Эксперимент и его разновидности(5ч.)
1. Определение метода эксперимента.
2. Виды эксперимента.
3. Сравнительная характеристика методов наблюдения и эксперимента.
4. Разновидности экспериментальных исследований.
- Экспериментальные исследования ощущений психофизическими методами.
- Экспериментальные исследования восприятия.
- Экспериментальные исследования представлений.
- Экспериментальные исследования памяти.
- Экспериментальные исследования внимания.
- Экспериментальные исследования мышления.
- Исследование высших познавательных процессов в гештальтпсихологии.
- Исследование личностно-мотивационной сферы человека
- Генетический тип исследования.
- Клинический тип исследования.
- Интеграция результатов различных экспериментов, проведенных на генеральных испытуемых.
Практическое занятие № 4
Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы (5ч.)
1. Корреляционные исследования.
2. Особенности выявления взаимосвязи между двумя переменными в психологическом исследовании.
3. Коэффициент ранговой корреляции по Ч.Спирмену. Коэффициент линейной корреляции по К.Пирсону.
4. Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона.
5. Расчет коэффициентов корреляции на материале проведенных экспериментов. Интерпретация результатов.
6. Квазиэкспериментальные планы. Исследование процессов, протекающих в открытой системе - естественной среде. Выявление «независимой переменой». Получение и анализ данных. Возможности и ограничения квазиэкспериментальных планов. Примеры квазиэкспериметов.
Планы лабораторных работ
Лабораторная работа №1
Тестирование (использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности)(4ч.)
Изучение блока методик, регистрирующих параметры индивидуально-типологических особенностей личности; освоение их.
Для психодиагностического исследования применяются следующие методики:
- изучение локуса контроля;
- уровня тревожности;
- определение психологической характеристики темперамента;
- типа характера по К. Юнгу;
- акцентуаций характера по К. Леонгарду
тексты методик и ключи к ним см. в кн.:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – 528 с.
2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998. – 670 с.
Задание. Индивидуальные диагностические процедуры. Обработка полученных данных, оформление результатов и выводы в Дневниках.
Лабораторная работа №2
Психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования(4ч.)
Проблемы измерения в психологии. Приемы измерений. Типы измерительных шкал. Свойства шкал. Допустимое преобразование. Адекватные шкале методы математической статистики.
Нольмерное шкалирование. Классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности. Экспериментальные исследования ощущений психофизическими методами.
Одномерное шкалирование. Классификация методов на основании структуры шкалы. Шкала наименований: установление отношения эквивалентности; методы классификаций, называния, идентификации (опознания). Шкала порядка: установление отношения эквивалентности и порядка; методы ранжирования, балльной оценки, категориальных суждений. Шкала интервалов: установление отношения эквивалентности, порядка, равенства интервалов на шкале попарных разностей; методы парных сравнений и уравнивания интервалов. Шкала отношений: установление отношения эквивалентности, порядка, равенства интервалов для попарных разностей, равенства попарных отношений; методы установления заданного отношения, оценки отношений. Абсолютная шкала: наличие естественной нулевой точки отсчета; методы прямой оценки величины, накопления едва заметных различий, установление заданной величины. Экспериментальные методики, иллюстрирующие разные типы шкал.
Многомерное шкалирование. Два этапа процедуры шкалирования: построение модели субъективного расстояния и построение собственно пространственной модели данных; в связи с этим определение числа основных (базисных) осей субъективного пространства и положения объектов-стимулов в пространстве выбранных координат. Метрические и неметрические модели многомерного шкалирования. Использование процедуры факторного анализа для построения модели субъективного пространства.
Лабораторная работа №3