Очевидным решением было бы использовать сменные поглотители из комплекта командного модуля, однако те имели форму параллелепипеда, а картриджи лунного модуля - цилиндрическую.

Поскольку командный модуль был обесточен, использовать его систему регенерации и вентиляции для циркуляции воздуха между модулями через переходной тоннель также не представлялось возможным.

Решение проблемы было предложено специалистом по системам жизнеобеспечения Эдом Смайли (англ. Ed Smiley).

Его предложение основывалось на конструкции системы жизнеобеспечения кабины лунного модуля.

Одной из функций этой системы было дублирование систем жизнеобеспечения лунных скафандров (на случай, если эта система выйдет из строя в одном или обоих скафандрах).

Смайли продемонстрировал руководству переходник, который можно было изготовить из находящихся на борту материалов.

После испытания переходника в барокамере NASA, имитирующей атмосферу лунного модуля, решение было признано удачным.

Инструкция по изготовлению переходника была продиктована на борт.

Астронавты отсоединили от одного из лунных скафандров спаренный шланг.

Спаренный шланг состоит из двух шлангов вентиляции скафандра (один с красными, второй с синими наконечниками) и телекоммуникационного провода.

Теплоизоляция была разрезана, и один из шлангов (с красными наконечниками) использовался в дальнейших операциях.

Для крепления шланга к поглотителю в ход пошли полиэтиленовая оболочка костюма охлаждения от лунного скафандра, картонные обложки от полётного плана, кусок полотенца Хейза и клейкая лента.

После сборки один из концов шланга оказался герметично подсоединён к картриджу, а второй был вставлен в разъём системы жизнеобеспечения.

Система была переведена в режим вентиляции скафандра и запущена на полную мощность; в результате нагнетаемый ею воздух кабины проходил через картридж.

Содержание углекислого газа стало снижаться, и примерно через час достигло приемлемых величин.

Экипаж назвал это приспособление «почтовым ящиком» (англ. mailbox).

Всего было изготовлено два таких приспособления, с красными шлангами от скафандров Ловелла и Хейза.

Недостаток энергии на борту привёл к нарушению теплового режима.

Поскольку дефицит электроэнергии не позволял использовать электрообогреватели, температура в кабине начала понижаться.

В командном модуле она упала до 5-6 °С; в «Водолее» за счёт работающих систем было немного теплее (11 °C).

Появился водяной конденсат, в кабине стало сыро.

Экипаж, лишённый жизненного пространства, не имел возможности двигаться и стал замерзать.

Астронавтам казалось, что в кабине холоднее, чем это было на самом деле.

Астронавты опасались, что запасы еды и питьевой воды, находившиеся в обесточенном командном модуле, замёрзнут.

Суайгерт приступил к их переносу в более тёплый «Водолей».

Наполняя пакеты водой, он случайно упустил небольшое её количество и промочил свои матерчатые ботинки; высушить их было негде.

Чтобы не создавать непредусмотренные реактивные силы, которые могли бы вывести корабль за пределы коридора возврата, астронавтам было дано указание не использовать систему сброса урины (мочи) за борт.

Вместо этого они собирали мочу в пластиковые пакеты, которые с помощью клейкой ленты крепили к стенкам лунного модуля.

Охлаждение бортовой электроники лунного модуля производилось питьевой водой.

Чтобы не дать системе охлаждения отказать раньше времени, а также производить как можно меньше мочи, астронавты приняли решение употреблять не более 6 унций (180 граммов) воды в день на человека - одну шестую дневной нормы.

Пониженное потребление воды, способствующее накоплению токсинов в организме, вкупе с холодом в кабине, привело к тому, что Хейз простудился.

В 10 часов утра в среду он стал испытывать резь при мочеиспускании; к трём часам четверга у него поднялась температура.

Хейз продолжал работать наравне с Ловеллом и Суайгертом, отказываясь поспать чуть побольше, несмотря на увещевания командира.

Хейз ограничился двумя таблетками аспирина из бортовой аптечки.

Апреля в 23:10 (в 97 часов 13 минут полётного времени) Хейз, находящийся в лунном модуле, услышал хлопок и увидел в иллюминаторе клубящийся туман со снежинками, струящийся из посадочной ступени.

Операторы Центра управления полётом отметили снижение мощности одной из химических батарей.

На Земле немедленно провели анализ телеметрии, и оказалось, что данная ситуация не являлась угрожающей.

Наши рекомендации