Понятие и система источников трудового права. Особенности источников трудового права. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ в сфере правового регулирования труда

  1. Понятие и система источников трудового права.

Источники трудового права – это способы (формы) закрепления и выражения норм трудового права, результат нормотворческой деятельности соответствующих органов государства, работодателей, а также совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники права:

1. НПА;

2. Правовой обычай;

3. Судебный прецедент;

4. Договор нормативного содержания.

В трудовом законодательстве существуют такие источники права как:

1. Правовой обычай (например, заявление о приеме на работу, так как ТК не требует такого документа);

2. НПА;

3. Договор нормативного содержания.

НПА – это:

· Результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц;

· Содержат общеобязательные правила поведения;

· Принимается и реализуется в особом процессуальном порядке;

· Имеет строго определенную документарную форму;

· Направлен на регулирование наиболее типичных отношений;

· Рассчитан на постоянное или длительное действие;

· Не персонифицирован, адресован ко всем либо к неопределенному кругу субъектов.

Согласно ст.15 К РФ – законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Система НПА о труде – это трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (ст.5 ТК РФ).

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ осуществляется:

1. Трудовым законодательством, состоящим из:

· ТК РФ (принят 30.12.2001 и введен в действие с 1.02.2002);

· Иных федеральных законов (Закон РФ «О занятости населения в РФ», ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и др.). Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах должны соответствовать трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным ФЗ, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы трудового права, противоречит трудовому кодексу, то этот ФЗ применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс (ч.3,4,5 ст.5 ТК РФ).

· Законов субъектов РФ (например, Закон Саратовской области «О социальном партнерстве», Закон Саратовской области «Об областной (региональной) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и др.). Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права не должны противоречить трудовому кодексу и иным федеральным законам.

2. Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

· Указы Президента РФ («Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).

· Постановления Правительства РФ («О трудовых книжках»).

· Нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ («Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

· Нормативно-правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).

· Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

· Нормативно-правовыми актами органов МСУ.

· Локальными нормативными актами.

Соотношение трудового законодательства и норм международного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ:

1. Всеобщая декларация прав человека;

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

4. И др.

5. Важнейшим источником международно-правового регулирования труда являются стандарты (Декларации, Конвенции и Рекомендации) международной организации труда.

К системе нормативных актов о труде относятся также законы и другие нормативно-правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ и применяемые по стольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Нормативно-правовой акт необходимо отличать от индивидуальных юридических актов, которые источниками права не являются. В индивидуальном правовом акте содержаться не юридические нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам. Индивидуально-правовой акт распространяет свое действие наконкретных субъектов права, рассчитан на одноразовое применение, относится к персонально-определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права и обязанностей. Например, приказ о присвоение квалификационного разряда работнику, приказ об увольнении с работы, распоряжение о взыскании материального ущерба и др.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права:

1. По кругу лиц (ст.11 ТК);

2. По времени (ст.12 ТК);

3. В пространстве (ст.13 ТК).

Договор нормативного содержания имеет следующие свойства:

· Содержит нормы общего характера;

· Добровольность заключения;

· Общность интереса;

· Равенство сторон;

· Взаимная ответственность;

· Не может изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон, если иное не предусмотрено в самом договоре или законе.

Нормативные договоры (договор нормативного характера):

1. Коллективные договоры (ст.40 ТК);

2. Соглашения по социально-трудовым вопросам (ст.45 ТК).

Ч.2 ст.5 и ст. 9 ТК РФ говорят о том, что трудовые отношения могу регулироваться нормативными договорами.

2. Особенности источников трудового права.

К источникам трудового права относятся как источники, характерные для всех отраслей права, так и особые источники, отражающие специфику правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

1. Наличие в системе источников трудового права обширной группы нормативных актов, исходящих от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере труда – Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

2. Участие профсоюзов в правотворческой деятельности государства и работодателей (ст. 8, 370, 372 ТК РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). В соответствии с законом «О профсоюзах …» проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений – это совещательное право профсоюзов. Проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами МСУ, с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Локальные нормативно-правовые акты принимаются работодателем в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ с учетом мнения профсоюзного комитета. Профсоюзы заключают от имени работника коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам.

3. Сочетание централизованного и локального регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права многочисленной группы локальных нормативных актов (ст.8 ТК РФ).

4. Сочетание нормативного и договорного регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права нормативных договоров – коллективных договоров и соглашений (ст.40, 45 ТК РФ).

5. Единство и дифференциация трудового права, деление трудового законодательства на общее и специальное (ст. 251,252 ТК РФ). Общие нормы о труде распространяются на всех работников, а специальные – на некоторые категории работников при определенных условиях. В соответствии со ст.251 ТК РФ особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Основания дифференциации норм трудового законодательства.

· Объективные (производственные) основания:

Ñ Имущественные, экономические, организационно-хозяйственные особенности работодателя.

Ñ Климатические условия (территориальное расположение работодателя).

Ñ Конкретные производственные условия – нормальные, тяжелые, вредные, особо тяжелые и особо вредные.

Ñ Характер трудовой связи работника с работодателем – постоянные, временные (до 2-х месяцев), сезонные, совместители, надомники и др.

Ñ Характер самого труда (медицинский работник, преподаватель).

· Субъектные основания:

Ñ Женщины и, в первую очередь, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.

Ñ Несовершеннолетние.

Ñ Инвалиды, лица с пониженной трудоспособностью.

6. Наличие в системе источников трудового права международных правовых актов, наибольшее значение среди которых имеют стандарты (Конвенций и Рекомендаций) Международной Организации Труда.

7. Обусловленность трудового права федеративным характером государства, отнесение его к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Разграничение полномочий осуществляется в соответствии со ст. 6 ТК РФ. В соответствии с ч.1 ст.6 к исключительной компетенции РФ относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ ФЗ и иных НПА в частности по следующим вопросам:

Ñ Основные направления государственной политики в сфере труда;

Ñ Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

Ñ Основы социального партнерства;

Ñ Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

Ñ Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА;

Ñ Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Ñ Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;

Ñ Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

Ñ Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Части 2 и 3 ст.6 ТК РФ определяют совместную компетенцию РФ и субъектов РФ. Приоритет отдается Федеральному законодательству.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль; порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; систему государственной статистической отчетности по вопросам

труда и охраны труда; особенности правового регулирования труда отдельных категорий

работников.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

  1. Понятие и роль локального правового регулирования труда. Органы и правила локального нормотворчества, обязательные локальные нормативные акты о труде.

Локальное регулирование труда:

1. Осуществляется непосредственно в организации, у работодателя;

2. Оно направлено на упорядочение, нормирование общественно-трудовых отношений, складывающихся у данного работодателя;

3. Является производным от централизованного правового регулирования и осуществляется путем реализации полномочий на локальное регулирование, установленных законом;

4. Характеризуется бОльшим динамизмом, нежели централизованное;

5. Осуществляется в нормативном (путем принятия локальных НПА) и договорном порядке (осуществляется путем заключения, изменения и дополнения работниками и работодателями коллективных и трудовых договоров (ст.9 ТК РФ));

Локальные нормативные акты устанавливают правовые нормы, правила поведения, обязательные для неопределенного круга работников, работающих в данной организации у данного работодателя, рассчитанное на неоднократное применение, действующее независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

При принятии локальных нормативных актов должны быть соблюдены предусмотренные законом требования процедуры принятия локальных нормативных актов.

Локальные НПА принимают:

1. Работодатели единолично, за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями в пределах своей компетенции

2. Работодатели с учетом мнения представительного органа работников – профком, в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими ФЗ, или иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч.2 ст.8, ст. 372 ТК РФ). Мнение профкома носит рекомендательный характер и не является обязательным для работодателя.

3. Работодатели по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором или соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ).

Обязательные ЛНА:

· Правила внутреннего трудового распорядка (189);

· Графики сменности (103);

· График отпусков (123);

· Положение о порядке обработки (получения, хранения, использования) персональных данных работника (86,87);

· Акты, предусматривающие введение замену и пересмотр норм труда (162);

· Акты, определяющие график работы на вахте (297,301).

Нормы локальных нормативных актов, условия коллективных и трудовых договоров, ухудшающие положение работников, ограничивающие их права или снижающие уровень гарантий по сравнению с установленными трудовым законодательством, иными НПА являются недействительными и применению не подлежат (ч.4 ст.8, ч.2 ст.9 ТК РФ).

Наши рекомендации