Тема 3: Познавательные процессы. Учебная цель: углубить представления студентов о процессах и механизмах памяти; рассмотреть классификацию отдельных видов памяти; ознакомить студентов с
Учебная цель: углубить представления студентов о процессах и механизмах памяти; рассмотреть классификацию отдельных видов памяти; ознакомить студентов с техниками, которые способствуют развитию памяти; определить общую характеристику воображения и его роль в психической деятельности; закрепить знания студентов относительно природы и основных видов мышления
Основные понятия: память, мнемотехника, мышление, интеллект, воображение.
Время: 2 часа
Форма проведения: работа в группах
Учебные вопросы:
- Виды, особенности памяти.
- Природа и виды мышления.
- Воображение.
Темы рефератов:
- Исследования памяти Г.Эбингаузом.
- Феноменальная память.
- Творчество.
Дополнительные вопросы:
- Какие теории памяти Вам известны?
- Что нужно сделать, чтобы предупредить забывание важного материала?
- Какие приемы способствуют лучшему запоминанию?
- Как происходит кодирование и сохранение информации?
- Какие нарушения памяти Вам известны?
- Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?
- Физиологические механизмы воображения?
- От чего зависит степень развития воображения?
- В чем разница между мышлением и ассоциативным течением интеллектуальных процессов?
- Что такое „мозговой штурм”?
- Что такое интеллект? Как он связан с мышлением?
- Что Вы знаете о проблеме креативного мышления?
- Что Вам известно про индукцию и дедукцию?
- В чем заключается сущность анализа и синтеза как операций мышления?
Методические рекомендации:
Готовясь к первому вопросу, необходимо знать, что память человека - процесс отображения, сохранения и восстановления прошлого опыта. Выделяют несколько уровней памяти в зависимости от длительности хранения информации: мгновенная (сенсорная) память - сохраняет информацию о том, как воспринимается мир на уровне рецепторов в течение 0,3-1,0 с; кратковременная память обеспечивает оперативное хранение и переработку информации, поступающей от органов чувств ограниченными порциями; промежуточная (оперативная) память - сохраняет информацию в течение нескольких часов и отличается значительно большей вместимостью, чем кратковременная; долговременная память - сохраняет информацию в течение всей жизни человека и имеет неограниченный объем; при этом основным механизмом перевода информации из кратковременной памяти в долговременную считают повторение.
При подготовке к вопросу № 2 студенты определяют, что мышление - это процесс обобщенного опосредованного отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях между ними; - это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, способствуют их пониманию, прогнозированию и принятию решений. В основе мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Основные свойства мышления: отвлеченность; обобщенность, сравнение, анализ, синтез.
Готовясь к вопросу №3, студентам необходимо определить, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Воображение - это форма психического отражения, заключающаяся в создании новых образов на основе тех, что были приняты ранее. К приемам воображения относятся: агглютинация - сочетание отдельных элементов или частей разных предметов в единый образ; акцентирование, схематизация, типизация. В зависимости от степени активности человека выделяют следующие виды воображения: пассивное и активное. Особым видом воображения является мечта. Мечта может быть реальной и нереальной. Воображение связано с творчеством. Творческое мышление имеет свои закономерности. Есть специальные методики развития и активизации творческого мышления. К ним относятся: метод брейнсторминга („мозгового штурма”, метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов).
План семинарского занятия №6.