Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп 4 страница

После того как все члены группы каждым участником будут отнесены к тому или иному полюсу в соответствии с выбранным вариантом, тренер предлагает всем участникам группы встать, перераспределиться по комнате, чтобы не быть «привязанными» к определенному месту, а затем объявляет: к стене с картиной прошу сесть «рациональных», к стеллажу — «эмоциональных» и т. п.

Как только члены группы рассядутся, им, скорее всего, тут же захочется проверить свои предсказания или оценки. Можно предложить им заняться этим, пока тренер будет приглашать ведущих. Выйдя в соседнее помещение, тренер должен еще раз повторить ведущим инструкцию: «Мы разделились на две подгруппы, различающиеся по определенному личностному признаку. Ваша задача — предлагать такие задания группе, чтобы в течение десяти минут определить, что это за признак. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?». Часто ведущие выражают желание посоветоваться по поводу целесообразности использования ими того или иного упражнения или приема. Тренеру лучше оказать им максимальную методическую помощь и поддержку на этом этапе, подсказать, если это возможно, какие из предложенных упражнений могут оказаться более эффективными, а какие скорее всего «не сработают».

Часто диагностичными оказываются задания где от участников требуется выполнить какое-либо простое действие: начертить квадрат на доске, перепрыгнуть ручей или другое препятствие, поздороваться с членами противоположной группы и т. п. Эффективными оказываются и упражнении на внутригрупповое взаимодействие: построить скульптуру всей своей группы, вспомнить или со чинить песню, которая могла бы быть гимном группы, придумать свой девиз, самим придумать упражнение, в котором данное качество проявилось бы наиболее ярко и т. п.

С другой стороны, опрос каждого участника по кругу для выявления их отношения к какой-либо глубокой, значимой проблеме может ничего не дать, для решения задачи данного упражнения, ибо в серьезных обсуждениях проявляется личность человека «в целом», а не отдельное его личностное качество (например, наблюдательность), и поэтому индивидуальные особенности участников начинами затенять их общность по какому-либо частному признаку. Можно предложить ведущим конкретное упражнение на взаимодействие внутри групп или между группами, если они сами не придумали ничего подобного. В этом случае целесообразно устроить небольшой перерыв и посвятить подготовке ведущих дополнительное время.

После этого тренер возвращается в комнату вместе с ведущими, присоединяется к одной из подгрупп (в зависимости от того, к какой из них он сам себя относит) и предлагает всем участникам при выполнении заданий чуть-чуть усилить присущее им качество, чтобы хоть как-то облегчить ведущим сложную задачу выявления признака разделения. Ведущие, таким образом, все время должны получать сигналы о том, что вся группа и тренер «болеют» за них и хотят, чтобы они добились успеха. Участники группу могут сами подсказывать ведущим варианты модификации заданного упражнения, которые могли бы им помочь.

Как правило, все ведущие справляются с заданием и так или иначе выявляют признак разделения. Лучше всего, если они окажутся в состоянии точно назвать качества каждой из подгрупп — так, как они были задуманы группой. Если ведущие не могут этого сделать, но близки к цели, лучше закончить упражнение, остановившись на каком-нибудь приблизительном решении, чем продолжать его до тех пор, пока не иссякнет энтузиазм. После того как будет объявлено, что задача ведущими решена, группа благодарит их за работу и предлагает присоединиться к той из подгрупп, к которой каждый из них себя относит. После этого можно перейти к анализу точности предсказаний и оценок.

Эту процедуру важно провести последовательно. Вначале тренер должен уточнить, все ли согласны «опубликовать» свои оценки и все ли испытывают твердое желание узнать, как его оценили другие участники группы. Если каждый из участников словесно подтверждает свое согласие и у тренера не возникает никаких дополнительных сомнений в целесообразности этой процедуры, можно начинать подводить итоги.

Если группа решала задачу предсказания самооценки, то точность предсказания определяется по совпадению прогноза с тем, какую группу выбрал сам участник. Тренер говорит группе: «Игорь выбрал группу „рациональных". Если вы прогнозировали, что он выберет группу „рациональных", то можете поставить себе 1 балл. Если же вы прогнозировали, что он выберет группу „эмоциональных", то вам придется поставить себе 0 баллов — ваш прогноз не оправдался. Аня выбрала группу „эмоциональных". Если вы прогнозировали, что она выберет группу „эмоциональных", можете поставить себе 1 балл за точность прогноза. Если вы прогнозировали, что она выберет группу „рациональных", 0 баллов» и т. д., пока не будут перечислены все участники, включая тренера.

Если группа решала задачу «объективной» оценки участников, то точность оценок определяется по тому, совпадает ли индивидуальное мнение участника с групповой оценкой. Тренер говорит группе: «Те, кто отнес Олега к числу „рациональных", поднимите, пожалуйста, руки». Подсчитав число голосов, тренер и все остальные участники записывают его. После этого для проверки тренер может спросить: «Кто отнес Олега к числу „эмоциональных"»? Полученное число записывается, а попутно тренер проверяет, совпадает ли сумма всех голосов с общим количеством членов группы. Кроме того, при такой процедуре подсчета голосов участник, о котором идет речь в данный момент, может лучше увидеть, кто именно отнес его к противоположному полюсу, чтобы понять, мнение каких людей не совпадает с мнением о нем большинства и, возможно, с его собственным мнением о себе, или, наоборот, не совпадая с мнением большинства, совпадает с его собственным мнением и т. п.

Если соотношение голосов дает явный перевес в сторону одного из полюсов, то можно считать, что групповое мнение склоняется именно к этому полюсу: например, соотношение 13: 0, 12: 1, 11: 2, 10: 3, 9: 4 или в крайнем случае 8: 5 — все это перевес в сторону „рациональности". Тренер говорит: «Можно считать, что групповое мнение склоняется в сторону „рациональности", поэтому те, кто в своей оценке отнес Олега к полюсу „рациональных", могут поставить себе 1 балл. Те, кто отнес Олега к полюсу «эмоциональных», вынуждены поставить себе 0 баллов, так как их мнение не совпало с групповым».

Каждый участник индивидуально подсчитывает сумму набранных им баллов: в первом случае она отражает точность его предсказаний, во втором — близость его оценки к групповому мнению. Тренер подводит итоги: «Сообщите, пожалуйста, у кого сумма составила 13 баллов? 12? 11? Поздравляем вас! Эти величины значимо отличаются от вероятности случайного угадывания».

Часто оказывается, что самооценка некоторых участников не совпадает с групповым мнением: человеку кажется, что он лаконичен, а группа почти единодушно относит его к полюсу «велеречивых». Тренер может обратить на это внимание группы, а может и не обсуждать этих фактов, так как они сами по себе являются важной психодиагностической информацией.

УПРАЖНЕНИЕ 42.

Группа сидит по кругу.

«Мы уже показали, как важно в восприятии другого человека использовать разные сенсорные каналы. С другой стороны, мы убедились в том, что способность воспроизвести чужие реакции, „сыграть" другого человека помогает нам лучше понять его. Сейчас два участника будут развивать в себе способность по общим ощущениям в своем теле определять отношение к себе других людей. Можно назвать эту способность „спинной чувствительностью", так как все участники будут повернуты к этим двум людям спиной, а сами два участника будут стараться стать к ним боком, спиной, чтобы лучше почувствовать их отношение к себе. Как утверждает Поль Экман, наше тело — „плохой лжец", а лицо — „хороший лжец". Именно поэтому мы исключили в данном упражнении возможность заглянуть в лицо и встретиться глазами с другими людьми.

Все остальные участники группы будут разделены мною совершенно произвольно на три подгруппы, которые будут изображать определенную эмоцию, определенное отношение к тем двум участникам, которые будут тренировать свою спинную чувствительность. Это отношение никак не связано с реальными отношениями участников в группе. Для каждой группы оно будет мною назначено. Итак, когда два участники вернутся в комнату, у окна будут сидеть в ряд спиной к центру четыре человека, „играющие" какое-то одно определенное отношение, например, восхищение теми, кто только что вошел, У правой стены, тоже спиной к центру, в ряд сядут четыре человека, „играющие" другое, тоже вполне определенное отношение к этим людям, а у левой стены будут находиться еще четыре человека (тоже в ряд и тоже спиной к центру), „играющие" третье отношение к ним. Задача тренирующихся — сохраняя молчание, подойти последовательно к каждой из подгрупп, постоять возле них, повернуться по отношению к ним то лицом, то боком, то спиной, пройти вдоль ряда, может быть, нагнуться к ним, потом отойти, вновь быстро подойти и т. п. После того как каждый из двух тренирующихся телесно исследует отношение каждой из подгрупп, я попрошу их встать в центр и ответить на мои вопросы. Тех, кто будет сидеть спиной к центру и изображать то или иное отношение, я еще специально проинструктирую.

Ну, а теперь, кто хотел потренировать свою „спинную чувствительность"?».

После того как два вызвавшихся выполнять это упражнение участника удалятся в коридор, тренер рассаживает подгруппы и назначает им определенное отношение к вышедшим: например, одной подгруппе страх, другой — любовь, третьей — неприязнь; или страх, любовь и зависть; или зависть, недоверие и восхищение, и т. п.

Тренер подходит к первой подгруппе и предлагает каждому участнику внушить себе заданное отношение к вышедшим людям: «Я завидую тебе, потому что ты слишком быстро соображаешь... Я тебе завидую, завидую... так как ты меня артистичнее... раскованнее... легкомысленнее... я тебе завидую...» и т. п. Другой подгруппе он предлагает внушать себе страх: «Я тебя боюсь, ты можешь меня задеть... Я тебя боюсь... боюсь... ты сильнее... о, как мне страшно, когда ты здесь... и т. п.» Третьей подгруппе предлагается внушать себе любовь (или симпатию); «Ты мне так нравишься, ты такой симпатичный... Я отношусь к тебе с любовью... Люблю тебя и все...» и т. п.

Эти самовнушения участники должны постоянно повторять про себя на протяжении всего упражнения.

Тренер приглашает вышедших и те молча подходят к каждой из подгрупп и экспериментируют с разными положениями и движениями тела. Как правило, почувствовав определенное состояние возле каждой из подгрупп, они сами выходят в центр. Все участники в подгруппах остаются сидеть спиной. Тренер задает двум стоящим в центре участникам вопросы, проясняющие их отношения, и фиксирует их ответы кодами: 3 (зависть), С (страх) или Л (любовь) в зависимости от того, на какую группу указывает каждый из них. Вот примерная серия вопросов:

1. Возле какой группы уютнее всего стоять спиной?

2. Если бы ты поссорилась с какой-либо из подгрупп, то скорее всего с какой?

3. С какой из них ты скорее всего подружилась бы?

4. Кого бы пожалела?

5. Кого бы могла презирать?

6. С кем хочется вместе работать?

7. С кем бы предпочла поехать путешествовать?

8. На какую из подгрупп не хотела бы обращать внимания?

9. Какую бы из подгрупп хотела бы «послать к черту»?

10. А какую — на отдых в санаторий?

11. Кому из подгрупп ты хотела бы подарить подарок?

12. Кому хочется сказать что-то резкое?

13. Кому хочется сказать что-то мягкое?

14. С какой подгруппой хотела бы сотрудничать?

Опыт показывает, что ответы тренируемых участников в чем-то совпадают, а в чем-то нет.

Серия вопросов должна быть достаточной, чтобы осветить различные оттенки ощущений тренируемых. После окончания упражнения тренер предлагает всем вернуться в круг и «сбросить» с себя внушенную эмоцию — возможно, даже «деролизоваться», как это делается в психодраме и социодраме. После этого он вновь зачитывает свои вопросы и показывает участникам группы, как ответил каждый из тренируемых. Например, он говорит: «На вопрос: „Возле какой группы было уютнее всего стоять спиной?" Ольга выбрала группу „страх", а Таня — группу „любовь"; на вопрос „Кого бы пожалела?" обе выбрали группу „зависть" » и т. д.

В обсуждении тренируемые рассказывают о своих чувствах, а изображавшие те или иные отношения — о своих. Часто для участников является открытием способность человека почувствовать «спиной» тонкие оттенки отношения, причем отношения «сыгранного», которое неизбежно слабее возможного истинного отношения.

В некоторых случаях после этого упражнении требуется восстановительная стадия, так как многим участникам бывает трудно освободиться от эмоционального состояния, в которое они оказались введенными. По этой причине данное упражнение должно быть отнесено к числу упражнений повышенного риска. Рекомендуется только для групп профессиональных тренеров, психотерапевтов, консультантов.

УПРАЖНЕНИЕ 43.

Группа сидит по кругу.

«В общении почти всегда приходится совмещать несколько уровней включенности в ситуацию общения: участие в ней, наблюдение и отражение всего происходящего, планирование будущего и т. д. Трудность такого многоуровневого существования усугубляется тем, что степень эмоционального включения может быть очень большой, но в то же самое время как наблюдатель каждый из нас должен сохранять определенную отстраненность от ситуации. У каждого из нас в опыте есть случаи, когда то или иное состояние, овладевшее нами, помешало нам заметить что-то важное в поведении, особенностях реагировании собеседника, вникнуть в смысл его слов. Следующее упражнение — модель такого многоуровневого существования в ситуации общения.

Давайте встанем и потренируем один из навыков снижения напряжения в беседе — подчеркивание общности с партнером. Предлагаю подчеркивать не внешнее сходство или общность в цвете ботинок и т. п., а какое-то личностное сходство или родство. Например, Катя бросает мяч Дине или Глебу и говорит: „Глеб, мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как...", а далее она называет то качество, которое является общим для них. Глеб, если он согласен с этим высказыванием, говорит: „Да, согласен"; если же он не согласен, то он отвечает: „Я подумаю над этим". И действительно, он получил информацию к размышлению: коль скоро человеку кажется, что данное качество их объединяет, значит, это может как-то влиять на поведение этого человека, его восприятие и т. п. После этого уже Глеб бросает мяч какому-либо другому участнику и говорит:

«Дина, мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как...» и т. д. Всем ли понятна инструкция? Тогда давайте начнем. Я тоже буду участвовать в упражнении, но мне хотелось бы, чтобы начал выполнять его кто-то другой».

После этого тренер передает мяч соседу справа или слева или тому участнику, который вызывается быть первым. В ходе упражнения тренер следит за правильностью выполнения инструкции и за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника по крайней мере один раз. После того как это последнее условие будет выполнено, тренер выжидает еще какое-то время, чтобы мяч был переброшен еще несколько раз. После того как это последнее условие будет выполнено, тренер выжидает еще какое-то время, чтобы мяч был переброшен еще несколько раз, и затем заканчивает упражнение. Участники садятся на свои места, и тренер задает им первый вопрос: «Вспомните, пожалуйста, как мяч сначала был в руках у Жени, потом перешел к Наташе (при этом он показывает движения мяча, как это было), затем Наташа перебросила его Андрею, затем мяч попал к Ижгали, затем к Елене... Обратите внимание, наступил момент, когда мяч побывал в руках уже у десяти участников из тринадцати. Вспомните, пожалуйста, кто были эти три человека, которые еще ни разу не получили мяча, в то время как остальные получили его хотя бы по одному разу? «Если не все члены группы поняли вопрос, тренер должен еще раз наглядно воспроизвести движения мяча, обращая внимание участников на то, что в какой-то момент пять участников уже получили мяч хотя бы по одному разу, а остальные восемь не получили его ни разу. Со следующим броском мяча таких людей осталось семь, потом шесть, наконец три. «Кто эти люди, которым дольше всего не посылался мяч?» Участники группы должны ответить на этот вопрос письменно. После того как все сделают свои записи, тренер просит тех, кто является «субъектами вопроса», — т. е. тех людей, которым мяч был послан позже всех остальных, поднять руки. В этот момент каждый может проверить точность своего ответа. Как правило, точно на этот вопрос отвечают в среднем только 10% участников.

После этого тренер предлагает группе письменно ответить на вопросы: «Кто в группе получил мяч три и более раз?»; «Какие участники группы получили мяч только один раз?». После этого тренер предлагает поднять руки «субъектам вопроса», — сначала тем, кто получил три и более мячей, затем тем, кто получил один мяч. Каждый участник проверяет точность своих ответов и сообщает их группе. Тренер объявляет группе, насколько точен был он сам. Иногда «субъекты вопроса» сами не помнят, получали ли они мяч два или три раза и т. п. В этом случае можно воспроизвести всю последовательность перемещений мяча и восстановить истину.

В процессе обсуждения результатов тренер может задать вопрос: «Почему мы были недостаточно точны в своих наблюдениях?» Очень часто члены группы сами начинают говорить о том, как трудно одновременно быть вовлеченным в задание и эмоционально переживать: Кто тебе бросит мяч? Что скажет при этом? К кому обратишься ты сам? Что будешь говорить? и т. п., — и при всем этом еще и наблюдать за группой в целом. Часто группа приходит к выводу о том, что задача наблюдения тем сложнее, чем сложнее деятельность, в которую ты вовлечен, и чем она более личностно значима для тебя.

При более глубоком обсуждении данного упражнения тренер может задать вопрос: «Как вам кажется, в выполнении этого задания проявилась ли мудрость группы?». Для ответа на этот вопрос участникам нужно сделать еще один шаг в исследовании собственной группы оказала ли она поддержку тем своим членам, которые в этом нуждались? Не ранила ли кого-нибудь из участников? Этот тур обсуждения лучше провести в безличной форме.

МОДИФИКАЦИЯ.

Группа сидит по кругу.

«Давайте сосредоточимся и попытаемся найти то общее, что нас объединяет с каждым из остальных участников. (Вариант: с какими-либо тремя участниками.) Давайте сделаем это письменно».

Если задание выполняется по отношению не ко всем, а лишь к трем участникам, имя одного из них задается тренером на карточке. Это делается для того, чтобы ни один из участников не оказался пропущенным и обязательно получил «свой мяч».

После того как все высказывания будут прочитаны, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Что вам дает это упражнение?» Как правило, участники указывают на то, что у них возникает ощущение лучшего понимания других людей, и что в результате этого упражнения усиливается ощущение общности и теплоты.

__________________________________________________________

ПИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. ПИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ (ЭТАП ЗНАКОМСТВА).

В этом разделе представлены некоторые варианты знакомства участников группы тренинга креативности. Их специфика связана с особенностями программы, для реализации которой необходимо с самых первых шагов создавать в группе креативную среду — среду, побуждающую к проявлениям творческого мышления и поведения.

Знакомство осуществляется после вступительного слова ведущего, в котором он говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, обсуждает с участниками принципы и режим работы тренинговой группы.

УРАЖНЕНИЕ 1.

Участники группы сидят по кругу.

«Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя».

Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками креативной среды.

Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.

В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае тренер может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд противоречивых качеств. Возможно обращение в этим же вопросом к группе.

Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный, тренер может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.

В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.

УРАЖНЕНИЕ 2.

Участники группы сидят по кругу.

«Давайте познакомимся и сделаем это так: каждый по очереди, по кругу, по часовой стрелке, будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений, и одно желаемое хобби, то, которое Вы хотели бы иметь, но пока это по той или иной причине не осуществилось, тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит то, что скажет первый, а начиная с третьего, все будет повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальной и хобби желаемое...».

Тренер выдерживает паузу две- три минуты, давая возможность всем подумать; если кто-то выражает желание начать, тренер обращается к группе с вопросом: «Нужно еще кому-нибудь время, чтобы подумать?», и только, убедившись, что все готовы, предлагает желающему начать.

В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы: каждый предстает перед всеми в новом качестве: группа узнает, что кто-то купается в проруби зимой, а кто-то разводит цветы. Среди нереализованных пока увлечений часто встречаются очень неожиданные, нестандартные, что соответствует содержанию тренинга креативности, создает соответствующую целям тренинга атмосферу.

Достаточно часто после завершения знакомства кто-то из участников группы говорит: «Какие мы разные!», и эта идея многообразия, необходимости видеть каждое явление, событие, каждого человека с разных сторон «красной нитью» проходит через весь тренинг.

Можно усложнить этот вариант знакомствам. Для этого, после того как все участники представятся, расскажут о своих реальных и желаемых увлечениях, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут для того, чтобы, учитывая то, что мы сейчас узнали друг о друге, написать рассказ о нас, о нашей группе. Постарайтесь при этом упомянуть в рассказе, включить в описываемые в нем события каждого. Жанр можете выбрать любой».

После того как все завершат работу, тренер предлагает каждому прочитать свой рассказ, сообщив при этом, что их содержание обсуждаться не будет. Тренер тоже принимает участие в этой работе.

УРАЖНЕНИЕ 3.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы будет знакомиться и сделаем это так. Каждый по очереди назовет три слова, каким-то образом связанные с его именем. При этом само имя называть не надо. Все мы, после того как прозвучат три слова, дающие информацию об имени того, кто их назвал, постараемся понять, как зовут этого человека и скажем его имя».

Это задание существенно повышает активность участников, степень их включенности в работу, Кроме того, упражнение дает материал для обсуждения многих феноменов, относящихся к содержанию тренинга: ассоциативного мышления, барьеров проявления креативности (в частности, стереотипности мышления), влияния маловероятных факторов на взаимодействие людей и т. д. Выполнение задания оказывает мотивирующее влияние на участников, так как само собой происходит сравнение вариантов представления в сознании каждого участника, опирающееся на субъективные критерии стандартности — нестандартности, адекватности — неадекватности.

УРАЖНЕНИЕ 4.

Участники группы сидят по кругу.

«Математики склонны, все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».

Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.

УРАЖНЕНИЕ 5.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного, нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим».

Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основам. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.

После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творческости, креативности.

УРАЖНЕНИЕ 6.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы познакомимся. Для начала у нас будет некоторое время, в течение которого надо будет вспомнить какой-нибудь жизненный эпизод, случай или ситуацию, в которой Вы вели себя нестандартно, необычно, творчески. Когда все будут готовы, кто-то первый начнет, назовет свое имя и расскажет этот случай или жизненную ситуацию. Затем то же самое сделает каждый из нас».

Этот вариант представления дает возможность участникам познакомиться, сделать шаг на пути осознания своего опыта, сосредоточиться на проблематике, соответствующей содержанию тренинга креативности. Кроме того, в ходе такого знакомства в группе за короткое время появляется обширная, эмоционально окрашенная, разнообразная информация. Применяемая нами методика измерения информационной насыщенности среды тренинга в условных единицах новой информации показывает, что в ходе этого упражнения каждый участник группы общей численностью 15 человек может получить до 400 условных единиц, что в 200 раз повышает фоновый дневной показатель (под условной единицей новой информации мы понимаем факт или событие, которые до настоящего времени не были известны человеку, а также неизвестное ему ранее отношение к знакомому факту, необычная интерпретация, угол зрения, рассмотрения). Этот эффект значительно усиливает мотивацию на участие в тренинге, так как воспринимается как сигнал «здесь происходит много нового, интересного».

УРАЖНЕНИЕ 7.

Этот, а также следующий вариант знакомства лучше использовать после того, как участники группы представились и немного рассказали о себе: например, где они работают, какова сфера их интересов.

Участники группы сидят по кругу.

«Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение Вы бы выбрали».

Данный вариант представления активизирует один из механизмов творческого процесса, при котором происходит неоднократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в образную форму, ассоциирование появляющихся идей с содержанием опыта (правополушарные механизмы). Участники групп придерживаются различных стратегий при выполнении этого задания. Эти стратегии не анализируются на данном этапе работы, вместе с тем ведущий фиксирует их проявления. Впоследствии полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Наиболее распространены две стратегии. В первом случае перевоплощение происходит как бы само собой и тогда участник стремится сразу проговорить возникшие образы, или еще какое-то время обдумывает, уточняет их. В другом случае участник выделяет несколько своих характеристик и подбирает символизирующие их объект материального мира, животное и растение.

Наши рекомендации