Особенности формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Проблема формирования валеологической культуры у детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Анализ состояния здоровья дошкольников показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось до 15 %, увеличилось число детей с нарушениями зрения. В тифлолитературе отмечается, что индекс здоровья дошкольников с нарушениями зрения в целом в 2,3 раза меньше, чем индекс здоровья видящих сверстников. По данным Л.С. Сековец, детей с нарушением зрения, относящихся к первой группе здоровья практически не встречается; среди детей дошкольного возраста с нарушениями зрения всего 7,6% относятся ко второй группе здоровья; к третьей группе здоровья среди детей с нарушениями зрения относятся 30,5%, остальные соответствуют четвертой и пятой группе здоровья. Г.Н. Сердюкова отмечает, что сколиоз 1 и 2 степени у нормально видящих встречается в 14-15 % случаев, у детей с нарушениями зрения он наблюдается чаще, в 35-37% случаев. Довольно часто можно встретить детей с нарушениями зрения с повышенным весом и одышкой. По проведенным наблюдениям за детьми в дошкольных учреждениях с нарушениями зрения, в 22-25% случаев наблюдается нарушение сердечно-сосудистой деятельности. В исследовании Л.А. Дружининой выявлено семь видов нервно-психических нарушений ЦНС у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией, которые являются последствием раннего органического поражения центральной нервной системы.

Таким образом, приведенные данные о состоянии здоровья детей с нарушениями зрения указывают на важность формирования у этих детей знаний и представлений о себе, своем здоровье и способах его сохранения, что составляет суть валеологической культуры.

В словаре Э.Н. Вайнера и С.А. Кастюнина валеологическая культура определяется как культура, предполагающая знание человеком возможностей своего здоровья, владение методами контроля, сохранения и развития своего здоровья.

Установка на здоровый образ жизни у ребенка не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, которая состоит, по словам И.И. Брехмана, в «обучении здоровью с самого раннего возраста». Отношение ребенка к своему здоровью зависит от сформированности этого понятия в его сознании. Между тем недостаточность знаний о себе, о своих индивидуальных особенностях зрения и здоровья сдерживают процесс осознания ценности здоровья и необходимости заботы о нем у детей с нарушениями зрения. Они долго остаются зависимыми от взрослых, что приводит к снижению уровня саморегуляции в формировании санитарно-гигиенических навыков, в способах сохранения здоровья. Все это и обусловливает актуальность и практическую значимость формирования валеологической культуры у данной категории детей.

На этапе констатирующего эксперимента нами были использованы материалы Е.Н. Васильевой и Л.Г. Касьяновой. Исследование включало в себя такие методы как беседа, диагностические задания, проблемные ситуации, наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении.

1 серия исследования была направлена на изучение когнитивного компонента представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни и осуществлялось с помощью беседы. 2 серия исследования была направлена на изучение поведенческого компонента детей о здоровом образе жизни с использованием метода наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении.

По результатам 1 серии 50% детей с нарушениями зрения показали низкий уровень представлений о полезном питании, влиянии окружающей среды на здоровье человека, а 50% – высокий уровень. Дети с низким уровнем имели представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта. Они не задумывались о влиянии на здоровье факторов окружающей среды, о возможных причинах заболеваний. У детей были сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни.

В процессе второй серии исследования, направленной на изучение поведенческого компонента, было выявлено, что те дети, которые показали высокий уровень когнитивного компонента представлений о здоровом образе жизни, так же успешно показали его в своей деятельности и поведении. Эти дети осознанно и самостоятельно выполняли гигиенические мероприятия, были более активными во время занятия физической культурой и прогулки.

Таким образом, исследование выявило, что около 50% старших дошкольников с нарушениями зрения имеют низкий уровень представлений о здоровье и способах его сохранения. В поведенческом компоненте у них не наблюдается осознанности и потребности в оздоровительных и гигиенических мероприятиях. Все это подчеркивает необходимость осуществления работы по формированию основ валеологической культуры детей с нарушениями зрения, которая позволит им в последствии осознанно охранять свое зрение и здоровье.

Библиографический список

1. Чумаков, Б.Н. Валеология [Текст]: учеб.пособие / Б.Н. Чумаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 407 с.

Ю.В. Нарихнюк

Научный руководитель: В.С. Васильева,
канд. пед. наук, доцент

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДЕВАЙСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Жизнь человека в современном обществе тесно связана с компьютерными технологиями. Образовательный процесс также подвергается изменениям. Для работы с детьми сегодня все больше используют различные электронные устройства и гаджеты, а также специализированные девайсы. Особенно остро данный вопрос стоит в связи с объективными условиями увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимость разработки современных методик и технологий для их обучения и воспитания, учитывающих индивидуальные особенности данной категории детей.

В исследованиях В. С. Васильевой глубоко и всесторонне изучается и рассматривается неоценимая роль современных компьютерных технологий в работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья [1–4].

Несмотря на множество неоднозначных отзывов о том, что обилие гаджетов негативно влияет на мировосприятие детей всех возрастов – есть такие девайсы, которые значительно облегчают жизнь родителей, да и самого ребенка. Особенно это важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Девайс (англ.device«прибор, устройство) – любое полезное техническое приспособление имеющее определённое функциональное назначение [6].

Компьютерные девайсы широко применяются в процессе коррекционно-развивающей работы со всеми категориями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Важную роль играет использование специализированных компьютерных девайсов в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития широко варьируются. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций [5].

Очень важно научить таких детей самостоятельно добывать знания, расширить их кругозор, круг общения. Главным помощником в решении этой непростой задачи являются современные технологии, в том числе и различные компьютерные девайсы.

На сегодняшний день существуют множество компьютерных девайсов для детей данной категории:

1. Специальные клавиатуры. Клавиатуры для людей с серьёзными нарушениями моторных функций – большие клавиатуры. Среди неоспоримых преимуществ таких устройств важно выделить большие размеры, благодаря которым люди со спастическими кистями, не координирующие свои движения, смогут работать без проблем. Такие клавиатуры имеют увеличенный размер клавиш, расположенных на достаточном расстоянии друг от друга, что практически исключает вероятность нажима нескольких кнопок одновременно.

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения:

- грубые движения рукой или движение ноги;

- движение головы;

- удар языка;

- дыхательные движения;

- моргание глаз.

2. Переключатель, при помощи которого можно выбрать использование функциональных клавиш или функцию повтора нажатия клавиш. Если отключить функцию повтора нажатия клавиш, то при удержании одной клавиши будет напечатана только одна буква. Это очень важно для детей, которые в силу заболевания не всегда могут вовремя убрать палец с кнопки. На саму клавиатуру одевается накладка, которая позволяет «укладывать» руки на клавиатуру, а не держать их навесу. Подобное приспособление облегчает работу с клавиатурой детей с ДЦП.

3. Другие важные приспособления – компьютерный роллер-джойстик и выносная компьютерная кнопка. Они созданы для детей, которые не могут работать с обычной компьютерной мышкой из-за нарушения моторики. Компьютерный роллер сочетает в себе функции мыши и джойстика. Курсор управляется ручкой с тремя кнопками. Для детей, которые не могут нажать на маленькие кнопки на роллере, есть большая выносная кнопка с регулируемой степенью нажима. Нажимать ее можно ладонью, ногой или плечом.

4. Трекболы представляют собой перевернутую мышь, оснащенную подвижным шаром, который, будучи закрепленным на специальной подставке, вращается благодаря указывающему устройству. Подобный девайс подходит людям с нарушениями общей моторной активности.

В заключение необходимо подчеркнуть, что при специально организованной учебно-воспитательной работе, при разумном применении девайсов, при благоприятных условиях семейного окружения компенсаторные возможности детей, имеющих множественные нарушения в развитии, оказываются довольно значительными.

5. Стеки (палочки), созданные для работы на клавиатуре без рук, нацеленные на упрощение нажатия кнопок людям с нарушенной координацией. Самые распространенные варианты их использования – закрепление на голове, фиксация под подбородком или удержание во рту.

6. Электронные указывающие устройства (например, HeadMouse Extreme) – отличный способ управлять экранным указателем самыми разными способами: ультразвуком и инфракрасными лучами, движениями глаз или сигналами нервных окончаний. Таким образом, можно не только давать разнообразные команды ПК, но и вводить текст и данные.

Применение компьютерных технологий, с учётом особенностей и закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет повысить эффективность процесса коррекции имеющихся у детей нарушений развития, оказывает положительное влияние на развитие их познавательной активности, психических процессов (произвольного внимания, памяти, мышления, восприятия) детей, позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционно-развивающих занятий и эффективность обучения в целом [7].

Библиографический список

1. Васильева, В.С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников [Текст] / В.С. Васильева, А.А. Абрамовских // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й науч.-практ. конф.(заочной) с международным участием: в 2 частях. – Ульяновск, 2014. – С. 24–29.

2. Васильева, В.С. Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизация коррекционно-педагогического процесса [Текст] / В.Ф. Короткова, В.С. Васильева // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2014-2015 учебный год / составитель Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2015. – С. 10–14.

3. Васильева, В.С.Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми[Текст] / А.С. Таланова, В.С. Васильева // Фундаментальная и прикладная наука сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г. – Челябинск, 2015. – С. 173–177.

4. Васильева, В.С.Использование информационно коммуникативных технологий в процессе развития речи младших школьников с нарушением интеллекта[Текст] / А.С. Таланова, В.С. Васильева // Образование: традиции и инновации: материалы IX международной науч.-практич. конференции. – 2015. – С. 496–498.

5. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

6. Шагалова, Е.Н. Девайс [Текст] / Е.Н. Шагалова // Словарь новейших иностранных слов (конец XX – начало XXI вв.). – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 16 c.

7. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании [Текст] / О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3. – С. 67–76.

Н.В. Некрасова

Е.П. Колышкина

Наши рекомендации