Что может произойти? Нужно ли вмешиваться?
Шаг 3. Целеполагание.Целеполагание — это определение желаемого (того, что я хочу, желаю) или должного (необходимого) результата. Целеполагание основано на прогнозе. Для этого надо ответить на вопросы:
— Что я хочу получить?
— Какими должны быть результаты?
— Что нужно изменить — ситуацию или самого себя?
— В каком направлении необходимо изменить себя, своё поведение, деятельность, общение?
— Каковы мои цели?
— Какова вероятность достижения цели?
— Какие усилия необходимо приложить для достижения целей? Есть ли у меня ресурсы (мои способности, помощь родителей, друзей, учителей, необходимое время)?
— Как соотносятся цели стратегические (на далёкое будущее), тактические (на ближайшее будущее) и оперативные (сегодняшние) между собой?
— Каковы мои цели?
Шаг 4. Планирование.Составление плана — это определение конкретных способов достижения цели и необходимых для этого средств. Прежде чем начать составлять план, надо ответить на вопросы:
— Какие частные задачи должны быть решены для достижения целей?
— Какие средства нужны для этого?
— Какая последовательность действий должна быть?
— Каков мой план?
Шаг 5. Критерии оценки.Прежде чем оценивать, необходимо решить:
— Какие критерии позволят утверждать, что цели достигнуты?
— Как оценить успех и неудачу?
— Когда можно быть уверенным, что мои действия правильны?
— Я на правильном пути?
Шаг 6. Принятие решения.Принятие решения — это переход от плана к действию. Нельзя поступать сломя голову, но и нельзя упускать момент. Принимая решение, следует подумать:
— Всё ли я предусмотрел?
— Есть ли у меня ещё время?
— Начинать действовать или можно ещё подождать?
— Начали?
Шаг 7. Самоконтроль.Контроль своей деятельности требует учёта того, насколько вы приближаетесь к поставленной цели и в какой мере в своём поведении вы руководствуетесь составленным планом. Контролировать себя можно спомощью следующих вопросов:
— Есть ли разрыв между желаемым и действительным?
— В чём состоит разрыв, если он есть?
— Следую ли я в своём поведении плану?
— Соответствует ли план сложившейся ситуации? Бсивнет, то как его следует изменить?
— Что нужно изменить в своих действиях н поаеагнв?
— Есть ли время на такое изменение?
— Всё ли идёт так, как надо?
Шаг 8. Коррекция.Коррекция — это изменение реальных действий, поступков, системы самоуправления. После внесения коррективов следует выяснить:
— Что изменилось после внесения изменений в моё поведение и действия?
— Приблизился ли я к достижению цели?
— Что ещё нужно изменить в моём плане и поведении?
Учащимся предлагается подумать, какие из восьми шагов
самоуправления им удаются лучше, а какие хуже. После этого они должны решить, ориентируясь на перечисленные выше вопросы, нужно ли им развивать способность к самоуправлению и как именно это делать. Учащиеся заполняют нижеприведённый бланк и составляют программу развития своих способностей к самоуправлению.
1. Ориентировка в ситуации.
2. Прогнозирование.
3. Целеполагание.
4. Планирование.
5. Критерии оценки.
6. Принятие решения.
7. Самоконтроль.
8. Коррекция.
Далее учащиеся обсуждают свою программу развития способности к самоуправлению в группе. Выслушивают мнение товарищей и высказывают своё мнение.
'Задание «Оцениваем свою работу»
Цель: освоение критериев оценки письменной работы.
Возраст: 11—14 лет.
Учебные дисциплины: русский язык и математика.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: учащимся предлагается оценить свою письменную работу (домашнюю, классную или контрольную) в соответствии с критериями, приведёнными на ориентировочной карточке. В завершение оценивания каждый учащийся должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.
Ш
Ориентировочная карточка
Критерии оценки письменных работ по русскому языку | |||
Выполнение задач. Все ли поставленные задачи выполнены? | Выполнены все | Выполнены частично | Не выполнены |
Безошибочность. Есть ли грамматические и синтаксические ошибки? Сколько ошибок? | Ошибок нет | 1—2 ошибки | 3 и более ошибки |
Почерк (разборчивость и понятность) | Хороший | Средний | Плохой |
Оформление работы в соответствии с требованиями (есть ли дата, слова «Классная (домашняя) работа», упражнение №..., помарки, зачёркивания) | Хорошее | Среднее | Плохое |
Объём (слишком маленький для сочинения или изложения или достаточный) | Достаточный | Средний | Слишком маленький |
Критерии оценки письменных работ по математике | |||
Выполнение задач. Все ли поставленные задачи выполнены? | Выполнены все | Выполнены частично | Не выполнены |
Есть ли графическая схема задачи? Соответствует ли она условиям задачи? | Есть | Есть, но с неточностями | Нет/неверная |
Правильно ли составлена математическая формула? Соответствует ли она графической схеме? | Правильно | Частично правильно | Неверно |
1.51
Продолжение
Критерии оценки письменных работ по математике | |||
Выполнение задач. Все ли поставленные задачи выполнены? | Выполнены все | Выполнены частично | Не выполнены |
Правильно ли сделаны вычисления? | Правильно | 1 ошибка | 2 и более ошибки |
Выполнена ли проверка результатов? | Да, верно | Да, с 1-2 ошибками | Проверка выполнена неверно |
Критерии оценивания:
• адекватность использования предложенных критериев для оценивания своей работы;
• умение дать развёрнутую оценку своей работы;
• умение соотнести оценку и отметку.
Задание «Критерии оценки»
Цель: осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.
Возраст: 13—15 лет.
Учебные дисциплины: любые предметы естественно-научного и гуманитарного цикла.
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается индивидуально ранжировать в порядке значимости критерии оценивания успешности выполнения учебных заданий. Затем на основании индивидуальных ответов проводится обсуждение критериев в группе и вырабатывается единая позиция, которая представляется классу в целом.
Инструкция: в школе на уроках учащиеся получают отметки — отличные, хорошие и не очень. Иногда отметки обижают учеников, им кажется, что их недооценили, отнеслись предвзято, слишком строго, несправедливо. Часто такое чувство возникает просто из-за того, что у ученика и учителя разные критерии оценки — разные основания.
Цель настоящего задания — разобраться, что является критерием оценки успешности учения.
Ниже приведен список критериев оценки выполнения учебных заданий. Надо расположитв их по порядку: на первом месте самый важный для учащихся критерий, потом менее важный и т. д.
1. ...
2. ...
3. ... и т. д.
Затем каждому учащемуся предлагается самому оценить одну из последних работ, оценка которой ему не нравится, по каждому из критериев и ответить на вопросы:
— Что получилось? Если ваша отметка иная, чем у учителя, объясните почему.
— Согласны ли вы с тем, что отметка информирует нас о том, что ещё не освоено, к чему следует приложить усилия? Какие цели вы готовы поставить перед собой?
После ответов на эти вопросы критерии оценивания работ обсуждаются в группе и принимается единое решение — что должно стать критериями оценки.
Материал: карточка с перечислением критериев оценки успешности выполнения учебных заданий.
Перечень критериев включает: правильность ответа, аккуратность, оригинальность способа решения, привлечение дополнительной информации сверх программы, эрудированность, приложенные усилия, аргументированность, понимание существа проблемы, умение доказать свою точку зрения, самостоятельность, скорость ответа (решения), уверенность.
Критерии оценивания:
• обоснованность избранных в качестве ведущих критериев оценивания работы;
• умение связать критерии оценивания работ с теми целями, которые ставят учащиеся в учебной деятельности.
Задание «Учебные цели»
Цель: формирование умения адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач.
Возраст: 11—14 лет.
Учебные дисциплины: любые предметы естественно-научного и гуманитарного цикла.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа.
Описание задания: учащимся предлагается на основе выполненной проверки и оценки своей домашней (контроль-
ной) работы ответить на вопросы, заполнив представленную ниже таблицу. Задание выполняется повторно через две недели, и путём сравнения этих двух таблиц анализируется успешность реализации учебных задач, поставленных ранее (какими знаниями и умениями овладел, что для этого было сделано, каково продвижение вперёд в овладении учебным содержанием).