Играйте картами, которые розданы
Вышесказанное предполагает, что вы можете позволить себе роскошь выбирать, а к вашим услугам — большой' выбор ищущих работу. В реальной жизни, разумеется, столь счастливые обстоятельства встречаются нечасто. Управляющих нанимают без вашего участия, а компании продаются и покупаются, как билеты на бейсбол. Большинство боссов получает персонал по наследству, персонал, как правило, получает по наследству боссов.
Как же ввиду этих обстоятельств наилучшим образом распорядиться теми Кадрами, которые имеются в наличии? Военные определили бы задачу как распределение ресурсов. В бизнесе же это означает максимально эффективное использование каждого, что мы именуем «моделью всеобщего участия». Для ее осуществления необходимо, чтобы каждый имел четкое представление о планах организации, а для этого он должен быть в состоянии ответить на следующие вопросы:
* Кто хорошо справляется с тем, что предстоит сделать?
* Кто хотел бы делать что-то иное?
* Что еще необходимо сделать?
* Как мы можем распределить предстоящие дела к наибольшему удовлетворению работающих?
Степень удовлетворенности в данной схеме идет по убывающей: мы начинаем с идеально соответствующих наличествующим задачам людей — тех, что наиболее точно вписываются в заданные контуры плана, а затем даем всем остальным возможность также под них подстроиться. Под конец мы стараемся приблизительно поровну распределить между служащими многообразные и подробно проанализированные задачи, стоящие перед организацией.
Эта модель вполне согласуется с Типоведением. Не намереваясь изменить кого-либо, мы учитываем имеющиеся у каждого способности и стремимся соотнести их скорее с личными интересами, чем с интересами всего штата сотрудников в целом.
Мы наблюдали прекрасные результаты подобной внут-риструктурной перестройки в правительственном учреждении, с которым мы работали в Оклахоме. Его руководителем был Интроверт (I), испытывавший отвращение к Экстра-вертным (Е) обязанностям своей должности: например, посещению «Ротари-клуба» и других общественных мероприятии, привлечению внимания общественности к целям данной организации и пр. Любопытно, что его заместительницей была Экстраверт (Е), которой эти обязанности весьма нравились, но в ее функции они не входили. Вместо этого ей приходилось проводить большую часть времени за письменным столом, хороня себя под грудой чисто административных дел. Двое других старших служащих — из финансового отдела и отдела развития — также испытывали проблемы из-за характера своих обязанностей. Один из них, ENF, имел диплом по финансовому делу (как правило, ENF не слишком подходят для работы с финансами и техникой,
но могут при этом стремиться получить именно такое образование из-за желания пойти по стопам родителей, наставников или кого-либо еще из тех, кто сыграл важную роль в их жизни). Молодой человек из отдела развития был ISTJ, которому как раз следовало бы работать в финансовом; отделе (и работал бы он там намного лучше).
Во время консультации мы спросили, почему бы этим людям не перестроить систему обязанностей в соответствии i с их склонностями, иными словами мы предложили поменять обязанности в рамках существующего штатного расписания. | Последовали весьма характерные и давно готовые ответы: «Это против правил кадровой политики», «Раньше так; никогда не делалось. И как можно доверять другим настолько, чтобы не соваться в то, что они делают?» — отвечали они. Например, босс-Интроверт (I),беспокоился, о том, что его заместительница-Экстраверт (Е), оказавшись .в центре внимания, припишет все успехи себе, что, в сущности имело под собой основания.
Некоторое время мы взвешивали все «за» и «против». Мы также установили, что люди, о которых идет речь, по натуре весьма ответственны, и заключили, что модель должна сработать. И в конце концов нам все же удалось привести обязанности каждого в соответствие с его или ее психологическим типом и интересами, вместо того, чтобы следовать и дальше якобы несокрушимым принципам! кадровой политики.
В самом ли деле люди и круг их обязанностей так легко поддаются перекоординации? Полагаем, что да. Процессы развития личности и продолжающееся всю жизнь учение могут вывести нас далеко за пределы того выбора профессии, который мы сделали изначально. Так, квалифицированный бухгалтер-Экстраверт (Е), в соответствии со своими интересами и дипломом магистра в области управления экономикой, может приобрести за двадцать лет своего личного роста и деятельности организации, в которой он работает, массу разнообразных навыков. Иначе говоря, ни про кого не следует считать, что он «замкнут» на конкретной задаче, сколь бы хорошо он с нею ни справлялся. Для менеджеров, обязанностью которых является подбор подходящих для работы людей, единственным ограничителем возможностей является степень гибкости их собственного мышления, когда им необходимо признать наличествующий у каждого сотрудника потенциал.