Речевой этикет, изменение представлений о правилах успешной коммуникации в истории
Правила слушающего:
1) Доброжелательное отношение к собеседнику;
2) Уместная вежливость;
3) Нельзя ставить в центр внимания «я»;
4) В центр – слушающего;
5) Выбор уместной темы (интересной);
6) Следить за логикой;
7) Следить за паузами;
8) Отбор языковых средств;
9) Помнить о визуальном облике.
Правила для слушающего:
1) Внимание к говорящему;
2) Доброжелательное отношение;
3) Не перебивать собеседника;
4) В центре должен быть говорящий;
5) Реакция на речь;
6) Не отвечать на вопросы, предназначенные не ему.
смс компрессия (сокращение)
1.графич.(сейчас-щас, skoko 4ере3 4ас)
2.синтаксич.("оформляю заказ")
3.морфологич.(уезжаю-еду)
4.словообразоват. (универ)
5.лексическая (плиз-пожалуйста)
10. История возникновения славянской письменности, источники. Кириллица и глаголица.
Источники сведений:
- славянские жития Кирилла и Мефодия
- похвальные слова и церковные службы в честь святых Кирилла и Мефодия
- сочинение черноризца Храбра «О письменах»
- анонимное латинское сочинение «Обращение баварцев и карантанцев» 871 г.
- сообщения латинского автора Анастасия Библиотекаря (870-е гг.)
- латинское сочинение «Житие Константина и перенос мощей Св. Климента»
- послания римских пап Андриана II, Иоанна VIII, Стефана V
- жития и похвальные слова в честь учеников Климента Охридского, Наума и др.
Традиционная концепция:
Создатели славянской письменности – братья Константин (в монашестве Кирилл) Философ (приблизительно 826-827 – 869) и Мефодий (приблизительно 815-820 – 885).
Родом из Фессалоники (Солунь) – знали славянский язык.
850-е гг. – миссия Константина к болгарам.
Рубеж 860-х гг. – миссия Константина к хазарам, обретение мощей Святого Климента.
862 или 863 г. – посольство от князя Ростислава к византийскому императору
Не ранее 864 г. – Константин и Мефодий отправляются в Моравию; пробыли там более трех лет, переведены основные богослужебные книги.
867 г. – поездка братьев в Рим с учениками для посвящения учеников в священники и разрешения проповедовать в храме; по дороге остановились в Паннонии и обучили 50 учеников; спор в Венеции с «треязычниками». В Риме приняты с почетом.
14 февраля 869 г. – в Риме умирает Константин, приняв схиму и монашеское имя Кирилл. Мефодий назначен епископом, но в Моравии из-за интриг немецких епископий заключен в Баварии в Эльвангенский монастырь.
Около 872-873 г. – Мефодия освободил папа Иоанн VIII.
885 г. – смерть Мефодия князь Моравии Святополк изгоняет учеников братьев, новый папа Стефан V запретил богослужение на славянском языке. Большая часть переводов уничтожена. Ученики Климент, Наум и Ангеларий отправляются в Болгарию. В Болгарии возникло два центра книжности: на о.Охрид (Охридская школа) и в г. Преславе (Преславская школа).
Кириллица и глаголица:
Известны два алфавита: кириллица и глаголица. В современной науке глаголица считается древнее кириллицы. Аргументы:
- глаголица более «авторская», самобытная, Константин ее создавал с опорой на звуковой состав славянского языка; кириллица, напротив, очень близка греческому унциальному письму;
- глаголица широко распространилась на территории Моравии и Паннонии, где братья осуществляли свою деятельность, в Болгарии же глаголица не прижилась: до учеников Константина и Мефодия там использовали греческий алфавит для записей, его естественно было положить в основу новой азбуки.
Альтернативная гипотеза создания славянской письменности:
Основной тезис: до переводов Константина и Мефодия были уже созданы переводы на славянский язык, для записи которых использовалась латиница «без устроения».
Свидетельства в пользу такого утверждения:
- славян крестили до прихода братьев миссионеры из зальцбургской епископии;
- миссионерская деятельность зальцбургской епископии этого времени была связана с именем ирландца Виргилия (политика ирландских миссионеров – переводы на местные языки)
- Фрейзингенские листы
- то, как быстро Константин и Мефодий смогли обучить славян письменности.
Вывод: процесс внедрения славянского языка в церковную жизнь славян Средней Европы раскладывается на два этапа:
1) Введение вероучения (катехизиса) на языке местного славянского населения.
2) Введение славянского богослужения, т.е. замена латинской литургии и всех остальных служб славянскими. Этот второй этап связан с деятельностью Константина и Мефодия.