Работать!!! Это было для меня очевидным.

Самое главное - Шри Ауробиндо никого не принуждает следовать по своему Пути, он просто предлагает поставить опыт и самому убедиться в правоте тех или иных выводов и положений Интегральной Йоги, которая должна стать смыслом и способом существования искателя Истины во всех аспектах повседневной жизни. Далее я постараюсь, насколько это возможно, последовательно изложить свои первые шаги и расставить некоторые вехи на Пути Сознательной Эволюции.

Если каждый из нас в круговерти похожих друг на друга буден вдруг прислушается к той невообразимой мешанине мыслей в голове, которая сопровождает все наше существование денно и нощно, то он ужаснется. Попробуйте как бы со стороны посмотреть на свои мысли, точнее, на их бесконечную чехарду. Сколько всякой чепухи и мыслительной жвачки проходит через ваше сознание ежеминутно. Между мыслями (предыдущей и последующей) практически нет просвета. Мы принимаем это как само собой разумеющееся, потому что привыкли к этому состоянию, другого состояния нашего мыслительного аппарата мы не можем себе представить. Попробуйте хотя бы на несколько секунд освободить свою голову от мыслей, сохранив сознание пустым. Не тут-то было - мысли тотчас заполняют пустоту. Не важно какие - серьезные или не очень, глупые или умные, глобальные или мизерные, хорошие или плохие. Любая попытка остановить мыслительную машину (именно машину) встречает огромное сопротивление - мысли становятся прямо-таки агрессивными, стремясь буквально поработить наше существо.

По этому поводу Шри Ауробиндо высказался очень конкретно. Чтобы ступить на Путь Сознательной Эволюции, необходимо остановить ментальную машину, сделать это можно посредством активной медитации. Это основной (исходный) тезис, который необходимо начать реализовывать тотчас, не размышляя. Всякие сомнения необходимо отбросить, всецело доверившись Учителю. Это первый и самый важный шаг на Пути, ибо только при безмолвном уме мы в состоянии войти в контакт с Вселенской Эволюционной (Божественной) Силой (Энергией), способной трансформировать наше сознание.

Как же я практически реализовывал этот тезис? Прежде всего мне стало очевидно, что не сидение на стуле с закрытыми глазами и представление в уме картин плавания по безбрежному океану или растворения в голубом небе есть истинная медитация. Начало истинной медитации - попытка активно останавливать мыслительную машину буквально ежесекундно, каждое мгновение. Так рождается активная медитация.

Теперь вся моя повседневная жизнь проходила под знаком сердечного стремления (не путать с желанием!) изменить собственное сознание. День начинался с легкой (в течение трех - пяти минут) утренней пранаямы (полного легочного дыхания) и легкого завтрака (мясная пища исключалась). По дороге на работу (на улице и в метро) - активная медитация. Она не носила напряженного, сосредоточенного характера, а была своеобразной формой игры (без усилий) с наблюдением за мыслями. Начиналась эта игра с попыток не впускать в сознание ни единой мысли. При этом у меня возникало ощущение, что мысли, облепившие голову со всех сторон, как бы отскакивают от нее, как от преграды, раз за разом начиная все более яростные атаки. Наконец какая-то мысль, пробуравив преграду, пытается обратить на себя внимание и вовлечь сознание в привычное состояние «мыслительной жвачки». На этой стадии вступает в силу игра (опять-таки игра!) другого порядка - мысль входит в голову, но не подхватывается сознанием и, невостребованная, проходит как бы насквозь, не вовлекая сознание в свою изнурительную игру. Одна, другая, третья... Наконец какая-то мысль добивается своего, внедряясь в сознание, и ты терпишь временное поражение. Но это явление нормальное, и через некоторое время можно начинать новый игровой цикл. И так снова и снова каждую свободную от каких-то обязательных действий минуту. Время, которое раньше бесцельно тратилось на пустые разговоры с домашними и сослуживцами или на бесплодные размышления с самим собою, теперь было занято активной медитацией. Это становится основной работой на начальном этапе Сознательной Эволюции, работой, закладывающей фундамент будущих достижений. Она служит единственной цели - расчистке прохода между внешним разумом и нашим внутренним (психическим) существом (или душой), которое от нас скрыто. За долгие годы земной жизни мы так и не коснулись своей истинной (Божественной) сущности, довольствуясь существованием в тесных рамках жалкой внешней, «фронтальной» (по словам Шри Ауробиндо) личности, которая представляет из себя «сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями».

В период развертывания активной медитации окружающие начинают находить тебя странным, и это естественно - тот «механический», отвечающий их представлению о вас человек, которого они знали долгое время, куда-то исчезает. Очень важно в этот период сохранить ритм и не сбиться в привычный способ поведения с окружающими. В офисе каждую свободную от рутинной работы минуту я вновь и вновь возвращался к активной медитации. Постепенно некогда привычный способ существования трансформировался в принципиально новый, свободный от рутинных стереотипов поведения.

Вечерами дома я занимался чтением и конспектированием либо «Агни-Йоги», либо (в который уже раз) книги Сатпрема, а непосредственно перед сном совершал обычную ежевечернюю процедуру - скосив закрытые глаза на кончик носа, вглядывался в пространство перед глазами, стараясь сохранять состояние, пограничное между сном и бодрствованием. И так день за днем. Сразу скажу, что при всем однообразии ежедневной работы каких-либо тягостных ощущений я не испытывал, напротив, было очень интересно «играть» в эту серьезную «игру». Стремление изменить сознание было доминирующим, все остальное казалось несущественной мелочью.

Теперь о результатах работы. Где-то спустя неделю после начала практики активной медитации в «районе» головы стали наблюдаться необычные явления. Периодически стали появляться сильные боли, как бы распирающие голову изнутри. Ясно обнаруживалась связь этих болей с практикой активной медитации, а потому первым желанием было прекратить медитацию и этим самым избавиться от болей, но, зная из опыта Шри Ауробиндо, что это нормальное (на первых порах) явление, я, напротив, с еще большим стремлением и исследовательским интересом продолжал активную работу. Шри Ауробиндо объяснял головную боль естественным сопротивлением нашей физической природы попыткам нисхождения Божественной Силы.

Вскоре боли исчезли, но в сознании при полном отсутствии мыслей периодически возникает ощущение пугающей пустоты. Это сопровождалось «замираниями» в области сердца (как при прыжке с большой высоты или катании на качелях) - явление доселе незнакомое. И что самое главное - начала устанавливаться стойкая связь с нисходящим потоком энергии, который вызывал характерный тонкий шум (или свист) в ушах. Есть шум - ощущается нисходящий ток энергии от макушки головы в нижележащие отделы тела, той самой Божественной Силы, которая, как утверждает Шри Ауробиндо, возьмет на себя эволюционное преобразование нашего сознания.

Постепенно с этой Силой налаживается стойкая связь. Пугающая пустота уступает место блаженной внутренней теплоте. Ясно ощущается, как от макушки головы исходят живые вибрации блаженства, разливающиеся по телу и наполняющие буквально каждую клеточку. В периоды, когда связь с нисходящей энергией вдруг прерывается, возникает ощущение бессилия, опустошенности и даже растерянности. Сами клетки тела начинают как бы «беспокоиться», что вдруг эта связь не восстановится. Однако постепенно вырабатывается некий внутренний механизм, который спонтанно регулирует величину потока Силы и продолжительность периодов ее действия, не допуская больших перерывов. К тому же появляется возможность самому регулировать величину потока и возобновлять ее ток («тянуть Силу») путем легкого (деликатного) сознательного включения некоего, не поддающегося словесному описанию, но хорошо ощутимого субъективно, внутреннего механизма регулирования, центр которого локализован в тонком теле над макушкой головы.

Древнее священное слово «Аум» и ряд других священных мантр при их произнесении (посредством вибрационной тождественности) также способны инициировать нисхождение Божественной Силы. Я не преминул воспользоваться возможностью убедиться в этом на опыте.

Со временем возникло стойкое ощущение, что теперь мое сознание уже не центрируется в районе головы, как прежде, а находится над нею и растекается в окружающем пространстве. При этом имело место чувство удивительной легкости (своеобразной невесомости), сопровождающееся некоторой оглушенностью и ощущением невозмутимого глубокого покоя, который присутствует в каждой клеточке тела. Само тело ощущалось как плотное, расширенное, но в то же время неимоверно легкое энергетическое образование. Определение Шри Ауробиндо этого состояния, как «цельная, прохладная глыба покоя», как нельзя более точно.

Окружающий материальный мир также начал восприниматься необычно - он стал каким-то нереальным. Реальными были только мое внутреннее «я» и мое расширенное тело. Весь остальной мир существовал как на киноэкране, а я был единственный зритель и этому миру не принадлежал. Первое время ощущение нереальности окружающего мира было особенно острым, в дальнейшем это уже не вызывало удивления.

Наши рекомендации