Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:
В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:
- умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);
- способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
- способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
- способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
- способность выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПКПП-11);
- способность выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков (ПКСПП-1);
- способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы для детей с разными типами ОВЗ (ПКСПП-2);
- способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики (ПКСПП-3);
- готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ (ПКСПП-4);
- способностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (ПКСПП-5);
- умение разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКСПП-6);
- способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ (ПКСПП-7);
- умение оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-8);
- способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-9).
- способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1);
- способность разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);
- способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПКОД-11).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
- знать показатели и критерии психологического комфорта и безопасности образовательной среды, факторы, дестабилизирующие психологический комфорт и безопасность;
- уметь организовывать и управлять процессом целенаправленного формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
- владеть методическим инструментарием процесса формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды, способами предупреждения и преодоления угроз и рисков образовательной среды.
Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом –3 ЗЕТ / 108 часов.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды учебной работы (часов) | |||
Лекции | Семинары | Самостоят. работа | Всего | ||
Методологические и теоретические основы психологии безопасности образовательной среды | |||||
Технологии сопровождения психологической безопасности образовательной среды | |||||
Диагностические показатели психологической безопасности образовательной среды | |||||
Исследовательские работы | |||||
Итого: |
Содержание дисциплины