О.В. Козлова, С.Г.Пилецкий

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ. СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ,
МОРАЛИ. ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 6

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНОВ "ЭТИКА", "МОРАЛЬ" И "НРАВСТВЕННОСТЬ"............................................................................... 6

СПЕЦИФИКА МОРАЛИ. ........................................................................... 8

МОРАЛЬ И ПРАВО.................................................................................... 11

СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.................................... 13

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА.................................................. 14

А) НРАВСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ........................................................ 16

Б) МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ............................................................. 18

В) СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ............................................ 20

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной темы состоит в том, чтобы в преддверии конкретно-насущной, широко обсуждаемый, но все же более частной биомедицинской проблематики хотя бы общих чертах ознакомить студентов с принципиально важными вопросами этики теоретической. Биомедицинская этика – дисциплина актуальная, но при этом прикладная, представляющая собой определенную экстраполяцию, определенное фокусирование фундаментальных этических принципов и подходов в локально-профессиональную область современной медицины. А чтобы быть способным нечто куда-то экстраполировать и нечто фокусировать, нужно, по крайне мере, иметь представление – что именно.

происхождение терминов "этика", "мораль"
и "нравственность".

Термин "этика" этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально (в частности, еще в "Иллиде Гомера") обозначало местопребывание, совместное жилище. В последствии оно приобрело новое значение: обычай, темперамент, характер, образ мыслей. Античная философия придала ему терминологический смысл, обозначив им природу, устойчивый характер того или иного физического или социального явления. История слова "этос" зафиксировало то важное наблюдение, что обычай и характер людей рождаются в общежитии.

Отталкиваясь от значения "этоса" как характера (темперамента) Аристотель образовал прилагательное ethicos (этический). Им он обозначил особый класс человеческих добродетелей, а именно добродетели характера, которые отличаются от добродетелей разума или "дианоэтических" добродетелей. Для обозначения науки, которая изучает этические добродетели Аристотель создал новое существительное – ethica, которое встречается в названиях его сочинений ("Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика"). Так в IV в. до н.э. этическая наука получает свое наименование, которое носит до сих пор.

История слова "этика" повторяется еще раз, но уже на римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова "ethos" является слово "mos" , которое переводится как нрав, обычай, характер, поведение, а также предписание, мода, покров одежды. Римляне (в частности, Цицерон), ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, образовали от слова "mos" прилагательное "moralis" (относящийся к характеру, обычаям), а от него позднее, в IV в н.э., возникает термин "moralitas" (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию греческое "ethica" и латинское "moralitas" совпадают: они не родились в стихии народного сознания, а были образованы искусственно для обозначения определенной области исследования.

Термины "этика" и "мораль" получили общеевропейское распространение, наполнившись в процессе культурного развития различным содержанием. Термин "этика" сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку. Под моралью же стали подразумевать то особое содержание, которое изучается этой наукой.

В некоторых европейских языках наряду с заимствованным термином "мораль" возникли также свои собственные слова для обозначения того же самого явления (в русском языке - нравственность). Они в общем целом повторяют историю латинского слова "moralitas", с тем лишь только существенным обогащением, что с самого начало по преимуществу или даже исключительно для обозначения реальных процессов, а не науки. Русской первоосновой моральной терминологии является слово "нрав" и происходящее от него "нравно" (то, что по нраву). Оба эти слова включены в древнерусские словари XVII в., а слово "нравственность" впервые фиксируется в "Словаре Академии Российской". (Спб., 1793 г.).

Таким образом, этика есть наука о морали (нравственности). Это обозначение области исследования морали, но еще не определение его качественного своеобразия. Предмет этики подвержен историческому изменению, он выражает то или иное понимание морали, фиксирует эволюционную ступень познания ее сущности.

Наши рекомендации