Речевой этикет, изменение представлений о правилах успешной коммуникации в истории

Правила слушающего:

1) Доброжелательное отношение к собеседнику;

2) Уместная вежливость;

3) Нельзя ставить в центр внимания «я»;

4) В центр – слушающего;

5) Выбор уместной темы (интересной);

6) Следить за логикой;

7) Следить за паузами;

8) Отбор языковых средств;

9) Помнить о визуальном облике.

Правила для слушающего:

1) Внимание к говорящему;

2) Доброжелательное отношение;

3) Не перебивать собеседника;

4) В центре должен быть говорящий;

5) Реакция на речь;

6) Не отвечать на вопросы, предназначенные не ему.

смс компрессия (сокращение)
1.графич.(сейчас-щас, skoko 4ере3 4ас)
2.синтаксич.("оформляю заказ")
3.морфологич.(уезжаю-еду)
4.словообразоват. (универ)
5.лексическая (плиз-пожалуйста)

10. История возникновения славянской письменности, источники. Кириллица и глаголица.

Источники сведений:

- славянские жития Кирилла и Мефодия

- похвальные слова и церковные службы в честь святых Кирилла и Мефодия

- сочинение черноризца Храбра «О письменах»

- анонимное латинское сочинение «Обращение баварцев и карантанцев» 871 г.

- сообщения латинского автора Анастасия Библиотекаря (870-е гг.)

- латинское сочинение «Житие Константина и перенос мощей Св. Климента»

- послания римских пап Андриана II, Иоанна VIII, Стефана V

- жития и похвальные слова в честь учеников Климента Охридского, Наума и др.

Традиционная концепция:

Создатели славянской письменности – братья Константин (в монашестве Кирилл) Философ (приблизительно 826-827 – 869) и Мефодий (приблизительно 815-820 – 885).

Родом из Фессалоники (Солунь) – знали славянский язык.

850-е гг. – миссия Константина к болгарам.

Рубеж 860-х гг. – миссия Константина к хазарам, обретение мощей Святого Климента.

862 или 863 г. – посольство от князя Ростислава к византийскому императору

Не ранее 864 г. – Константин и Мефодий отправляются в Моравию; пробыли там более трех лет, переведены основные богослужебные книги.

867 г. – поездка братьев в Рим с учениками для посвящения учеников в священники и разрешения проповедовать в храме; по дороге остановились в Паннонии и обучили 50 учеников; спор в Венеции с «треязычниками». В Риме приняты с почетом.

14 февраля 869 г. – в Риме умирает Константин, приняв схиму и монашеское имя Кирилл. Мефодий назначен епископом, но в Моравии из-за интриг немецких епископий заключен в Баварии в Эльвангенский монастырь.

Около 872-873 г. – Мефодия освободил папа Иоанн VIII.

885 г. – смерть Мефодия князь Моравии Святополк изгоняет учеников братьев, новый папа Стефан V запретил богослужение на славянском языке. Большая часть переводов уничтожена. Ученики Климент, Наум и Ангеларий отправляются в Болгарию. В Болгарии возникло два центра книжности: на о.Охрид (Охридская школа) и в г. Преславе (Преславская школа).

Кириллица и глаголица:

Известны два алфавита: кириллица и глаголица. В современной науке глаголица считается древнее кириллицы. Аргументы:

- глаголица более «авторская», самобытная, Константин ее создавал с опорой на звуковой состав славянского языка; кириллица, напротив, очень близка греческому унциальному письму;

- глаголица широко распространилась на территории Моравии и Паннонии, где братья осуществляли свою деятельность, в Болгарии же глаголица не прижилась: до учеников Константина и Мефодия там использовали греческий алфавит для записей, его естественно было положить в основу новой азбуки.

Альтернативная гипотеза создания славянской письменности:

Основной тезис: до переводов Константина и Мефодия были уже созданы переводы на славянский язык, для записи которых использовалась латиница «без устроения».

Свидетельства в пользу такого утверждения:

- славян крестили до прихода братьев миссионеры из зальцбургской епископии;

- миссионерская деятельность зальцбургской епископии этого времени была связана с именем ирландца Виргилия (политика ирландских миссионеров – переводы на местные языки)

- Фрейзингенские листы

- то, как быстро Константин и Мефодий смогли обучить славян письменности.

Вывод: процесс внедрения славянского языка в церковную жизнь славян Средней Европы раскладывается на два этапа:

1) Введение вероучения (катехизиса) на языке местного славянского населения.

2) Введение славянского богослужения, т.е. замена латинской литургии и всех остальных служб славянскими. Этот второй этап связан с деятельностью Константина и Мефодия.

Наши рекомендации