И профессиональным качествам психолога
Профессионализм психолога-диагноста, как и психолога вообще, во многом определяется личностными особенностями. Личность психодиагноста играет ключевую роль в обеспечении профессионального успеха. Профессионально-личностный облик психолога включает в себя внешние, речевые и поведенческие характеристики, логичность и аргументацию высказываний, контактность, эмоциональность, гибкость поведения в соответствии с динамикой психодиагностической гипотезы и коммуникативной ситуации.
Типичными профессионально-личностными качествами психологов считаются:
· широта интересов и независимость взглядов;
· готовность к установлению и поддержанию контактов с людьми;
· способность эмоционально притягивать к себе людей и сохранять самообладание в процессе общения;
· стремление к познанию себя и других;
· осознание границ своей профессиональной компетентности;
· повышенное чувство ответственности за собственные действия, слова, обещания;
· способность к прогнозированию последствий различных событий.
Общительность психодиагноста проявляется в способности легко установить контакт с обследуемыми, в умении взаимодействовать с разными группами обследуемых, в сохранении открытости на всех этапах психодиагностического процесса, в способности чувствовать нюансы изменения стиля и дистанции взаимоотношений с обследуемым. Одно из основных коммуникативных личностных свойств психодиагноста — доброжелательность, любовь к людям, без которой психолог вряд ли может состояться как профессионал и как личность. Доброжелательность тесно связана с эмоциональной включенностью в практическую работу, с интересом к ней и к объекту исследования, а также с профессиональным тактом. Позитивный эффект взаимоотношений с психодиагностом обусловлен преимущественно его способностью эмоционально «оформлять» общение, его убежденностью и информированностью. При этом эмоциональный план общения способствует возникновению доверительных отношений, необходимого эмоционального отклика со стороны обследуемого.
В основе эффективности психодиагностики заложена способность психодиагноста, так же как и психоконсультанта и психотерапевта, «присоединяться» к обследуемому. Механизм «присоединения» обеспечивается преимущественно эмпатией. Эмпатия дословно переводится как «чувствование внутрь», означает глубокое чувство, передающее духовное и эмоциональное единение двух личностей [Мэй, 1994]. Как свойство личности и как профессиональное качество эмпатия отражает способность специалиста проникать во внутренний мир другого человека, переживать то, что переживает другой, представлять его роль и чувства в привычной или проблемной для него ситуации.
Особого внимания требует «Я»-концепция психолога, отражающая состояние реального сознания, самосознания и самоотношения личности. Структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказывают заметное регулирующее влияние на все аспекты профессиональной деятельности, на поведение в формальной и неформальной обстановке, на установление межличностных отношений, постановку и достижение жизненных и профессиональных целей и т. п. Образ «Я» — важный внутренний фактор, определяющий профессиональную пригодность и профессиональное долголетие психолога.
Интеллектуальный потенциал психолога достаточно высок. Доминирующее положение в нем занимают самостоятельность, системность и оперативность мышления. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Для психолога-диагноста самостоятельность мышления приобретает особый смысл. Коммуникативное пространство психодиагноста чрезвычайно широко и многоаспектно: каждый, кто взаимодействует с психодиагностом (обследуемый, его окружение, заказчик), вольно или невольно оказывает на него воздействие, имеющее самые различные формы и цели. Сохранение собственной позиции, настойчивость в ее отстаивании и развитии определяются способностью ориентироваться на собственное видение психодиагностической ситуации, на независимую диагностическую гипотезу, на свое представление о жизненном пути обследуемого.
Выраженная гибкость и системность мышления психолога-диагноста опираются на достаточно большой объем профессиональных знаний, на готовность использовать его в самых различных вариантах и комбинациях. Гибкость мышления играет существенную роль при интерпретации результатов психодиагностического обследования и составлении заключения. Интерпретация имеющихся сведений — функция прежде всего синтетических способностей психолога. Объективный диагноз вряд ли может быть дан только на основании информации, полученной в конкретной психодиагностической ситуации. Постановка психологического диагноза требует выхода за ее пределы, требует поисков аналогий и обобщений. Л. С. Выготский специально обращал внимание на то, что установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Исследователь ни в коем случае не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов.
Эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем профессиональной компетентности. Она понимается как структурное и динамическое образование, одним из его существенных компонентов можно рассматривать психологическое мышление [Семенова, 2002]. Любое профессиональное обучение направлено не столько на приобретение и накопление конкретных знаний (ценность которых не отрицается), сколько на формирование стиля мышления, определяющего различия в подходах к одному и тому же явлению представителей различных профессий. Так, понимание и интерпретация конкретной жизненной ситуации человека историком, философом, медиком, социологом и психологом будут и должны существенно различаться.
Важными характеристиками психологического мышления являются гибкость, дивергентность, исследовательский подход, интуитивность. По-видимому, при рассмотрении составляющих психологического мышления может быть использованы трехмерная модель Д. Гилфорда, что даст возможность конкретизировать пути его формирования и развития.
В общем плане для развития психологического мышления у студентов важно формирование целостной системы теоретических представлений о психике и психологии человека. Доминирующий в академической психологии аналитический подход к человеку не дает такой возможности, особенно когда речь идет о подготовке практических психологов. Более перспективной в этом плане представляется теоретическая модель психической организации человека, разработанная В. Н. Панферовым [2000, 2002]. Данная модель репрезентирует психологическую целостность человека, что было подтверждено эмпирически. Изучение интегративных психических образований в качестве структурных элементов психической организации человека, понимание их единства позволяет практическим психологам реализовывать в конкретном психодиагностическом процессе целостное представление о строении и функционировании психики человека в его многообразной жизнедеятельности. Таким образом, появляется реальная возможность определить основу для целенаправленного применения достижений других психологических дисциплин в объяснении поведения человека.
Требования