Глава I Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…..2

Глава I. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Характеристика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..5

1.2. Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………12

1.3. Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей с нормативным развитием и ЗПР………………………………………………………………19

Глава II. Сравнительное изучение сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с нормативным развитием и ЗПР

2.1.Программа экспериментального исследования………………………...38

2.2.Сформированность сенсорных эталонов у детей с нормативным развитием и ЗПР……………………………………………………………..

2.3.Сравнительная характеристика вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп……………………………………………………

2.4.Типологические различия в усвоении пространственных и временных представлений у детей с ЗПР и нормативным развитием…………………

Заключение……………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………….....66

Приложение…………………………………………………………................70

Введение

История педагогики свидетельствует о том, что передовые ее представители вели непрерывный поиск принципов, факторов, методов, организационных форм обучения, обеспечивающих успешное развитие человека в соответствии с социально-историческими условиями. Одним из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которыми овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика сегодня, а тем более завтра, в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математическое образование дошкольников выступает в качестве особого «ключа» к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Оно значимо для формирования «картины мира» ребенка и предполагает не только усвоение им математических представлений, но и развитие его мыслительных способностей. В повседневной жизни, в быту, в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (напоить кукол чаем, разделить конфеты поровну, расставить машинки по гаражам и т.д.).

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких умений и способностей, которые позволяют легко адаптироваться в социуме, усваивать новое. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию внимания, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе. (Г. А. Корнева, А. М. Леушина, 1974; З. А. Михайлова, 1998; Н. И. Непомнящая. Р. Л. Непомнящая,1998; Т. Д. Рихтерман, 1982; Е. В.

Сербина, А. А. Столяр, 1991; Т. В. Тарунтаева.1980; и др.). Исследования Л. В. Баряевой,2005; Н. Г. Морозовой, Н. И. Непомнящей,1996; М. Н. Перовой.1986; и др. показывают, что поэтапное формирование математических знаний оказывают корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Все эти доводы обуславливают выбор данной темы и ее актуальность.

Цель исследования: осуществить теоретический обзор современных исследований по проблеме формирования математических представлений у дошкольников и провести сравнительное изучение среди детей с нормативным развитием и ЗПР.

Объект исследования: математические представления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сравнительная характеристика сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наибольшие трудности в усвоении математических представлений у старших дошкольников с ЗПР по сравнению с детьми с нормативным развитием, обнаруживаются при усвоении сенсорных эталонов, пространственных, временных представлений и вычислительных навыков.

Задачи:

1. Теоретически проанализировать проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

2. Систематизировать программу педагогического мониторинга и апробировать её в группах детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.

3. Выделить типологические особенности в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР.

Глава I Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Наши рекомендации