальчиков и девочек разных возрастов (братья и сестры). Среди этих фигур важной является та, которая была названа «Господином Никто». Всего таких фигурок 19. Можно использовать другой вариант представления членов семьи – через рисунок семьи.

Вторая часть теста – набор карточек, на которых написаны разные высказывания (сообщения, либо исходящие от определенного человека, либо обращенные к другому).

Процедура исследования.Тестирование начинается с рисунка семьи, на этом этапе необходимо тактично задать вопросы о том, какие люди живут вместе с ребенком, какие роли в семье выполняют те персонажи, которых он изображает на рисунке, попросить пояснить ребенка некоторые детали рисунка. Очень важно выяснить у ребенка его концепцию семьи.

На следующем этапе проводится собственно сам тест ТСО. Процедура обследования максимально приближена к игровой ситуации. После того, как рисунок семьи нарисован и сделаны необходимые пояснения, ребенку предлагается поиграть в почту. Психолог показывает набор писем, которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» своим членам семьи, при этом можно использовать пространство нарисованного им рисунка семьи, раскладывая около каждой фигурки стопки писем. Психолог объясняет ребенку, что только он сам вправе решить, какое послание кому подходит (при этом необходимо подчеркнуть, что самому себе тоже можно послать письмо), некоторые письма могут подойти сразу нескольким членам семьи, а может быть даже и всем. Исследователь знакомит ребенка с господином «Никто» – нарисованном на отдельном листке фигуркой мужчины в шляпе и пальто: ему надо будет посылать письма, которые никому не подходят.

Около каждой фигурки можно также поставить свой почтовый ящик (коробка с прорезью), это особенно важно для детей, которые расстраиваются из-за неравномерного распределения писем между членами семьи. Если письмо никому не подходит, оно опускается в ящик господина «Никто». Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу. Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Карточки надо предъявлять в таком порядке, чтобы положительные и отрицательные реакции распределялись равномерно, в завершение обязательно должны быть даны высказывания позитивной направленность.

Наши рекомендации