Ю. Г. Козлова, В. С. Васильева

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, которые отмечали, что развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

В настоящее время установлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребёнка, доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи [3].

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.

М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Развитие психики ребёнка дошкольного возраста в значительной степени связано с его игровой деятельностью, так как дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение [1].

Для нормального речевого развития ребенка особо важными являются игровые занятия, помогающие развивать их мелкую моторику.

Такие занятия являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В процессе игр на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Помимо традиционных игр в последнее время все шире используются Лего-технологии. Одной из них является конструктор Лего, обладающий рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего – большим диапазоном возможностей. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов Лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в развитии речи, а, следовательно, в обучении и воспитании. Ведь как показали экспериментальные исследования, Лего-конструирование эффективно содействует развитию детей.

Секрет этого явления несложен. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук при Лего-конструировании происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Занятия по Лего-конструированию способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений. Игра с конструктором Лего позволяет расширять представление о предметах и явлениях, развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам [4].

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям. Игровые занятия с удовольствием посещают как мальчики, так и девочки. Ведь даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь.

Список литературы

1. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи: [Текст] / М. Аксенова. // Дошкольное воспитание. –1990. – №8. – С. 62-65.

2. Ахметзянова, А. И. Организация и содержание коррекционной работы с детьми в Лекотеке: [Текст]: Учебное пособие / А. И. Ахметзянова, А. А. Твардовская. – М.: «Школьная пресса», 2013. – 208 с.

3. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить: [Текст] / М. М. Кольцова. – М.: «Сов. Россия», 1973. – 122 с.

4. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО: [Текст] / Л. Г. Комарова. – М.: Линка-пресс, 2001. – 80 с.

5. Толбанова, А. Пальцы помогают говорить: [Текст] / А. Толбанова. // Дошкольное воспитание. – 1988. - №9. – С. 81-82; 1989. - №10. – С.94-95.

Наши рекомендации