Требования к профессиональным и личностным качествам преподавателя (учителя, тренера), участвующего в процессе ФВ

Современная система образования, изменения и инновационные процессы, происходящие в обществе, предъявляют повышенные требования к личности преподавателя, к уровню его профессионализма. Роль преподавателя (учителя, тренера), участвующего в процессе ФВ, тем более нельзя недооценивать, поскольку ФК в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Среди них: развивающая (состоит в совершенствовании всех физических, психических и умственных качеств человека), воспитательная (направлена на формирование и укрепление высоких нравственных целей и благородных стремлений), оздоровительно-гигиеническая (обусловлена в современных условиях стремлением к ЗОЖ), общекультурная (заключается в организации и заполнении свободного время полезными и увлекательными занятиями)[126]. Действительно, педагогическая деятельность преподавателя ФК, как в школе, так и внешкольной, внеклассной работе многогранна и связана с определенными сложностями, обусловленными постоянным изменением обстановки в спортивном зале, бассейне, на стадионе, использованием разнообразного спортивного инвентаря и оборудования. Педагогическое общение преподавателя (учителя, тренера) ФК предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках ФК, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, «дней здоровья», спортивных праздников и вечеров. В такой деятельности преподавателю (учителю, тренеру) необходимо обладать навыками общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, представителями вышестоящих учреждений. Направленность содержания занятий по ФВ, без сомнения, должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Профессиональная компетентность преподавателя (учителя, тренера), его двигательная подготовленность, организаторские способности, нравственная, эстетическая, речевая культура, дидактические способности, коммуникативная культура во многом определяют положительный результат его деятельности.

Для преподавателей (учителей, тренеров) ФК в соответствующих нормативных государственных документах по организации и проведении образовательного, учебно-тренировочного процессов, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий четко сформулированы учебно-педагогические задачи, которые должен знать преподаватель (учитель, тренер). Обширный круг целей и задач деятельности преподавателя физической культуры (учителя, тренера), без сомнения, предъявляет разнообразные высокие требования к личности педагога-специалиста.

К наиболее значимым профессиональным качествам преподавателя (учителя) ФК, которыми он должен обладать и которые в значительной степени определяют результативность образовательного, учебно-тренировочного и воспитательного процесса, обычно относят:

1. Всесторонние глубокие знания преподаваемого предмета.

2. Организационно-методические умения и навыки, связанные с формированием физических и личностных качеств занимающихся.

3. Психолого-педагогические знания различных аспектов преподавательской деятельности.

4. Умение планировать и проводить теоретические, методические и практические физкультурно-спортивные занятия.

5. Знания общей теории и методики ФК, педагогики, психологии и других общественно-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, существенно обогащающих профессиональную компетенцию преподавателя (учителя).

Такой комплекс профессиональных качеств и способностей преподавателя ФК, по мнению исследователей, конкретизируется умением:

- определять общие и частные цели и задачи ФК в целом и конкретного занятия;

- подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;

- использовать различные средства ФКиС;

- подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а также социально-психологических особенностей;

- использовать в процессе ФВ национальные виды спорта, культурные традиции;

- применять комплекс методов (средств, приемов) для формирования у обучающихся навыков соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний и контроля за состоянием своего организма;

- владеть методами врачебно-педагогического контроля, приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, способами оказания первой медицинской помощи;

- прививать обучающимся навыки самостоятельных занятий по ФК;

- анализировать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт, постоянно повышать свой уровень психолого-педагогических знаний и профессиональной подготовки[127].

Кроме того, современный учитель ФК должен знать:

- общую концепцию научного содержания предмета;

- современное состояние ФКиС как в Республике Беларусь, так и за рубежом;

- место и роль учебного предмета «Физическая культура и здоровье» среди других предметов школьной программы;

- межпредметные связи.

К тому же преподаватель (учитель) ФК должен быть всесторонне подготовлен физически, обладать широким арсеналом двигательных способностей, умением управлять своими движениями, знать теорию и практику выполнения физических упражнений. Хорошая спортивно-практическая подготовленность определяет эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Знание предмета изнутри, основанное на спортивной квалификации и личном опыте, представляют базу для творчества преподавателя, как по виду спорта, так и в методике его преподавания.

Естественно, обязательными деловыми качествами преподавателя ФК (учителя, тренера), по мнению исследователей, должны быть:

- понимание идейных основ воспитания;

- знание своего дела;

- умение образцово показывать физические упражнения, обучать движениям и развивать физические качества;

- умение организовывать коллектив занимающихся и находить правильный подход к ученикам, уважительно относиться к обучающимся;

- умение наблюдать и учитывать результаты образовательного процесса;

- умение внедрять новации, изобретения в учебный и учебно-тренировочный процесс, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность;

- умение воспитывать своим предметом, быть культурным, иметь надлежащий внешний вид и осанку и т.п.[128].

Общеизвестно, как бы ни был профессионально подготовлен преподаватель (учитель, тренер), он должен к тому же обладать соответствующими личностными качествами и постоянно их совершенствовать.

В структуре личностных качеств любого педагога-специалиста, как правило, обязательными составляющими его профессиональной пригодности являются:

1. Интерес и выраженная потребность личности на педагогическую деятельность, внутреннее стремление к педагогическому творчеству, поиску новых путей и способов воспитания, физическая и духовная разносторонность и гармония.

2. Личное мировоззрение преподавателя, изначально ориентированное на гуманное отношение к людям.

3. Общая образованность, основанная на знаниях естественных, гуманитарных и психолого-педагогических наук, которая позволяет преподавателю находить оптимальные подходы и способы ведения конкретной воспитательной работы с занимающимися.

4. Стойкие личностные нравственно-психологические качества: патриотизм, совесть, доброта, терпимость, выдержка, принципиальность, честность, справедливость, требовательность к себе и другим, скромность, тактичность (педагогический такт), ответственность, наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка), целеустремленность, воля и т.д.

С другой стороны, педагогическая профессия противопоказана при следующих личностных качествах человека:

1. Низкий интеллектуальный и культурный уровень, низкая деловая квалификация.

2. Отсутствие интереса к педагогической деятельности и равнодушие к детям.

3. Низкий нравственный уровень, в частности, несправедливость, нечестность, беспринципность, отсутствие доброты и гуманности, безволие, эгоизм, высокомерие, небрежность, грубость и подобные нравственно-эстетические качества[129].

Преподаватель (учитель) ФК, таким образом, должен обладать культурой педагогического общения, которая в силу своей специфики может иметь определенные отличия от соответствующей культуры других педагогов-специалистов. Культура педагогического общения предполагает:

- оправдание доверия обучающихся;

- соблюдение профессиональной этики общения в любой ситуации;

- ведение диалога с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг профессиональной компетентности, чуткость в общении;

- обладание предельным терпением, настойчивостью и вниманием, чтобы с честью решить поставленные задачи;

- трезвую оценку действительности и т.д.

Именно такое общение является действенным средством воспитания, развития, совершенствования личности, основной характеристикой которой должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

Преподавательское мастерство, в конечном итоге, характеризуется творчеством, изобретательностью, находчивостью, наблюдательностью, внимательностью, воображением, высокой организованностью и инициативностью, умением владеть собой, координацией движений, постоянным совершенствованием содержания и форм своей деятельности, знанием своего предмета и методов воспитательной работы и т.д. Преподавателю (учителю) ФК необходимо правильно понимать и обязательно учитывать в своей деятельности мотивацию, интересы обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности[130].

Таким образом, эффективность образовательной (учебно-воспитательной) деятельности педагога-специалиста по ФКиС достигается:

- научно обоснованной, оптимальной организацией учебно-тренировочного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации и реальными потребностями;

- обеспечением положительной мотивации в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, максимальным раскрытием потенциала каждого занимающегося;

- качественным выполнением поставленных задач и достижением социально-ценностных целей;

- сплочением учебно-спортивного коллектива (команды);

- личным отношением к всестороннему обеспечению учебно-тренировочного и воспитательного процесса[131].

Представленные требования к преподавательской деятельности в сфере ФКиС основаны на результатах обобщения разнообразных исследований в области педагогики, теории и практики ФВ.

Контрольные вопросы и задания для закрепления материала

1. Какую роль играет ФВ во всестороннем развитии личности?

2. Определите сущность понятий: мировоззрение, нравственно-эстетическая и гражданская культура личности и раскройте их внутреннюю структуру.

3. Определите основные цели и задачи ФВ в формировании всех составляющих всесторонне развитой личности.

4. Какие основные пути и методы используются в процессе ФВ при формировании личностных качеств занимающихся?

5. Попытайтесь обосновать взаимосвязь ФВ с интеллектуальным, нравственным, эстетическим, гражданским воспитанием.

6. Как взаимосвязано физическое и трудовое воспитание?

7. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам преподавателя (учителя, тренера), участвующего в процессе ФВ?

Рекомендуемая литература

1. Ашмарин, Ю.А. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов. / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

2. Борчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. / И.С. Борчуков; под общ. ред. Г.В. Борчуковой. – М.: КНОРУС, 2011. – 368 с.

3. Коледа, В.А. Физическая культура в формировании личности студента / В.А. Коледа. – Мн.: БГУ, 2004. – 167 с.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.

5. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учеб. / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – 535 с.

6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 212 с.

7. Теория и методика физической культуры: учеб. / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

8. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. – 560 с.

9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.


Наши рекомендации