Требования к профессиональным качествам психолога

3.1. Правила профессионального самоотношения

- Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности.

- Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность.

- Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите.

- Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены.

- Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием.

- Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру).

- Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов.

3.2. Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога

- Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

- Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например, при модификации коррекционно-развивающих программ).

- Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает определение возможных путей выхода).

- Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным состоянием и мобилизовывать психические функции.

- Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы, анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию.

- Толерантность как стрессоустойчивость, как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании).

- Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности общества и человека.

3.3. Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога

- Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии.

- Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. 3.2.).

- Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса.

- Неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения.

- Стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность.

- Оценочное отношение к личности и точкам зрения.

- Стремление к самоутверждению посредством клиента.

- Неадекватное видение своих прямых действий и их результатов.

- Отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.

Кодекс этики и практики обучающих тренеров (Британская Ассоциация Консультирования)274

Статус настоящего Кодекса

1.1 Настоящий кодекс представляет собой версию Кодекса 1996 года, пересмотренную с учетом опыта членов БАК.

- СТРУКТУРА КОДЕКСА

- НАСТОЯЩИЙ КОДЕКС СОДЕРЖИТ ЧЕТЫРЕ РАЗДЕЛА:

- A. КОДЕКС ЭТИКИ ДЛЯ ВСЕХ ТРЕНЕРОВ.

- B. ОСНОВНОЙ КОДЕКС ПРАКТИКИ ДЛЯ ВСЕХ ТРЕНЕРОВ.

- C. ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ.

- D. ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХ КОНСУЛЬТАТИВНЫМ НАВЫКАМ.

Введение

2.1 Цель настоящего Кодекса этики и практики - закрепить правила работы тренеров - членов БАК и информировать и защищать членов общества, обратившихся за обучением консультированию и консультативным навыкам, независимо от уровня и продолжительности программы обучения. Обучение связанным с консультированием навыкам включает обучение супервизии, групповой работе, навыкам межличностного общения и другие темы, использующие теорию и практику консультирования.

Разделы А и В адресованы всем тренерам. Раздел С содержит дополнение для тренеров, обучающих консультированию. Раздел D содержит дополнения для тренеров, обучающих консультативным навыкам.

2.2 Данный документ следует рассматривать в совокупности с остальными Кодексами практики и этики БАК и процедурами аккредитации в БАК.

2.3 Отношения между организацией-нанимателем обучающего тренера и проходящими обучение имеют большое значение. Настоящий Кодекс подтверждает принцип, согласно которому организации, являющиеся учредителями БАК, подчиняются существующим правилам всех кодексов БАК.

2.4 Этические нормы включают в себя такие ценности, как целостность, справедливость и уважение. Основные ценности консультирования и обучения находят выражение в антидискриминационной практике. Согласно настоящему Кодексу, члены БАК признают свою ответственность, в качестве обучающих тренеров, по отношению к обучающимся консультантам и их клиентам, по отношению к коллегам, настоящей Ассоциации и обществом в целом.

2.5 В настоящем Кодексе обучающими тренерами называются те, кто обучает консультированию и навыкам консультирования.

2.6 Тренеры должны понимать различия между обучением консультированию и консультативным навыкам. Они обязаны ознакомить обучаемых с этими различиями и сделать все возможное, чтобы они обучались по программе, соответствующей их запросу.

2.7 Методика обучения и методы оценки и аттестации должны логически согласовываться с теоретической основой программы (так, при обучении клиент-центрированному консультированию обучение, как правило, центрировано на обучающемся).

2.8 Обучение наиболее эффективно, когда работает двое или более обучающих тренеров. Тренеры и организация-заказчик должны стараться обеспечить это по мере возможности.

2.9 Численность группы должна соответствовать целям обучения и модели работы. При решении о количестве обучаемых должны учитываться цели обучения, методы аттестации и возможность уделять внимание каждому обучаемому. В случае, если непосредственная обратная связь между обучающим тренером и обучаемым является частью обучения, максимальное рекомендованное соотношение между обучающими и обучаемыми составляет 1:12.

Наши рекомендации