Орядок аттестации по курсовым работам
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Колледжа
__________________Н.Н. Никитина
«19» августа 2015г.
«20» января 2006 года
«20» января 2006 года
Методические указания
по подготовке, защите и оценке
курсовых работ
по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рассмотрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин протокол №1 от 18 августа 2015 г. | Обсуждена и рекомендована на заседании УМС, протокол № 2 от 19.08. 2015 г. Одобрена на заседании Педагогического совета Колледжа, протокол № 2 от 19.08. 2015 г. |
Смоленск
Методические указания призваны оказать помощь студентам факультета (отделения) среднего профессионального образования института (филиала), обучающимися по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» в подготовке и защите курсовых работ.
Составители:
Дургарян К. В. – преподаватель Смоленского колледжа МЮИ
Купченко К. В. – к. и. н., преподаватель Смоленского колледжа МЮИ
Ó Смоленский колледж Международного юридического института, 2015
Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается
без письменного разрешения издательства
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие положения | |
2. | Этапы подготовки | |
3. | Структура и содержание курсовой работы | |
4. | Требования к оформлению | |
5. | Порядок аттестации по курсовым работам | |
Приложения |
бщие положения
Курсовая работа является обязательным элементом самостоятельной работы студентов, предусмотренной учебным планом. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, осмысления и толкования нормативно-правовых актов, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.
В соответствии с учебным планом среднего профессионального образования Смоленского колледжа Международного юридического института студент обязан подготовить и защитить курсовые работы по дисциплинам: «Гражданское право» и «Право социального обеспечения». Курсовая работа, может выполняться как под руководством преподавателя, ведущего соответствующую учебную дисциплину, так и преподавателя, ведущего дисциплины профессионального цикла, в обязанности которого входит:
· оказание консультационной помощи студенту в определении окончательной темы, в подготовке плана, в подборе литературы и фактического материала;
· содействие в выборе методики исследования;
· осуществление систематического контроля за ходом выполнения работы;
· информирование о случаях неготовности студентов к защите курсовой работы и не представления ее в учебный Колледжа;
· давать квалифицированные рекомендации студенту по содержанию работы;
· производить оценку качества выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.
Курсовая работа является самостоятельным академическим исследованием студента. Выполняя курсовую работу, студент знакомится с публикациями по одной из научных проблем, приобретает опыт исследовательской работы, развивает навыки мышления и письменного изложения результатов своего труда.
Тема курсовой работы должна отражать актуальные вопросы как в научном, так и в практическом аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и не носить описательный характер. При выборе темы исследования студент должен руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности.
Темы курсовых работ разрабатываются преподавательским составом и утверждаются Цикловой методической комиссией профессиональных дисциплин (ЦМК). Изменение тем курсовых работ возможно только решением ЦМК. Студент может предложить свою тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется. В случае, если студент в установленные сроки не избрал тему курсовой работы, ЦМК вправе определить ее по собственному усмотрению.
Курсовая работа представляет собой исследование по избранной теме, основанное на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы.
Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг, подвергнутых автором в какой-то степени литературной обработке. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое. В курсовой работе могут быть использованы ранее не введенные в научный оборот источники (например, локальные нормативные акты какой-либо организации) или не привлеченные ранее для изучения какой-либо проблемы новейшие данные (например, неопубликованные статистические материалы). В работе может быть представлено оригинальное обобщение материалов актуальных публикаций СМИ.
Основная цель выполнения курсовой работы заключается в закреплении, углублении и систематизации полученных студентами теоретических знаний в процессе изучения дисциплин: «Право социального обеспечения» и «Гражданское право».
Задачами выполнения курсовой работы являются:
· теоретическое исследование рассматриваемой проблемы (раскрытие ее сущности, содержания, предлагаемых в юридической литературе методов и путей решения конкретных вопросов, связанных с исследуемой проблемой);
· развитие необходимых знаний, умений, навыков, предусмотренных в рамках изучения учебной дисциплины;
· овладение методами научных исследований
По итогам выполнения курсовой работы студент должен:
уметь:
· оперировать юридическими понятиями и категориями;
· работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой;
· анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по актуальным вопросам, рассматриваемым в курсовой работе.
знать:
· понятие и основные источники права социального обеспечения, гражданского права;
· понятие и особенности социально-правовых отношений, гражданско-правовых отношений;
· особенности содержания прав граждан в области социального обеспечения, порядок их реализации и защиты;
· содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты.
тапы подготовки
В ходе выполнения курсовой работы студент должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, грамотно и последовательно излагать материал, делать самостоятельные выводы.
Процесс выполнения курсовых работ состоит из следующих этапов:
1. Выбор темы.
2. Подбор, изучение и анализ нормативных правовых актов, научной литературы по избранной теме.
3. Составление плана курсовой работы.
4. Обработка фактического и нормативного материала.
5. Написание текста курсовой работы и разработка приложений.
6. Подготовка первого варианта курсовой работы и сдача его руководителю.
7. Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление в учебный отдел с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы.
8. Аттестация курсовой работы.
При выборе темы студент может столкнуться со сложностью выбора темы курсовой работы. В основном, это связано с тем, что написание работы происходит в процессе изучения предмета, а не по его окончании. В связи с этим студенту целесообразно проконсультироваться с преподавателем, который направит поиск студента в нужное русло, но, в то же время, консультации не заменят работы студента на стадии выбора темы.
Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, также необходимо использовать юридические базы информационных справочных систем типа «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п. При подборе нормативных правовых актов следует учитывать, что в библиотеке института (филиала) имеются комплекты ряда периодических изданий (Российская газета; Российские вести; Собрание законодательства Российской Федерации; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; Бюллетень Верховного суда РФ; Вестник Высшего арбитражного суда РФ; Вестник Конституционного Суда РФ; Бюллетень Минюста России и другие ведущие федеральные и региональные юридические издания).
Подбор литературы лучше начинать с работ более общего характера (учебники, учебные пособия и монографии), а затем переходить к источникам, освещающим конкретные проблемы по выбранной теме курсовой работы.
На основе подбора, изучения и ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть, использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы, который необходимо согласовать с руководителем. По итогам консультации составляется окончательный вариант плана курсовой работы, который должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер, наиболее актуальные вопросы темы. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы.
Структурно курсовая работа должна состоять из двух частей:
- теоретической, где необходимо провести анализ нормативных правовых актов, научной литературы по рассматриваемому вопросу;
- практической, где раскрываются выявленные студентом проблемные вопросы по тематике курсовой работы.
При анализе литературы и нормативных правовых актов целесообразно производить записи, в той или иной форме фиксирующие главную мысль и систему доказательств автора. Подобные усилия значительно облегчают дальнейшую работу, делают ненужным повторное обращение к одному и тому же источнику информации.
Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала.
При написании текста курсовой работы не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. При этом курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование использовать неопределенно-личных предложений, формы изложения от третьего лица («По мнению автора…»). В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний таких как: во-первых, во-вторых…; однако, между тем надо отметить, что…; надо полагать, возможно; таким образом; следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что и т.п.
Не смотря на то, что курсовая работа должна быть написана авторским стелем, это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.
Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1- 2003, ГОСТ Р7.0.5- 2008.
Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.
Первоначальный текст курсовой работы необходимо предоставить руководителю для ознакомления, выявления недочетов и дальнейшей доработки студентом.
Доработанный (итоговый) вариант текста курсовой работы с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы передается на факультет (отделение).
Завершающий этап – защита курсовой работы.
Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата, уровень оригинальности курсовой работы должен быть не менее 30%.
3. Структура и содержание курсовой работы
Титульный лист и план выполняются на двух первых листах работы по определенной форме.
Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1. На нем указываются: название института (филиала), название факультета (отделения), тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе – курс, группа, фамилия, инициалы; сведения о руководителе – ученое звание, должность, фамилия, инициалы.
На следующей странице размещается содержание(Приложение 2)курсовой работы. Заголовки глав и параграфов должны быть краткими, четкими и точно отражающими внутреннюю логику работы.
Во введении(Приложение 3)отражаются следующие основные моменты:
общая формулировка темы;
актуальность темы;
цель и конкретные задачи курсовой работы;
использованные в работе источники информации;
структура курсовой работы.
Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким.
В основной части курсовой работы (обычно – 20–25 страниц) раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретных учреждений, предприятий, организаций. Предлагаются возможные пути решения проблемы, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки.
В заключении (Приложение 4) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор (рекомендуемый объем –
до 2-3-х страниц). Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы.
Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.
Библиографический список (Приложение 5) оформляется в соответствии ГОСТ 7.1- 2003, ГОСТ Р7.0.5- 2008. Список должен включать только те источники, которые использовались и цитировались при написании курсовой работы.
Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. Приложения целесообразно вводить, когда автор иллюстрирует тот или иной вывод таблицами, диаграммами, графиками и т.п. При этом в тексте необходимо сделать ссылку на информацию, отраженную в том или ином приложение. Все приложения нумеруются. Объем приложений не ограничивается.
Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.
ребования к оформлению
Курсовая работа должна включать в себя:
титульный лист (Приложение 1);
содержание(Приложение 2);
введение – обоснование темы и ее актуальности, цель и задачи работы; объект и предмет исследования (Приложение 3);
основное содержание с разбивкой на главы, со сносками на используемую литературу, оформленными в соответствии с ГОСТ 7.1- 2003, ГОСТ Р7.0.5- 2008.
заключение(Приложение 4);
библиографический список (Приложение 5);
приложения (при необходимости - Приложения 6, 7).
Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста.
Курсовая работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований:
- работа должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с полями: левое – 25 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм;
- шрифт – Times New Roman;
- размер шрифта – 14;
- интервал – полуторный;
- нумерация страниц – сквозная; страницы нумеруются в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (содержание) не нумеруются, но считаются;
- каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см.
Оформление постраничных сносок
Постраничные сноски оформляются через один интервал, шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 10; нумерация сносок – сквозная.
Примеры оформления сносок:
В 2009 году на опеку и попечительство приходилось 55,2 % от всех случаев семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.[1]
В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматриваются следующие основные обязанности приемных родителей: воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь; создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии; осуществлять защиту прав и интересов ребенка; обеспечивать уход за ребенком и лечение; обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения (при невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах); извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка.
Существует ряд подписанных и ратифицированных Россией международных конвенций и договоров, касающихся усыновления. Среди них – Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22января 1993 г., ратифицированная на территории РФ[2].
При выборе ребенка соответствующий оператор выдает потенциальному усыновителю-иностранцу направление на его посещение — и информирует об этом орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения этого ребенка. Как правило, иностранные граждане приезжают в Россию дважды. В первый приезд они осуществляют подбор и знакомятся с ребенком, подают документы в суд. Второй раз кандидаты в усыновители приезжают непосредственно на судебное заседание. Это связано с тем, что с момента подбора ребенка до судебного заседания может пройти не один месяц.
Оформление таблиц, графиков, схем, иллюстраций
В случае использования таблиц, иллюстраций, схем, графиков следует учитывать, что каждая таблица, иллюстрация, схема, график должен иметь заголовок, который размещается непосредственно под таблицей, иллюстрацией и т.д.
В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « – » либо писать «нет», «нет данных».
Единственная иллюстрация или таблица не нумеруются.
Пример оформления таблиц:
Женщины в возрасте | 2010г. | 2011г. |
до 20 | 6,1 | 5,6 |
20 – 24 | 20,8 | 20,2 |
25 – 29 | 15,0 | 15,8 |
30 – 49 | 40, 9 | 40,5 |
50 – 54 | 10,6 | 11,2 |
55 – 59 | 4,3 | 4,6 |
Структура численности безработных по возрастным группам, %
(данные Федеральной службы государственной статистики РФ)
Пример оформления диаграмм:
Показатели уровня «детской бедности» в России
Нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.);
Рис.3.1. Численность детей в возрасте 0–17 лет и число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оформление библиографического списка (Приложение 5)
Необходимо придерживаться требований, касающихся оформления списка литературы. Нормативные акты следует располагать в следующей последовательности:
международные акты, действующие на территории РФ – по хронологии;
Конституция Российской Федерации;
кодексы – по алфавиту;
Законы Российской Федерации – по юридической силе (сначала федеральные конституционные законы, далее федеральные законы), а затем – по хронологии;
Указы Президента Российской Федерации – по хронологии;
акты Правительства Российской Федерации – по хронологии;
акты министерств и ведомств – по хронологии;
решения иных государственных органов – по алфавиту, а затем – по хронологии;
нормативные акты иностранных государств, не действующие на территории Российской Федерации.
В библиографии необходимо указать: полное название акта, дату его принятия, номер, а также официальный источник опубликования.
Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.
Оформление приложений (Приложения 6, 7)
В случае использования приложений следует учитывать:
1. каждый структурный элемент приложений необходимо пронумеровать и снабдить подписью;
2. нумерация листов приложения продолжает общую нумерацию страниц текста курсовой работы;
3. в основном тексте делаются пометки, указывающие, к какому фрагменту относится то или иное приложение.
орядок аттестации по курсовым работам
Курсовая работа должна быть написана в установленные сроки. Несвоевременное предоставление курсовой работы в учебный отдел приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдавшим без уважительной причины в срок курсовую работу, ставится неудовлетворительная оценка по курсовой работе. Студент, не сдавший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
На курсовые работы руководителем составляется отзыв-рецензия. Результаты рецензирования указываются на бланке рецензии, где обязательно выставляется оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Работа, которую руководитель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве-рецензии замечаний.
При подготовке к защите студент может использовать копию текста курсовой работы, поскольку ее первый экземпляр накануне защиты должен находиться в учебном отделе Колледжа.
К защите студент готовит устное выступление не более чем на 5 минут. Выступление должно:
- быть четким и лаконичным;
- демонстрировать знания по освещаемой проблеме;
- содержать четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;
- освещать выводы и результаты проведенного исследования.
Устное выступление оформляется в виде презентации.
Во время защиты студент должен быть готов ответить на вопросы по теме исследования.
Основные критерии оценки курсовой работы:
- глубина анализа, умение разобраться в затронутых проблемах;
- самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме;
- использование новейшего фактического и статистического материала;
- полнота решения задач, определенных в работе;
- грамотность, логичность в изложении материала;
- качество оформления.
Формой аттестации студента по курсовой работе является дифференцированный зачет («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценка «отлично» ставится студенту, который в срок, в полном объеме и на высоком уровне выполнил курсовую работу. Тема, заявленная в работе, раскрыта полностью, все выводы студента подтверждены материалами исследования и расчетами. Студент проявил самостоятельность и творческий подход при изучении темы. Материал изложен логично и грамотно. Отчет подготовлен в соответствии с предъявляемыми требованиями. Отзыв руководителя положительный.
Оценка «хорошо» ставится студенту, который выполнил курсовую работу, но с незначительными замечаниями, был менее самостоятелен и инициативен. Тема работы раскрыта, но выводы носят поверхностный характер. Отзыв руководителя положительный.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который допускал просчеты и ошибки в работе, не полностью раскрыл заявленную тему, делал поверхностные выводы, слабо продемонстрировал аналитические способности и навыки работы с теоретическими источниками. Отзыв руководителя с замечаниями.
Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил курсовую работу, либо выполнил с грубыми нарушениями требований, не раскрыл заявленную тему.
Оценка за курсовую работу по результатам защиты выставляется в ведомость и зачетную книжку студента (неудовлетворительная оценка – только в ведомость).
Курсовые работы студентов хранятся на факультете (отделении) СПО в течение двух лет. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися на факультете (отделении), при написании выпускных квалификационных работ.
Приложение 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»
ЦМК по профессиональным дисциплинам
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «………………………………………………………»
Студент (ка): _______________
/Ф.И.О., группа/
Руководитель: ______________
/Ф.И.О./
Смоленск
г.
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение | ||
Глава I. | Глава 1. Законодательство о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей | |
§1. | Развитие института устройства детей-сирот на разных этапах исторического развития российского государства | |
§2. | Усыновление (удочерение) | |
§3. | Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей | |
Глава 2. | Применение существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей | |
§1. | Проблемы, возникающие на стадии выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей | |
§2. | Проблемы, возникающие в связи с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Заключение | ||
Библиографический список | ||
Приложения |
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в нашей стране выявляется более 100 тысяч таких детей. В 2009 году их общее количество составило 750 тысяч[3]. Основными причинами увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране проблема устройства таких детей, а также защита их прав и интересов приобретает крайне важное значение.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации признает за каждым ребенком право жить и воспитываться в семье, но большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных.
Несмотря на то, что вопрос устройства детей, утративших родительское попечение, в семьи либо в учреждения для детей-сирот, законодательно урегулирован, количество сирот в России с каждым годом растет, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы.
Целью данной работы является исследование существующих в законодательстве РФ форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявление и анализ проблемных вопросов в данной области, а также предложение возможный путей решения выявленных проблем.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотрение института устройства детей-сирот на разных этапах исторического развития российского государства, а также выявление существующих в настоящее время форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2) исследование норм российского и международного законодательства об усыновлении (удочерении);
3) изучение законодательного закрепления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;
4) рассмотрение института приемной и патронатной семьи в российском праве;
5) выявление проблемных моментов в области российского и международного усыновления, опеки и попечительства, передачи в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) анализ эффективности применения существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи либо в учреждения для детей-сирот.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи либо в учреждения для детей-сирот.
Предмет определяется изучением и анализом, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики.
При изучении темы были использованы труды таких российских юристов как: Пчелинцева Л. М., Завражнов В. Г., Лиханов А. А., Михеева Л. Ю., Залунина Н.Б. и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Приложение 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования темы курсовой работы были получены следующие выводы:
1) различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существовали в нашем государстве еще с языческих времен. Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и в настоящее время существует в России как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Институт опеки и попечительства над детьми длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так затем и в РСФСР. В целом же, законодательство российского государства находилось в непрерывном развитии и постоянно изменялось, но, несмотря на это, в нашей стране издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи;
2) согласно действующему в настоящее время СК РФ, существуют следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: передача на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную либо патронатную семью. При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) при невозможности устройства ребенка в семью осуществляется его передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и /или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
В этом случае обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на администрацию этих учреждений.
После выпуска из таких учреждений большинство сирот испытывают различные психологические и материальные трудности, среди них – проблема с жильем и проблема социальной адаптации. Учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую изолируют детей от общества, поэтому они должны становиться более открытыми для общения с населением. В этой связи необходимо создание на местном уровне служб, куда выпускники могли бы обратиться за поддержкой. Необходимо наладить взаимодействие органов опеки и попечительства и учреждений начального среднего профессионального образования по осуществлению сопровождения несовершеннолетних выпускников детских домов и интернатов, обучающихся в этих учреждениях;
4) Невысокая эффективность системы социальной защиты детей связана с тем, что большая часть ее усилий направлена на помощь детям, оставшимся без попечения родителей, а не на раннюю профилактику семейного неблагополучия и сиротства. Меры профилактики детского неблагополучия приводят к разрыву семейных отношений. В результате в большинстве случаев выявление социальных сирот происходит очень поздно, на стадии, когда семью, в которой они жили, очень трудно, а зачастую и невозможно реабилитировать, а работа с родителями сводится к минимуму. Существует дефицит своевременной психологической и юридической помощи неблагополучным семьям. К тому же у большинства детей на момент выявления уже имеются многочисленные проблемы со здоровьем, а также в развитии и воспитании, что в свою очередь негативно сказывается на перспективах их успешного устройства в замещающие семьи. В этой связи целесообразно уделять больше внимания профилактике социального сиротства. Решению этой задачи может помочь создание дополнительных специализированных служб по сопровождению неблагополучных семей;
5) неразвитость в России социально-реабилитационной инфраструктуры для инвалидов создает проблему устройства детей-инвалидов в семьи. В этой связи целесообразно на законодательном уровне развивать сеть услуг для детей с ограниченными возможностями, создавая и при необходимости расширяя медико-социальные центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
6) другая не менее важная проблема на сегодняшний день – это вторичное сиротство, которое появляется после отказа опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей. Причинами вторичного сиротства являются отсутствие государственных институтов контроля, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей. Решить эту проблему поможет обязательное обучение замещающих родителей в профессиональных службах и последующее сопровождение приемных семей до совершеннолетия детей;
Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что сложившаяся к настоящему времени в России система жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершенна. Обеспечение прав ребенка – многофункциональная и сложная проблема, от решения которой в значительной мере зависят перспективы развития любого общества. Именно поэтому повышение материального благосостояния и улучшение качества жизни семей с детьми должно стать одной из приоритетных задач государства.
Приложение 5
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированная на территории РФ // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. –1990. – N 45. – Ст. 955.
2. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с внесенными в нее поправками от 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 2, 3 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 1: 1994. – № 32 . – Ст. 3301.; Ч. 2: 1996. – № 5 . – Ст. 410; Ч. 3: 2001. – № 49 . – Ст. 4552.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
5. ………………………………………………………………………………….
6…………………………………………………………………………………….
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 19. – Ст. 2304.
20. …………………………………………………………………………………
Материалы судебной практики
25. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 20 апреля 2006г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень ВС РФ. – 2006г. - №6.
Монографии, учебные пособия и справочные издания
30. Беляева Л. И. Патронат в России (19 – начало 20 в.). – М.: Книжный мир, 2007. – 154 с.
31. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершенно-летними детьми. М.: Книжный мир, 2008. – 98 с.
32. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М.: АГРАФ, 2009. – 233 с.
33.Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. – М.: Норма, 2010. – 704 с.
35…………………………………………………………………………………
36. ……………………………………………………………………………….
Периодические издания
43. Глухарева В. Г. История развития института усыновления (удочерения) в России // История государства и права. – 2007. – № 1. – С. 38 – 42.
44. Завражнов В. Г. Усыновление иностранцами детей – российских граждан // Российская юстиция. – 2010. – № 9. – С. 32 – 35.
Электронные ресурсы
45.Википедия - Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/
Приложение 6
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА, ПРИНЯТЬ ЕГО ПОД ОПЕКУ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО), ВЗЯТЬ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ
1) туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;
2) заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
3) злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
4) наркомания, токсикомания, алкоголизм;
5) инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
6) психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
7) все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.
Приложение 7
ЧИСЛО ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА, тыс. чел.
[1] Российский статистический ежегодник 2009. – М.: Росстат, 2010. – С. 222.
[2] О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Федеральный закон РФ от 04.08.1994 № 16-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – N 15. – Ст. 1684.
[3] Российский статистический ежегодник 2009. – М.: Росстат, 2010. – С.215.