Место дисциплины в структуре ооп
При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра управления персоналом
РЕКОМЕНДОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании кафедры управления персоналом Протокол № 4 от 17 февраля 2015 г. | Учебно-методическим советом факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления – филиала РАНХиГС Протокол № _____ от __________ 2015 года |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология
Для направления 081100.62 Государственное и муниципальное управление
квалификация (степень) бакалавр
Для очной, заочной и очно-заочной формы обучения
Составители:
Доцент, к.психол.н. Усова О.В.
Доцент, к.психол.н. Вавилова А.Г.
Ассистент Кузнецова Ю.М.
Екатеринбург
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология как научная и учебная дисциплина преимущественно формируется на стыке двух фундаментальных наук: психологии и социологии. В развитии современной социальной психологии сложилось два основных полюса, к которым тяготеет исследовательская мысль.
Первый полюс связан с социоцентрической установкой и использованием специалистами, прежде всего, категориального аппарата и инструментария социологии для анализа любой социальной общности, включая и изучение личности. Полагается, что системный характер социального целого задает и системность отдельно взятой личности.
Другой полюс носит антропоцентрический характер и свое прямое выражение находит в установке, что только личность выступает исходным пунктом социальных изменений, включая трансформацию системного начала любого уровня социальной общности. Внутренний мир человека и его поведение – не только ключ к анатомии социального целого, но и главный источник его изменения.
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе антропоцентрического подхода.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Антропоцентрический характер настоящей рабочей программы находит свое прямое выражение в достижении следующих целей:
· развитие социально-психологической основы профессиональной культуры будущего государственного и муниципального служащего;
· повышение его психологической культуры для успешной реализации профессиональной деятельности и эффективной самореализации в профессиональной сфере;
· самостоятельному нахождению и построению эффективных жизненных стратегий и умению продуктивно преодолевать сложные жизненные ситуации.
Антропоцентрический характер целей учебной программы определяют и особенности решаемых задач:
· овладеть методологией системного анализа межгруппового, внутригруппового и личностного пространства с акцентом на развитие поведенческих технологий;
· уметь социально-психологическими средствами обеспечивать результативность государственной и муниципальной кадровой политики;
· учитывать психологические особенности поведения людей в различных сферах жизни, знать специфику социализации личности и продуктивно решать конфликтные ситуации;
· стремиться на научно-концептуальной основе организовывать управленческий труд и социально-психологическими средствами поддерживать должный уровень его эффективности;
· уметь анализировать сферу делового и обыденного общения, продуктивно ее развивать и эффективно контролировать;
· обеспечивать и поддерживать должный уровень своей социально-психологической компетентности и уровень своих сотрудников.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
(основной образовательной программы)
Место учебного курса «Социальная психология» в системе подготовки бакалавра в области государственного и муниципального управления.
Являясь логическим продолжением базового курса «Общая психология», учебная дисциплина «Социальная психология» раскрывает перед студентами непростую картину существования людей в мире себе подобных, описывает и объясняет сложные коммуникативные феномены взаимодействия человека и общества, вскрывает социальную природу происхождения личности и развития ее самосознания.
Курс ориентирован как на знакомство студентов с фундаментальными социально-психологическими идеями и концепциями, методами социально-психологического исследования, воздействия, классическими экспериментами, так и на знакомство с методами работы социального психолога. Реализации последней задачи служат практические занятия (практикумы) с использованием активных средств обучения (постановка проблемы, анализ ситуаций, кейс-стади, социально-психологические тренинги, групповые дискуссии).
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать базовыми знаниями по общей психологии, антропологии и философии, а также:
· владеть знаниями о предмете, методологии и методах общепсихологического исследования;
· разбираться в феноменологии личности и принципах её изучения;
· владеть навыками исследовательской работы с научным текстом, групповой работы, устных докладов и письменных работ.