Выполнила студентка :Козлова А. В.

Факультет искусств, рекламы и дизайна,

группа ПОИТ(Б) - 31

Руководитель работы: Горелова О.В.

г.Хабаровск,2016г.

ПЛАН:

1. Введение

Актуальность темы 2

Гипотеза и целеполагание 3

Новизна и значимость 4

2. Теоретическая часть 4

2.1. Творчество 5

2.1.1 Творчество – основа искусства 5

2.1.2 Творчество как деятельность 5

2.1.3 Сущность творчества 6

2.1.4 Цели и результаты творчества 7

2.2 Игра 8

2.2.1 Игра, как деятельность 8

2.2.2 Структура и содержание игры 9

2.2.3 Рамки игры 11

2.2.4 Цель и результаты игры 11

2.3. Сравнительный анализ игровой и творческой деятельности 13

2.4. Игра на уроках ИЗО в младших классах 14

2.4.1 Что дает развитие потребности в творческой деятельности 15

2.4.2 Предпосылки использования игры на уроках ИЗО в младших кл15

3.Заключение 16

4. Список литературы 17

1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Актуальность темы.

Современная педагогика ориентирована на воспитание всесторон­не гармонически развитой личности. В учебнике Л.Б.Рыловой об этом написано так: "Вторая особенность новой педагогики связана с при­знанием приоритетности гармоничного воспитания человека перед раз­личными видами обучения. Гармоничное воспитание предполагает попе­ременное осуществление детьми и юношами всех основных видов созна­тельной деятельности людей - игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивной.

В словаре русского языка Ожегова под словом "гармония" пони­мается "согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь." Если применить эту трактовку к словосочетанию "гармонически развитая личность", то это может означать согласованность, уравно­вешенность сочетания основных ее качеств. Психологический словарь указывает, что "личность формируется в процессе общественной прак­тики и, будучи активно действующей, выступает как целое, в котором познание окружающего мира осуществляется в единстве с переживанием". ПОЗНАНИЕ и ПЕРЕЖИВАНИЕ, а значит, сочетание работы логи­ческого мышления и абстрактного. Иными словами, в человеке должны гармонично сочетаться и сосуществовать рабом разума и чувств. Ра­зуму, по-моему, * школе отводят достаточное количество времени. Но что означает: "воспитывать чувства"?

В.А. Сухомлинский говорит об этом:' "Учить ребенка видеть, понимать, чувствовать сердцем людей,- это, пожалуй, наиболее тонко благоухающий цветок в саду, имя которому - воспитание чувств... Я твердо убежден, что воспитание человеческого благородства в детском сердце начинается с очеловечивания его отношения к людям,

с одухот­ворения этого отношения чистым, возвышенным чувством уважения к че­ловеку...". Опыту человеческих отношений посвящены в школе предметы гума­нитарного и эстетического цикла: история, литература, музыка, ИЗО.

Но, если история больше оперирует фактами, то остальные три предме­та относятся уже к искусству. И в них главным носителем информации становится художественный образ. В литературе - словесный образ, в музыке - звуковой, в ИЗО - визуальный.

Имени» в образах концентрируется все мысли, чувства, перживания автора, его отношение к. теме произведения. Поэтому, чтобы понять художественное произведение, необходимо уметь "читать" образы, а значит понимать, мысля художника.. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что было-бы ошибочно ставить целью уроков ИЗО в школе из каждого ребенка сделать художника. Ведь это не техникум или институт, выпускающие профессионалов, а общеобразовательная школа, а значит, и заниматься она должна воспитанием эстетического, культиви­рованием духовных ценностей в детях.

Подтверждение данной мысли находим и у Неменского Б.М. Он пи­шет, что главной целью художественного развития должно бить пробу­ждение у детей "неотчужденного" и ответственного отношения ко все­му, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искус­ства, художественного освоения мира человеком и может быть разви­то у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Наряду с главной целью- развитием у детей эстетического отно­шения к жизни, назовем в качестве более частых задач следующие:

- формирование интереса к жизни через увлечение искусством;

- развитие у школьников способности восприятия искусства и потреб­ности общения с ним;

- дать школьникам опыт полноценного художественного творчества, что будет способствовать развитию художественно-образного мышления, во­ображения, творческого отношения к жизни, ряда способностей сенсор­ного плана, а для некоторых детей станет началом профессионального пути в искусстве.

В основе любого искусства лежит творчество. Без творчества нет настоящего искусства, поскольку импульсом к созданию какого-либо художествен­ного произведения всегда является потребность создать что-то свое, отличное от всего, что было до этого. А такое возможно лишь при способности абстрагироваться от всех известных способов и действо­вать, на свой страх и риск, только своими собственными приемами. Это, по-моему, составляет суть творческой деятельности.

Творческая деятельность вносит элемент неповторимости и увле­ченности в работу любого рода. Именно поэтому, мне кажется, спосо­бность делать что-либо творчески необходима любому моему современ­нику. Реальность на сегодняшний день такова, что людям - и умным, и знающим, и профессионалам в чем-то - часто приходится заниматься делом, близко не относящимся ни к их специальности, ни к их интере­сам. Кто-то старается работать "через не могу" и в таком случае ве­лика вероятность последующей депрессии и срывов. И в таких ситуаци­ях, по-моему, выходом может послужить творческий подход. Важно най­ти, отфильтровать в навязанном или вынужденном деле элемент, крупи­цу того, что может затронуть лично вас, что может быть интересно только вам. И, базируясь на этой малости, начать культивировать в себе заинтересованность. И тогда любое дело может стать интересным и нужным. Человек, в котором сформирована потребность творческой деятель­ности, уже просто не может заниматься чем-либо не творчески. Это входит в характер, это становится стилем жизни. И суть даже не в вы­полнении работы. Творчество становится составляющей ОБЩЕНИЯ: общения в семье, в кругу друзей, на работе, с детьми, в процессе воспитания. Ведь творчество в общении - это умение ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, способность настроиться на "волну" его настроения, способность в любой момент перестроиться, внести изменения внутри себя; творчест­во - это нестандартный, не заштампованный взгляд на любую ситуацию, умение радоваться чужим победам и признавать свои ошибки.

В программе Б.М. Неменского творчество наряду с содержанием и язы­ком искусства включается в состав элементов художественного развития

одной из двух основных задач программы. "Творчество - третий! элемент триады. Вне творчества невозможно, немыслимо сути искусства слиться с его языком и вылиться в живое произведение искусства. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения ис­кусства, и при его восприятии... Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способности НАКАПЛИВАТЬ, осваивать багаж знаний, того, что уже создано человечеством, и способности НАРУШАТЬ сложившийся стереотип, готовность делать в неведомое."

Возникает вопрос,: какими способами, какими путями обеспечить возникновение у детей потребности в творческой деятельности? Как ввести ребенка в мир искусства, не разрушая непосредственности, способности удивляться и непременно радуя, потому что ведь мы вводим его в мир прекрасного?

1.2 Гипотеза и целеполагание

В качестве гипотезы своей курсовой работы мне хотелось бы вдвинуть сле­дующее утверждение:

воспитать потребность в творческой деятельности детей в младших классах возможно

при помощи ИГРЫ, потому что всегда действие свободное, увлеченное; игра дает

возможность по­чувствовать себя в ином качестве, развивает воображение, способ­ность к

обобщению, оперированию символами, вживанию в образ.

Сухомлинский писал: "Тысячу раз сказано: учение - труд и его нельзя превращать в игру. Но нельзя поставить китайскую стену меж­ду трудом и игрой... В игре раскрывается перед детьми мир, раскры­ваются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное свет­лое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живитель­ный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Так что же страшного в том, что ребенок учится писать, играя, что на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом..."/100 советов учителю, С.92.

По мнению Неменского игра является началом эстетического отно­шения к миру. Именно в игре он видит источник радости и увлечения учебой. "Да, все начинается с игры, то есть все начина­ется с искусства, игра ведь и есть первичная форма художественного познания мира и осознания себя в нем. И этот период творческого ху­дожественного осознания проходит каждый ребенок... Но если мы хо­тим, чтобы дети наши были счастливее нас, мы обязаны это понять и сделать все, от нас зависящее, чтобы естественная детская потреб­ность в творческой игре стала привычкой творческой жизни и труда, осталась первой потребностью на всю жизнь.

Основываясь на всем выше сказанном, целью данного реферата становится попытка теоретического доказательства того, что при помощи игры, возможно, воспитать у младших школьников потребность в творческой деятельности.

Необходимо сформулировать ряд задач для достижения поставленной цели.

1. Опираясь на литературные источники рассмотреть творчество как деятельность.

2. Опираясь на литературные источники рассмотреть игру как деятель­ность.

3. Сравнить качества игровой и творческой деятельности.

4. Сделать вытекающие выводы.

5. Выявить значение игры для детей младшего школьного возрас­та.

1.3 Новизна и значимость

О природе игры, художественного творчества, о значении игровой деятельности для творческой и учебной сторон жизни детей существу­ет множество всевозможной литературы. Данная реферативная работа - еще одна из попыток взглянуть на проблему взаимодействия творчества и иг­ры.

Эта реферативная работа может быть полезной для студентов факультета Искусств при обсуждении подобных тем на занятиях по методике препо­давания ИЗО в школе, учителям ИЗО, и просто заинтересованным людям..


2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Творчество

2.1.1. Творчество - основа искусства.

"Сущность искусства не поддается определению. Она ускользает от вся­кой только что найденной формулировки. Каждый раз находится какой-либо факт, который или опровергнет найденное определение, или вызо­вет сомнение в его подлинности. Это, вероятно, происходит потому, что искусство- явление сложное, объединяющее собою очень различные вещи, выраженные одинаково, скажем, в изображении, в материале и технике. Сходясь в ряде признаков, они тут же разойдутся в каких-либо других. Наиболее полно задачи и назначение искусства /а, сле­довательно, его природу/ может выразить определение: искусство при­звано отразить действительность.

В словаре Ожегова искусство определяется как "творческое отра­жение, воспроизведение действительности в художественных образах". Вероятно, именно творчество и составляет основу деятель­ности по созданию произведения искусства. Как оно работает? Подлин­ный художник видит мир и таким, каков он есть, и таким, каким он должен быть, каким он будет; он видит и правду жизни и идеал, отра­жает их и выражает свое к ним отношение. Результат воплощается в ху­дожественном образе. Щербаков B.C. пишет: «Художник создает свой мир-людей, природу, предметы. Однако нельзя рассматривать этот мир только как чистый вид осознания художником действительности. Этот мир он; отыскивает не только в натуре, а на бумаге или полотне, в мате­риалах своего искусства - в красках, линиях резца, в штрихах каран­даша. Воли он нашел его здесь, он художник."

2.1.2. Творчество как деятельность.

Рассматривая творческую деятельность, можно ставить акцент на первом слове, а мощно на втором.

Что же такое деятельность вообще? Обратимся к психологическому словарю. Деятельность - динамическая система взаимодействий субъек­та с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметном мире... Основными характеристиками Д. являются предметность и субьектность. Предметность - ...объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а лишь, будучи преобразовании в процессе Д., благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Она проявляется в со­циальной обусловленности Д. ,ее связи со значениями, ...схемах дей­ствия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях и социальных нормах... Субьектность Д.... выражается в следующих аспектах актив­ности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами.

Что говорят о деятельности человека психологи?

С.Л.Рубинштейн: "Деятельность- это процесс, посредством которого» реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, - другим людям, к задачам, которые ставит перед ними жизнь. Платонов: человеческая деятельность или, что является синонимом, сознательная деятельность- это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет, сознательна поставленную цель... Струк­тура любви деятельности может быть уложена в такую общую схему: цель – мотив – способ – результат."

Теперь необходимо разобраться в деятельности творческой. Психоло­гический словарь творчество определяет как "деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей... Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью., уникальностью. Если вернуться к определе­нию деятельности, то станет ясным то, что творчество - субъективная деятельность. Вот определение Выготского: "Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это, созданное творческой, деятельностью, ка­кой-нибудь вещью внешнего мира или известиям построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке."

Видимо, общие психологические закономерности всякой деятельнос­ти присущи также и творческому процессу. Когда человек хочет что-то сделать, он непременно должен начать. "Истина простая: начать, продол­жить, и, наконец, завершить. Эти три этапа требуют различно* мотива­ции. Большинству людей труднее всего дается начало. Общечеловечес­кий опыт давно отметил, что самое трудное - приступить к работе, взяться за дело. На эту тему существует много пословиц на всех язы­ках. Мотивационная основа последующих этапов намного шире, посколь­ку включается рефлекс цели, положительные эмоции от самого процесса работы, удовольствие от достигнутых промежуточных результатов.

2.1.3. Сущность творчества.

Слово "творчество" происходит от слова "творить", и в общеизвест­ном смысле это означает искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном

Б.И. Коротяев считает, что творческая деятельность немыслима без

- осознания цели поиска,

- активного воспроизведения ранее изученных знаний.

- интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников,

- самостоятельного поиска,

- воображения и эмоций.

Вместе с тем активность является общим признаком творческой деятель­ности. Неменский отмечает, что "сама эта способность /к творчеству/ предполагает наличие двух элементов:

1. Способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество;

2. Способность нарушать сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое."

Иными словами, это сочетание восприимчивости. Способности усва­ивать информацию в положительном смысле слова - ког­да речь идет о сознательном принятии ценностей той или иной соци­альной группы, и критичности, способности увидеть то, что не уклады­вается в рамки раннее усвоенного - и это нечто большее, чем просто наблюдательность. Коротяев по этому поводу пишет: " В основе любой творческой деятельности лежит прогноз-предвидение, предвосхищение ее вероятных результатов... Прогнозирование возможно только на осно­ве репродуцирования. "Учение – процесс творческий, с. 6 – 7/.

И.П.Павлов выделил два основных типа высшей нервной деятель­ности - художественный и мыслительный. Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая раз­ница. Одни - художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живопис­цев и т.д. - захватывают действительность целиком сплошь, сполна, жи­вую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие- мыслители - именно дробят ее и тем как - бы умерщвляют ее, делая

из нее какой-то временный скелет и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается.

Творческий процесс един, неделим, не расчленим, поэтому он и твор­чество. Духовный акт неразрывно переходит в акт производства, акт выработки технического материального приема. Эта особенность ИЗО – единство создания и фиксации - отмечается Неменским как особо ценная для художественного развития детей. "Конечно, и в поэзии, и в музыке, и в театральной деятельности ребенок творит с малолетства.. . Но для вещественного закрепления творчества в тех искусствах у него в этом возрасте нет личных средств записать свое стихотворение, сказку, пе­сенку – это ведь сложно, нужно овладеть грамотой. Запись осуществля­ется взрослым, старшим. Ребенку интересно создавать, а фиксировать уж не так увлекательно и очень трудно. А в ИЗО - деятельности процесс творчества, созидания неразрывно слит с процессом Фиксации.

В процессе художественного творчества при помощи работы вообра­жения создаются художественные образы." Образ художественный - спе­цифический, присущий искусству способ отражения действительности и выражения мысли и чувства художника.

В книге А.В. Глыги об этом написано так: « Что касается художест­венного образа. То он обладает неизмеримо большей степенью обобщения, раскрывая в индивидуальном общие черты, присущие данной категории явлений.

Но было бы односторонне трактовать процесс художественного творчества лишь как создание художественного образа. В работах по психологии искусства утверждается, что в акте творчества всегда од­новременно творится и сам художественный субъект, а на основе этого формируется и художническое Я.

Художническое " Я - Художник способен вживаться не только в об­разы людей, но и в образы любого неодушевленного предмета... Не всег­да легко показать, какое жизненное впечатление лежит в основе произ­ведения, но оно всегда есть... Всегда при этом,/если речь идет о под­линном художнике/ действительность не просто воспринимается, она пе­реживается. Образ действительности превращается в 'Я» - действитель­ность.

Художественное "Я" ....художественная форма- это особый, художес­твенный способ организации духовного содержания создаваемого образа и его материального воплощения. В акте творчества личность художни­ка "сливается" с создаваемым образом в целом, в результате чего скла­дывается художественная личность автора, актуальный художественный субъект творчества. Но процесс идентификации с образом осуществляется - только через «погружение" в художественную форму. В ходе вживания в нее образуется психологическая организация художественной личности, ее художественное "Я".

2.1.4. Цели и результат творчества.

Для художника специфично такое вживание в действительность, ко­торое подчинено главной цели творчества: построить художественное высказывание о действительности, осуществить "речевой" художественный акт. "Для этого надо, во - первых, знать "язык" того искусства, с которым имеет дело данный автор..., во - вторых, перевести "язык" в "речь", в ху­дожественное высказывание. Для этого надо вжиться в образы языковых форм.

Язык искусства в программе Б.М.Неменского выделен как элемент, сос­тавляющий задачу художественного развития /культуры/.

Вообще цель - «это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека." Цель есть организующее начало, превращающее хаотические ассоциации в осмысленный поиск. Все поведение человека есть движение от одной цели к другой.

Йеменский определяет творчество связующим элементом сути искус­ства и его языка. Кроме того, он пишет, что развитие творческой по­тенции имеет огромное значение цля формирования всей личности ребен­ка.

Какое-же решение считать творческим? Есть несколько критериев, причем в разных ситуациях их роль неодинакова:

- адекватность, т.е. решение должно быть действительно решением;

- новизна;

- оригинальность; - доработанность;

Иными словами, "решением считается не просто хорошая идея, а непремен­но осуществленная идея; изящество и простота. Наконец, самым труд­ным критерием является то, что творческое решение меняет существующие методы, реже - традиции, еще реже - основные принципы и совсем ред­ко взгляд людей на мир."

Результат работы художника, так или иначе, выражает его внутрен­нее состояние, его видение мир.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно выделить основные со­ставляющие процесса, называемого "творческой деятельностью". Это:

- воображение;

- фантазия:

- активность;

- потребность в самоактуализации;

- способность накапливать знания, бв1гаж того, что создано человечест­вом;

- способность нарушать стереотип;

- целостный взгляд на мир:

- обобщение при создании типического образа;

- переживание действительности, вживание в нее

- погружение в художественную форму, слияние с образом;

- цель творчества - построение художественного высказывания о дейс­твительности;

- результат творчества - создание новых материальных и духовных ценностей, осуществленная идея.

2.2. Игра

2.2.1. Игра как деятельность.

Интерес к игре у ученых возник очень давно. Поэтому появлялись различные теории и взгляды на игровую деятельность. Вот их неболь­шая панорама:

Платон - игра- свидетельство того, что человек не пребывает в состо­янии утомления, она источник удовольствия;

Э.Берн - игра- серия следующих друг за другом взаимодействий двух эго-состояний двух вступающих в общение индивидов, с четко опре­деленным и предсказуемым результатом;

И.Кант – игра – незаинтересованная деятельность, занятие, которое приятно само по себе:

К.Гросс - изначальная школа поведения;

Я.Корчак - возможность отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной;

К. Хатт - способность к продуцированию разнообразных идей и за­мыслов;

Й. Шелгунов - игры ребенка- это его жизнь, он в ней свободная лич­ность, пытающая и развивающая свои силы;

И.Байер - деятельность детей, в которой они определенным способом воспроизводят свои действия в обществе, в окружающем мире;

Й. Хейзинга - добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым прави­лам ;

Д. Эльконин - игра организует с помощью культовых символов дея­тельность и значит, учит ориентироваться в явлениях культуры;

И.Кон - механизм самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка; и т.д.

В настоящее время в психологии существует вполне сложившийся взгляд на игровую деятельность. Вот определение игры из словаря: "Игра- форма деятельности в условных ситуациях, направленной на вос­создание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры."/4, С.40/ С.Л.Рубинштейн определяет игру как" осмысленную деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объе­диненных единством мотива." Осмысленная - значит разумная, сознательная.

Психологи относят игру к интрогенному поведению определяемому внутренними потребностями и интересами/. Современная же философия называет в числе ключевых данностей радость. Именно на получение ра­дости направлено игровое удовлетворение духовных потребностей. По­требность в игре, вероятно, зависит от творческих потребностей и возможностей личности. Ведь и творчество обязательно связано с пе­реживанием радости от самого процесса деятельности. Однако своеоб­разие игры в отличие от других форм интрогенного поведения в том, что "игра является генеральной {главной} формой поведения: все фор­мы эстрогенного /внешнего/ поведения могут составлять содержание игры. Поэтому игра может быть включена в любой вид деятельности."

2.2.2. Структура и содержание игры.

Для того чтобы понять действие и значение игры, нужно разобрать­ся в ее составе и функциях.

Структурой игры Шмаков называет ее композицию, процессуальную и операционную основу, наличие и взаиморасположение структурных единиц. Эльконин выделяет в качестве единицы игры роль и связанные с ней действия по ее реализации. В соответствии с этим структура игры вы­глядит так:

1. Роли;

2. Игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный харак­тер, посредством которых дети реализуют взятые на себя ро­ли;

3. Игровое употребление предметов, при котором реальные пред­меты замещены игровыми;

4. Реальные отношения между детьми.

Вот что он по этому поводу пишет: "Центральным моментом, объеди­няющим все остальные стороны, является роль, которую ребенок берет на себя. Она не может быть осуществлена без соответствующих действий. Все остальные стороны определены ролью и связанными с нею дей­ствиями. Следовательно, именно роль и... действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры.". Шмаков считает составляющими структуры игры содержание и сюжет. У Эльконина содержание игры тесно связано с игровыми действиями, по­этому вопрос о содержании игры у него плавно вытекает из вопроса структуры игры.

Соответственно, "Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ре­бенка в деятельность взрослых; оно может отражать лишь внешнюю сто­рону человеческой деятельности - только то, с чем действует человек, или отношение человека к своей деятельности и другим людям, или об­щественный смысл человеческого труда. Конкретный характер тех отно­шений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень различным... Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка... Игра не только черпает свои сюжеты из ус­ловий жизни детей, но она социальна по своему внутреннему содержанию."

Сюжет игры - «это та область действительности, которая воспроиз­водится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отража­ют конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широ­кий круг жизни, вместе с расширением его кругозора." Сюжет и содержание игры взаимосвязаны. Более наглядно взаимозависимость сюжета и содержания можно увидеть на следующих примерах:

Сюжет Содержание

Человеческий быт - игра в магазин, дочки-матери, во дома в сад.

Профессии - в пожарников, в строителей, в больницу.

Искусство - в цирк, в театр.

Путешествия - в поезд и т.д.

Кофка растолковывал игру как мир полной детской фантазии, свобо­ды, в котором ребенок себя перемещает из реального мира в воображаемую ситуацию." Воображение - это способность фантазировать, придумы­вать смысл, придумывать что-либо... Воображение-создание программы игрового поведения. Для ребенка-...возможность принимать решения при отсутствии жизненного опыта. Ситуация - положение, обстановка, совокуп­ность обстоятельств или сочетание необходимых условий. Воображаемая ситуация - есть замысел игры и вымысел, т.е. главная выдумка игры, то, что создано соображением и фантазией индивида." С.А.Н.Леонтьев по этому поводу говорил, что игра является причиной развития воображения. Развитие игровой деятельности необходимо сопряжено с развитием игрового замещения, фиксируемого при помощи слова. Игровые замещения являются, как мы уже знаем, составляющими основу структуры игры, од­ним из ее важных элементов. Таким образом, в игре для ребенка все мо­жет быть всем. Объект, по выражению Выготского, приобретает функцию и значение знака только благодаря жесту. В игре проявляется способность ребенка оперировать символами.

Ж.Пиаже выделил особенности игрового символа:

1. наличие вымысла - "если бы" "как будто";

2. использовании схем, которые в ходе игры ритуализируются;

3. применение освоенных схем к новым объектам с главной целью - изоб­разить или пережить удовольствие.

Именно воображаемая ситуация позволяет ребенку стать в новое положение, подняться над собой, активизировать свои духовные и физические силы. Игровое "как будь то бы", "понарошку" отражают соответствие между реальными объектами и их эквивалентами. В этом и заключается процесс символизации. В основе игрового символа - синтез вымысла и жизненных впечатлений, наблюдений, образов предшествующего опыта. В игре происходит" перетекание" одного в другое.

2.2.3 Рамки игры.

Чтобы глубже понять феномен игры, необходимо разобраться в том, при каких условиях, возможно, начало игрового действия, а при каких оно перестает существовать. Что необходимо сделать, чтобы запустить механизм игры?

Характерным компонентом игры является ее двуплановость. Это вы­ражается в том, что ребенок с одной стороны выполняет реальную дея­тельность; ...с другой - в этой реальности есть обязательность условности, иррациональности, позволяющие отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Аникеева пи­шет: "Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и Условном/ игровом /.При нарушении одного из планов игра всегда расстраивается... Если игровые действия по своему содержанию не зна­чимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически выполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нарушение игрового {условного} плана делает игру бессмыслен­ной. Если же личность полностью уходит в условный план, теряя реальный, то это уже не игра, а патология."

Еще одной отличительной чертой игровой деятельности является ее свобода. непринужденность." Игра - деятельность абсолютно свободная, лишенная всякой навязанной извне необходимости. Ее движитель - непосредственная заинтересованность играющего, ее источник – живой интерес. Игра – есть самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей, В которой изучается, осознается окружающий мир, открывается про­стор для проявления "Я". личного творчества. активности. самопознания. самовыражения." Нет игры без свободы, невозможно заставить играть.

2.2.4. Цель и результаты игры.

Как и в любой деятельности у процесса игры тоже есть определен­ная цель. Но для него характерно отсутствие материальной пользы, ути­литарности. В игре всегда важен не результат, а сам процесс игры Т.е. целью является не какой-то конечный продукт, результат, а само дейст­вие в игре - проживание игры. Ребенку важно не доиграться до чего-либо, а поиграть. Проживание же тесно связано с переживанием. И.хотя ситуа­ции, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре присутствует то, что практически не существует в неиг­ровой практике: внеповседневность сил, таинственность, непредсказуе­мость результатов. И. Хейзинга называет это "инобытием". Игра - единст­венная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосред­ственного опыта и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В игре ребенок духовно утверждается в мире, ощущает силу своих духовных по­требностей. Поэтому-то игра и доставляет особое наслаждение уже са­мим процессом своего действия.

Не смотря на то, что игра не нацелена на какой-либо определенный результат, все же итогом игры могут быть определенные последствия. Ими в данном случае могут стать изменения в психике, мышлении ребенка, и т.д. Результаты игровой деятельности можно выявить, обратившись к ее функциям, выделенные в работе С.А, Шмакова. Под функциями игры он подразумевает ее разнообразную полезность.

1. Социокультурная функция.

Если взрослый в игре "пробует", "переживает" уже не использован­ные возможности жизни, то ребенок проигрывает, "примеривает" еще не использованные, не выбранные возможности. Именно это делает игру могу­чим средством социализации ребенка, приобщения его к нормам и ценнос­тям жизни. Шмаков считает, что социокульт. назначение игры может озна­чать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспита­ния и формирования его как личности, позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена детского и взрослого коллектива.

2. функция межнациональных коммуникаций.

Игры межнациональные потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они так сближают людей. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии все­го существующего в жизни, в огромной гамме чувствования.

3. Функция самореализации ребенка.

Одна из основных функций. Реализация- осуществление плана, на­мерения, исполнения желаний самим индивидом. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры. Процесс игры - пространство са­мореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребен­ка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.

4. Коммуникативная функция.

Игра- деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым пра­вилам конкретная. Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник ин­тегрирует опыт, полученный от других играющих. Если игра есть форма общения людей, тем более детей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между детьми быть не может. Иг­ра-победа товарищеского сознания. В игровой деятельности детей су­ществуют реальные общественные отношения, складывающиеся между игра­ющими. Это и есть, очевидно, то главное, что создается в процессе игры. "Ролевая игра относится к "субъектно - субъектным" отношениям, т.е. ближе всего к категории "общение"... Важные моменты общения - эмпатия и рефлексия. Эмпатия - способность покивать психологическое сос­тояния других людей. Рефлексия - самоуглубление. Эмпатия в ролевой игре - это процесс для:

1.реального плана и учета психологических состояний партнера;

2. для перехода от реального плана в воображаемый - эмоциональная идентификация себя с игровым персонажем;

3. для умения чувствовать полевые переживания напарника. У Неменского находим: "Но ребенок... еще и общается с людьми в проце­ссе игры. Это общение начинается, чуть ли не раньше самой игры – с пер вой, еще неумелой улыбки младенца...И прав Сент-Экзюпери, утверждая, что нет высшего счастья человека, чем счастье общения. Собственно, это человеческое общение и делает человека человеком. В этом процессе он приобщается ко всему, что накопил за миллионы лет существования род человеческий."

5. Развлекательная функция.

Объективно - это основная функция игры. Развлечение- это влече­ние к разному, разнообразному, это разные интересы человека. Развлекательная функция связана с созданием определенного комфорта, душевной радости как защитного механизма, т.е. стабилизация личности, реализа­ция уровней ее притязаний. А.Фромм пишет: « Для него {ребенка} игра- то же, что работа. для взрослого, и то и другое в равной мере плодотворно." Он полагает, что "играя, дети, прежде всего, учатся, затем уже развлека­ются, а это одно из самых полезных занятий. «В этом плане игра - тон­ко организованная культурное пространство развлечений ребенка, в ко­тором он идет от развлечения к развитию. Развлечение в играх - это поиск. Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии, выводящей на развлекательность.

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, т.к. в игре, по выражению Выготского, « ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного обычного поведения, он в игре как бы выше на голову самого себя... ребенок как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. «В игре впервые формируется и про­является потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, "хозяином" своей деятельности.

Подводя итоги по этому реферату, можно выделить составляющие игровой деятельности. Это:

- радость;

- вживание в роль, создаваемый образ;

- проигрывание отношений между людьми:

- развитие воображения;

- обобщенное действие;

- предмет в функции знака;

- символы - синтез вымысла и жизненных впечатлений;

- увлеченность процессом игры;

- ивуплановость;

- свобода действий;

- переживание;

- цель игры - сам процесс игры, проживание в игре;

- результат игры - изменения в психике ребенка, реализация функций игра.

2.3. Сравнительный анализ игровой и творческой деятельности.

Сравнение можно провести на основе выделенных выше составляющих этих типов деятельности. Я попробую представить это в виде таблицы.

ТВОРЧЕСТВО, ИГРА
Активность. 2. Радость от процесса. 3. Свобода действий 4. Большая роль воображения, 5. Потребность в самоактуализации 6. Способность накапливать знания 7. Способность нарушать стереотип 8. Обобщение при создании типического образа. 9. Переживание действительности: вживание в нее. 10. Погружение в художественную: форму, слияние с образом. 11. Увлеченность процессом.. 12.Цель-построение художественного высказывания о действительности 13. Результат - осуществленная идея, создание новых материальных и духовных ценностей 1. Активность 2. Радость от процесса. 3. Свобода действий 4. Фантазия участвует в создании воображаемой ситуации, следствие чего - развитие воображения. 5. Функция самореализации ребенка. 6.Реальное действие, реальный план игры. 7.Условный план игры, символы, знаки. 8. Обобщенное действие, 9.Проигрывание отношений между людьми. 10. Вживание в роль, создаваемый образ. 11. Увлеченность процессом. 12.Цель-сам процесс игры. проживание игры. 13. Результат - изменения в психике ребенка, реализация функций игры.

В результате такого сопоставления можно увидеть, что у игры и твор­чества много общего. Так обязательным условием протекания обеих является активность участия. Кроме того, и творчество, и игра не воз­можны по принуждению, они всегда свободны. Только тогда возникает увле­ченность - еще одно условие их протекания» И это не единственное что их роднит. Но важно, что две эти формы деятельности отличны в основ­ном: в своих целях и результатах. Коли творчество нацелено всегда на создание чего-то конкретного, все его действия выстраиваются соот­ветственно, то для игры самоценно само существование внутри процесса. Самое главное, что дает игра творчеству – развитие такого незаменимо­го при создании художественного образа элемента как воображение. А если просмотреть все пункты анализа, то станет ясно, что в игре воз­никают, развиваются или берут свои истоки все основные составляющие творческой деятельности. Игра, не являясь творчеством, служит дейст­венной предпосылкой для формирования собственно творческой деятель­ности.

Многие авторы считают, что игровое начало присуще художествен­ному творчеству со времен его возникновения. А.В. ГУлыга пишет: «Иг­ровой принцип лежит в основе любой творческой деятельности. Твор­чество не возможно без увлеченности, доходящей до одержимости, без общительности, знакомства с усилиями и результатами других, без разви­того воображения, способности видеть незримое. Лучшая школа игрового поведения - сама игра." Эта цитата является кратким подтверждением выводов, сделанных выше мною.

2.4. Игра на уроках ИЗО в младших классах.

2.4.1. Что дает развитие потребности в творческой деятельности.

"Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не препода­вание какого-то упрощенного детского искусства, а» систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет воз­можности наслаждаться красотой и создавать ее." Б.М.Неменский счи­тает: "Не каждый ученик может стать художником, писателем или компози­тором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусст­ве, литературе, музыке, кино, театре. "/Мудрость красоты; С.35/ Важно развивать эстетическую восприимчивость. Умение легко и свободно воспринимать | неповторимую форму произведения искусства, мироощущение художника, его озабоченность, его мысли - это и есть эстетическая восприимчивость, которую необходимо воспитать в детях. Восприятие художественного произведения в широком смысле понимается современными психологами как социально и личностно окрашенная работа сознания, в процессе которой "имеют место различные акты мышления, истолкование свойств предмета, нахождение систем различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте." Восприятие искусства-такой же творческий процесс, как и художественная практика. К восприятию же/творческому вос­приятию/ относится и способность видеть новое, придуманное или сделан­ное другими и по-другому, способность принимать нестандартное, гиб­кость восприятия. А.Н.Лук вводит понятие "творческий климат в общест­ве". Он расшифровывает это так: «Творческий климат в обществе создает­ся не только воспитанием любознательности, способности мыслить не­тривиально, вкуса к нестандартным решениям. Необходимо еще воспитывать готовность к восприятию социально-прогрессивного, а так же нового и необычного, стремление использовать и внедрять творческие достижения других людей, даже если эти люди не занимают признанного и прочного положения. До сих пор одним из самых узких мест в процессе творческих нововведений служит именно недостаточная готовность признать чужую заслугу и чужую идею, если она не подкреплена академическим или адми­нистративным авторитетом."

2.4.2.Предпосылки использования игры на уроках ИЗО в младших классах.

Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая иг­ра была ведущим типом деятельности. А.Н.Леонтьев определяет веду­щую деятельность как "не просто деятельность, наиболее часто встре­чающаяся на данной ступени развития ребенка... Это такая деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в пси­хике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития." К 6-7 годам, ведущим типом деятельности детей становится учение. Сюжетно-ролевая игра необходима ребенку на всем протяжении седьмого года жизни. Она продолжает существовать и развиваться, испод­воль подготавливая коренной сдвиг в отношении ребенка к окружаю­щим и к самому себе, стремление заниматься серьезной деятельностью.

Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Непосредственность младших школьников и быстрота их реакции именно в игровых ситуациях прояв­ляется наиболее ярко. Высокая восприимчивость, отзывчивость доверчи­вость становятся причинами того, что детей легко вовлечь в любую де­ятельность, особенно в творческую. Исследователи детского творчества утверждают, что приобщение ребенка к искусству осуществляется толь­ко через игру.

"Удить творчеству можно лишь творчески, увлекаясь и увлекая ребен­ка искусством. «А задавать творческие импульсы в деятельности необ­ходимо с самых первых уроков ИЗО. Философ Ч.Каган считает: «Нельзя духовные ценности передавать как знания. Передача ценностей может быть только посредством духовного общения. Общение-это взаимодействие субъекта с субъектом, связь соратников, «Выше уже говорилось о том, что в игре осуществляется субъектно-субъектная связь, а значит именно игра может обеспечить на уроках ИЗО осуществление главной цели про­граммы "Изобразительное искусство и художественный труд" формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части куль­туры духовной. "Игра относится к косвенному методу воздействия, ког­да ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их... Имен­но в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на ' личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика... Игра не развлечение, а особый метод вовлечения школьника в творческую деятельность, метод стимулирования его активности."

В учебнике Л.Б.Рыловой указано, что в учебной деятельности де­тей признается только ролевая игра и в младших классах в ней на первое место выдвигается эмоционально-художественное содержание.

Игра на уроке ИЗО может быть кратковременной, тогда она может находиться в любой части урока: начало, середина, конец. Соответствен­но она может послужить завязкой урока, погружением в тему. Или цент­ральным моментом с последующей беседой с выводами. Или концовкой, развязкой урока, его конечным действием, на который был нацелен весь предшествующий процесс.

Работа на зрителя у детей формирует чувство» внутреннего крити­ка". Это, с одной стороны выполняет регулирующую функцию самоконтро­ля, но с другой стороны, может стать препятствием для полной реализа­ции ребенка. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок находился одновре­менно на позиции и актера, и зрителя, а значит необходимо, по возможнос­ти, организовывать коллективные игры со всем классом.

Могут использоваться игры на развитие искусства смотреть, ви­деть, искусство наблюдения и восприятия; игры с цветовыми пятнами, кляксами, с монотипией.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав определенное количество литературных источников по запросам теории, сущности и психологии игры, я пришла к вывозу, что мои прежние взгляды на игру и понятия, связанные с этим видом дея­тельности отличались распространенной стереотипностью, связанной с непониманием ее основных движущих процессов. Игра - сложная, много­гранная деятельность, значение которой определяется множеством ее функций. Игра выступает самостоятельным видом развивающейся деятель­ности детей, принципом и способом их жизнедеятельности. Для ребенка она является также методом познания и организации его жизни и неиг­ровой деятельности.

С игрой связано возникновение и становление изобразительной де­ятельности детей. Через игру дети становятся способными к художест­венному восприятию, к тому, чтобы сопереживать: с тем, что изображено, и с художником, который все это изобразил. И в этом плане игра стано­вится уникальным средством для общения педагога и ребенка на уроках изобразительного искусства. Через игру дети приобщаются к искусству и потому, что игра обладает эстетическим началом, так же как искусст­во - игровым. В играх детей появляется не столько игровое сознание, сколько игровое мироощущение.


4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Т. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и мето-

дика: Учебное пособие. Ижевск, Изд-во Удм. ун-та ,1992.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М..Рус. Яз .,1988.С.750

3. Краткий психологический словарь/ М."Политиздат" .,1985 ,С.431

4. Краткий психологический словарь-хрестоматия/под ред. К.К.Платонова. М.."Высшая школа" ,1974.С.134

5. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Ижевск.."Удмуртия",1981. с.296

6. Басин Е.Я. Психология художественного творчества// Эстетика. 1998. №5

7. ГУлыга А.В., 7. Гулыга. А.В. Что такое эстетика?, Кн. для учащихся. М.,"Просвеще­ние".1987.С.173

8. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.."Политиздат" ,1976.0.144

9. Стуль М.П. Школьник в театре//Педагогика и психология. 1983. №5

10. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культуры. М.'.'Новая школа", 1994.

11. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество.

М.."Просвещение" .,1969. С.272

12. Аникеева Н.П. Воспитание игр.. и. М.."Просвещение" .,1989.

13. Эльконин. Д.Б. Психология игры. М.."Педагогика" .,1978.

14.Леонтьев. А.Н.Проблемыразвитияпсихики.М.','Изд-воМоск. Ун-та".,1972.

15. Леонов. С. В. – новые дополнения к книге С. А. Шмакова – Игры – шутки. М. 2001г.

16. Корнев. Э. Б. «Немного о творчестве», С.П. 2002г.

17. Журнал «игры для детей». М. редакция Айбашева, № 1, 2, 3, за 2002г, 1 полугодие.

Наши рекомендации