Особенности формирования психологических защит у детей дошкольного возраста.
Термин псих.защит ы первые был введен З.Фрейдом,но более подробно механизмы формирования были описаны Анной Ф.в своих работах по дет.психоанализу. Под псих.защитами пони мают не осознаваемую человеком спец.систему действий, направленную на ограждение сознательной части личности от неприятных и травмирующих переживаний. Анна Ф подчеркивала, что псих.защиты у детей носят оберегательный характер , они пддерживают норм.психологический статус и предотвращают дезорганизацию (смещение, непонятные чувства, повед.не организованное, дерется и тд) личности ребенка.
Псих.защиты у детей формируется параллельно с развитием основных черт личности и развитием основных психолог функций(память, внимание…) Формирование ПЗ имеет индивид.характер и зависит не только от проявления врожденных задатках, но и от среды, кот ребенок воспитывается.
Защиты ребенка:
1. Отказ – наиболее распрастр для детей механизм от года, если ситуация для ребенка оказывается слишком трудной или опасной, то ребенок уходит или физически, а в старшем возрасте мысленно. (собака злая, развернулся ушел)
2. Отрицание – это ПЗ, имеющая в своей основе отказ признавать, что какая-то ситуация имело место (пр, у взрослых при смерти сына)Формируется у детей с 3х лет («какой большой» - отрицание реальности для того, чтобы успокоить ребенка) Считается нормой если защита коротковременная и не отрицает реальность.
3. Вытеснение – самая опасная, но эффективная, это крайняя форма отрицания. Она представляет собой бессозн акт стирания пугающего события в той области памяти, кот у человека есть сознательный доступ. (пр, на глазах ребенка убили родителей, а он забыл лицо убийцы)Та негативная информация, кот уходит в бессозн, кот не доступна сознанию, имеет большую энергетическую силу, она пытается через сновидение, неосознаваемые действия (рисунков), агрессивных действий достучаться до сознания,при этом родители ничего не могут понять.
4. Идентификация – представляет собой процесс присвоения ценностей, установок, взглядов, манеры поведения и др людей. (4-5лет) У маленьких детей индентификация начинется с имитации,т.е ребенок автоматически копирует мимику, улыбку у родителей. Это все позволяет ослабить тревогу испытываемых детьми от своей беспомощности.
5. Проекция – защитный механизм при использование которой ребенок бессознательно приписывает свои собственные на позволительные мысли или поступки кому-то другому и тем самым испытывает действительность(пр, разбил чашку, сказал что другой мальчик). В основе проекции лжит страх, наказание. А в основе лжи – моральная выгода.
6. Смещение – тип защиты, при кот происходит подмена реального источника тревоги, страха, гнева чем то другим. Смещение агрессии на менее значильный объект. ( использование ПЗ в связи развода родителей)
7. Регрессия – ПЗ, при кот ребенок возвращается к боле раннему не соответствующему возрасту формам поведения как способом справиться со стрессовой ситуации. (пр, после разводи ребенок писает в постель) Ребенок неосознанно пытается справиться со стрессовой ситуацией, он возвращается туда, где ему было комфортно,т.к ему нужна потребность в защищенности. О полезности регрессии нужно говорить тогда, когда она коротковременная и обратимая, но если стабильна и постоянно, то это тормозит процесс развития ребенка, либо делает его невозможным.
8. Реактивное образованием – человек бессознательно маскирует свою тревогупо поводу непозволительных мыслей (желаний), прибегая к поведению прямо противоположного типа. (пр, девочка в период адаптации хочет видеть маму, о убегает от нее при виде).
Замещение - ,ПЗ, при кот происходит отделение психотравмирующей ситуации от связных с ней душевных травмирующих переживаний. Как будто это происходит с кем то другим, изоляция от ситуации от собственного эго. (пр, ребенок взяв игрушку в игре делает с ней все что угодно.)
10. компенсация – реакция с помощью кот ребенок стремится объяснить себе и окружающим неудачливость в д-ти успехами другой (пр, первая любовь отвергла на балу, отвращение бала)
11. Рационализация – неосознанная попытка создать гормонию между желаемым и реальным (пр, в нашем роду все такие же как я – уровновесили супер-эго)
Вопрос 19. когнитивная теория развития ж.пиаже: периодизация стадий развития интелекта в онтогенезе.
По мнению Пиаже процесс развития интелекта происходит, схема организуется в операции,различные сочетания которые соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. По пиаже сущ. 4 стадии: