Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 401
вались с наибольшим шумом. Многие люди демонстрировали свою необычную сексуальность, шокируя публику. Но после того, как упоение свободой прошло, это перестало быть интересным.
Стало ясно, что чувственность, сексуальность не заменяет и не отменяет потребности в любви, потребности в психологической интимности, которая предполагает длительный союз не только тел, но и душ. Традиционные романтические идеалы нежности, верности, любви, которые, казалось, отодвинуты на задний план, стали снова осознаваться как непреходящие ценности. И это понятно: люди, которым запрещается меньше, уже не имеют необходимости что-то демонстрировать своим сексуальным поведением, как подростки, вырвавшиеся из-под контроля.
Но либерализация сексуальной морали привела и к очень неприятным последствиям. Прежде всего экстенсивные связи со случайными партнерами вызвали волну венерических заболеваний и распространение СПИДа. Конечно, СПИД появился не в результате сексуальной революции, вирус этот существовал и раньше. Но поскольку он передается половым путем, эта сфера жизни стала привлекать пристальное внимание общественности, вызвала тревогу. В общественном сознании произошел неоднозначный перекос.
С одной стороны, эпидемия СПИДа стала мощным стимулом для того, чтобы начать, наконец, в школах надлежащее сексуальное воспитание (а оно Не может быть должным без развития элементарной гигиенической и контрацептивной культуры у подростков). Но и профилактики СПИДа не может быть без этого. Кроме того, для профилактики СПИДа . школы уже недостаточно, требуется прямой, открытый разговор в средствах массовой информации, прежде всего на телевидении.
С другой стороны, ожили традиционно-консервативные взгляды на секс. Некоторые люди увидели в СПИДе чуть ли не божью кару за грехи, другие были не столь прямолинейны, но к сексу опять стали относиться с подозрением, как к чему-то грязному. Бытового поведения это не изменило, люди по-прежнему стремятся к сексу как к источнику наслаждения, радости, но создается двойственная ориентация, затрудняется возможность серьезного обсуждения проблемы. Консервативно настроенные слои общества во всех злоключениях современного общества винят либерализацию половой морали, появление обнаженного тела на экранах телевизоров, эротические фильмы и т.д.
Однако в этом вопросе должен быть определенный плюрализм. Существуют телевизионные программы и кинотеатры, рассчитанные
на разные категории людей. Вам предлагают их смотреть, но не навязывают. Вы выбираете сами в соответствии с вашими вкусами, интересами. Вначале, когда у нас была отменена цензура, сняты барьеры, препятствующие показу эротики, она заполонила всю публичную сферу, и, естественно, это раздражало многих людей. Но эротика — дело весьма интимное. Образы, соответствующие вашим индивидуальным запросам, кажутся вам красивыми, приемлемыми. Но у другого человека ваш эротический выбор может вызвать неприятие и даже отвращение.
Поэтому знакомство с эротической продукцией лучше осуществлять наедине или вдвоем, не навязывая ее тому, кому она была бы противна. По существу, это продолжение процесса индивидуализации и, в определенной мере, один из путей решения проблемы. Вас не лишают свободы выбора, но какие-то вещи предпочтительнее потреблять в индивидуальном порядке. Неверно говорить и об изнасилованиях как о следствии сексуальной революции. В профессиональной литературе по этому вопросу существуют две точки зрения. Одна: сексуальное насилие никогда не мотивируется сексуально. И вторая: главная мотивация сексуального насилия та же, - что и насилия вообще, — это проявление ярости, гнева, злобы. Поэтому, что касается законодательных ограничений, то они должны распространяться только на несовершеннолетних.
Главное завоевание сексуальной революции, на наш взгляд, — это растущее понимание в обществе того, что нормальная, здоровая сексуальность — явление не отрицательное, а положительное, источник удовольствия, радости, и что стыдиться и бояться ее не надо. Такое понимание связано с общей переориентацией современной культуры, в которой на первое место выходит индивид и в которой «реабилитированы» его тело и чувственность. Идея противоположности телесного и духовного как низменного и возвышенного, где возвышенное должно подавлять низменное, оказалась пересмотренной и практически, и теоретически. В результате обнаружилось большое разнообразие форм сексуальной жизни и эротики, и к ним стали относиться с большим пониманием, более терпимо. Несомненно, необходимо воспитывать в обществе, особенно в подрастающем поколении, здоровую сексуальность, свободу сексуальных отношений, необходимо освобождаться от заложенных в нас стереотипов. Причем не только новое поколение, но и «взрослые» нуждаются в высокой эротической культуре.