Понятие методов и источников правового регулирования в сфере социальной работы
Правовое регулирование как одна из разновидностей социальною регулирования осуществляется методами и источниками, которые позволяют устанавливать формально определенные общеобязательные правила поведения в определенной сфере жизни общества и государства. С этой целью могут использоваться самые разные нормы права, в частности
управомочивающие, предоставляющие субъектам социальной работы право на предоставление определенных социальных услуг;
обязывающие, устанавливающие обязанность оказать социальную помощь, если она предусмотрена законодательством для данного лица, в соответствии с его тяжелой жизненной ситуацией;
запрещающие, которыми устанавливается запрет на оказание социальных услуг вопреки воле человека, если иное не установлено законом;
правоохранительные, которые предусматривают защиту в судебном порядке нарушенных социальных прав человека, и др.
Правовое регулирование социальной работы осуществляется совокупностью определенных правил (норм права), которые представляют собой источники права.
К наиболее ранним по времени возникновения можно отнести правовой обычай
В социальной работе такие нормы использованы, например, в этических кодексах социальных работников. «Этика социальной политики: принципы и стандарты» - своеобразный кодекс, включивший Международную декларацию этических принципов социальной политики и Международные этические стандарты социальных работников, - был принят в 1994 г.
Источником права в отдельных странах является правовой прецедент, который получает поддержку государства. Юридический прецедент (от лат. ргаесейепНз — предшествующий) - это решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила официальной формы права в качестве образца для руководства при разрешении сходных дел по аналогии (распространен преимущественно в странах общего права — Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).
Правовые принципы (основные начала) — это выражаемые длительное время в авторитетных заявлениях, юридической практике мнения о важнейших базовых условиях жизни, признаваемых как социальные ценности. Такие исходные начала (основные положения, идеи) выражают сущность и важнейшие принципы права и правового регулирования и представляют собой наиболее общие правила поведения, на основании которых строятся законы, договоры, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Они включают в себя абстрактное выражение определенного долженствования. Таковыми являются принципы демократизма, гуманизма, справедливости, законности и др.
Наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт — официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм. Отличительные признаки нормативных правовых актов:
• являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов (государственные органы, органы местного самоуправления) либо прямого волеизъявления народа (референдума);
• правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.), закрепленного законодательством, и только по тем вопросам, регулирование которых входит в его компетенцию;
• устанавливают нормы права, которые представляют собой общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, с учетом их многократного применения;
• образуют систему, основанную на иерархической подчиненности;
• имеют официально-документальную форму и особую структуру. Само понятие «акт» является родовым для наименования данного источника права, который в обязательном порядке должен содержать определенные характеристики, в частности указание на наименование органа, лица его принявшего, вид акта, название вопроса, которому он посвящен, место и дата принятия, порядковый номер акта, соответствующая структура акта (главы, статьи, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.
Наряду с нормативными в регулировании социальной работы значительное место также занимают правовые акты индивидуального характера (акты применения права, правоприменительные акты) - правовые акты, содержащие властное предписание, которое имеет индивидуально направленный характер, действует однократно и издано компетентным органом (должностным лицом) в результате решения конкретного дела. К таким актам в системе социальной работы относятся приказы о принятии на работу конкретного работника или об объявлении ему благодарности (выговора), договор об оказании социальной услуги конкретному лицу, распоряжения о проверке качества выполненной конкретной социальной услуги и др. Правоприменительные акты — это персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в реальной жизненной ситуации. Как и подготовка нормативных актов, их разработка (принятие) требует соблюдения определенных правил, процедур и юридической техники.
Учитывая многообразие и разнообразие источников и форм правового регулирования социальной работы, для их изучения, как правило, используются различные классификации. Наиболее распространенная классификация — по юридической силе акта
· законы — принимаемые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой нормативные правовые акты, выражающие государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни;
· подзаконные нормативные акты — правовые акты, издаваемые в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
В целом система правовых актов, обеспечивающих социальную работу, может быть представлена следующим образом:
3) Конституция Российской Федерации, которая содержит основополагающие нормы прямого действия о правовом и социальном государстве.
4) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Например, Конвенции ООН, Совета Европы, Рекомендации МОТ и другие документы, регулирующие основы деятельности органов социальной защиты, социальных учреждений и других организаций, социальных работников. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, являясь в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России, дополняют перечень наиболее фундаментальных положений, сформулированных в Конституции РФ.
5) Федеральные законы, включающие федеральные конституционные законы, кодифицированные и иные федеральные законы. Кодексы (кодифицированные законы) являются системообразующими актами, и закрепленные в них нормы права в соответствии со сложившейся правовой практикой имеют приоритет перед аналогичными нормами права, установленными в других законах. Например, если социальный работник обнаруживает противоречие между нормами права, регулирующими правоотношения детей и родителей, установленные Семейным кодексом РФ и Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», то действуют нормы Кодекса. Таким же приоритетом, например, в регулировании порядка социального обслуживания обладает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N° 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
6) К подзаконным (нормативным правовым) актам федеральных органов государственной власти относятся:
• указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
• многочисленные приказы, решения, инструкции, методические и другие документы отдельных министерств, федеральных служб и агентств, среди которых в социальной сфере приоритет принадлежит Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
7) Среди источников правового регулирования социальной работы в соответствии с признанием федеративного характера России выделяют законы субъектов Федерации. По своему содержанию они регулируют те вопросы, которые находятся в их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между отдельными уровнями публично-правовой власти в России, установленным Конституцией РФ (ст. 71—73), отраслевым законодательством, а также конституциями (уставами) субъектов Федерации. В частности, Конституция РФ определяет, что если к исключительному ведению Российской Федерации отнесено регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в России, а также регулирование и защита прав национальных меньшинств, то к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств социальная защита, включая социальное обеспечение.
Особую группу среди законов субъектов Российской Федерации составляют конституции (уставы) субъектов Федерации и нормативные правовые акты, которые приняты в порядке народного волеизъявления (на референдуме субъекта), регулирующие наиболее важные вопросы.
8) На уровне субъектов Российской Федерации также издают подзаконные акты - нормативные акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты исполнительных органов государствен, ной власти субъектов Федерации и др.
9) Муниципальные правовые акты составляют важный источник регулирования социальной работы, осуществляемой на уровне от. дельных муниципальных образований — городских округов, внутри* городских районов городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, а также внутригородских территорий городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Особое место среди них занимают уставы муниципальных образований.
10) Локальные (корпоративные) нормативные правовые акты - это правовые акты отдельных учреждений и предприятий, организаций других организационно-правовых форм, которыми могут регулироваться правила внутреннего распорядка, порядок предоставления социальных услуг и другие правила их организации и деятельности.
Отдельные вопросы, связанные с деятельностью органов и организаций, занимающихся организацией или управлением социальной работой или ее непосредственным осуществлением, либо с содержанием и порядком получения социальной помощи и поддержки, регулируются разнообразными договорами и соглашениями.
Наряду с законодательством важную роль в регулировании социальных отношений играют также судебные решения. Это обусловлено прежде всего тем, что в соответствии с Конституцией РФ действие актов, противоречащих ей, может быть приостановлено судебным решением. Кроме того, судебная практика — один из основных механизмов защиты нарушенных прав человека и гражданина.