Что такое память. Виды памяти. Процессы памяти. Качества памяти. Представление.

Индивидуальные различия памяти. Особенности памяти младших школьников.

Что такое память

То, что нами ощущается и воспринимается, не исче-зает бесследно, все запоминается в той или иной степе-ни. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутрен-



них раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбина-ции нервных клеток) создают возможность возникнове-ния возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызы-вавший, отсутствует. На основе этого человек может за-помнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия.

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память- это запоминание, сохранение и последующеевоспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе-реживали или делали. Иными словами память - это отра-жение опыта человека путем его запоминания, сохране-ния и воспроизведения.

Память - это удивительное свойство человеческого со-знания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною. Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море-океан?

Теперь оно безмолвно и спокойно, Не много лиц мне память сохранила, Немного слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно:..

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немысли-ма вне других психических процессов. И.М. Сеченов отме-чал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «ис-чезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел бы в инсти-тут, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл



бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспек-тивно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невоз-можно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что зна-чит запомнить какое-нибудь иностранное слово, например французское «la table»? Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или рус-ским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятель-ности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассо-циации. Есть несколько видов ассоциаций:

- по смежности: восприятие или мысль об одном пред-мете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность дей-ствий, например);

- по сходству: образы предметов, явлений или мысли оних вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, на-пример, шум волн уподобляется говору людей;

- по контрасту: ассоциируются резко различные явле-ния - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего, в) на-зывая другую фамилию, происходящую от слова, проти-воположного по смыслу тому, от которого происходит фа-милия знакомого, например, Белов - Чернов.

В процессе запоминания и воспроизведения исключи-тельно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное.





Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в биб-лиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

В научной психологии проблема памяти является «ро-весницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Па-мять - сложнейший психический процесс, поэтому, не-смотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые науч-ные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменени-ями в нервных клетках мозга.

Виды памяти

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно разделить на три груп-пы: 1) что запоминает человек (предметы и явления, мыс-ли, движения, чувства). Соответственно этому различают

двигательную, эмоциональную, словесно-логическуюиоб-

разнуюпамять; 2)какчеловек запоминает (случайно илипреднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроиз-вольнуюпамять; 3)как долгосохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная и оперативная па-

мять.

Двигательная (или моторная) памятьпозволяет запоми-

нать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выпол-нять разнообразную деятельность.

Эмоциональная памятьпомогает помнить чувства, эмо-ции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Вот как об этом у А.С. Пушкина:

Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать,



Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! Уж не бывать! Прошли восторги и печали, И легковерные мечты...

Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.

К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоми-нании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пе-режитом несчастье, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Эмоциональная память имеет большое значение в фор-мировании личности человека, являясь важнейшим усло-вием его духовного развития.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого раз-вития человека. Чем менее развита речь, тем труднее вы-разить смысл своими словами.

Образная память.Этот вид памяти связан с нашими орга-нами чувств, благодаря которым человек воспринимает ок-ружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образнойпамяти развиты у человека неравномерно, какой-либо все-гда является преобладающим.

Произвольная памятьпредполагает наличие специаль-ной цели запомнить, которую ставит человек и применя-ет для этого соответствующие приемы, производит воле-вые усилия.

Непроизвольная памятьне предполагает специальнойцели запомнить или припомнить тот или иной матери-ал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле-вых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый ис-точник познания. В развитии памяти непроизвольное за-поминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельно-стью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание,



над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памя-ти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память.Эти два вида

памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет от-носительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведе-ния только что происшедших событий, только что вос-принятых предметов и явлений. После непродолжитель-ного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из вос-принятого. Долговременная память обеспечивает продол-жительное сохранение материала. Здесь важны установ-ка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой пони-мается запоминание каких-то сведений на время, необхо-димое для выполнения операции, отдельного акта деятель-ности. Например, в процессе решения любой задачи необ-ходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последо-вательность становления видов памяти выглядит пример-но так:

I II III
Двигательная I Непроизвольная Кратковременная
Эмоциональная 1 Произвольная Оперативная
Образная   Долговременная
Смысловая    

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обоаща-ются, взаимодействуют между собой.



Процессы памяти

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизве-дение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру вос-произведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос-произведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и предна-меренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запо-минается главным образом то, что живо интересует чело-века или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна-меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - за-помнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Ме-ханическое запоминание основывается главным образом назакреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое за-поминание связано с процессами мышления. Чтобы запом-нить новый материал, человек должен понять его, осмыс-лить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понима-ние.

И механическое и смысловое запоминание имеют боль-шое значение в психической жизни человека. При запоми-нании доказательств геометрической теоремы или анали-зе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основ-ная роль принадлежит механическому запоминанию. В боль-шинстве случаев память должна опираться и на понима-ние, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворе-ния или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повто-рением.



Если запоминание имеет харак.ер специально органи-зованной работы, связанной с применением определен-ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы-вается заучиванием.

Заучиваниезависит: а) от характера деятельности, от про-цессов целеполагания: произвольное запоминание, осно-ванное на сознательно поставленной цели - запомнить, бо-лее эффективно, чем непроизвольное; б) от установки - запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный матери-ал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является

мотивированным.

Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустов-ского «Слава боцмана Миронова»:

«...И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка" про-изошла необычная история...

Не помню, кто - Наркоминдел или Внешторг - просил ре-дакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что-бы понять, как это было трудно.

И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путани-цы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов" достигло наивысшего напряжения, - в редакции появился Ми-ронов.

- Вы это бросьте, - сказал он. - Так у вас ни черта не выйдет.

Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим". Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мада-гаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ", команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пиши-те дальше. Пароход „Муравьев-Апостол", теперь переименован в „Анатоль". Плавает под английским флагом, возит хлеб из Мон-реаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль - Мейль - Канада". В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Ныо-Порт-Ныосе.

5 .Ъ Пронин, 129

Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папи-росами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя-ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»

Очень важно активное отношение к процессу заучива-ния, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что- то в состо-янии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрас-ной тратой времени. Самый плохой и неэкономный спо-соб заучивания - механически перечитывать текст в ожи-дании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, ко-торая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:

Г р у п п и р о в к а - деление материала на группы по ка-ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо пред-метов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

С т р у к т у р и р о в а н и е материала - установление вза-имного расположения частей, составляющих целое.

С х е м а т и з а ц и я - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

А н а л о г и я - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

М н е м и ч е с к и е п р и е м ы - определенные приемы или способы запоминания.

П е р е к о д и р о в а н и е - вербализация или прогова-ривание, представление информации в образной форме.

Д о с т р а и в а н и е запоминаемого материала, привне-сение нового в запоминание (использование слов или об-разов-посредников, ситуативных признаков и пр. Напри-мер, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).



А с с о ц и а ц и и - установление связей по сходству,
смежности или противоположности.
П о в т о р е н и е - сознательно контролируемые и не-

контролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизво-дить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание ус-пешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за дру-гом непосредственно, а разделяются более или менее зна-чительными промежутками времени.

Воспроизведение- существеннейший компонент памяти.Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз-навание, само воспроизведение (произвольное и непро-извольное), припоминание (в условиях частичного забы-

вания, требующего волевого усилия).

Узнавание- самая простая форма воспроизведения. Уз-навание - это появление чувства знакомости при повтор-ном восприятии чего-либо.

Невольно к этим грустным берегам Меня влечет неведомая сила.

Все здесь напоминает мне былое...

А.С. Пушкин. «Русалка»

Воспроизведение- более «слепой» процесс, он характе-ризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возни-кают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознатель-ного намерения с нашей стороны. Причиной непредна еренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го-ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассо-циацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово-рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание- наиболее активное воспроизведение,оно связано с напряжением и требует определенных воле-вых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал нахо-



дится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвен-но помогают припомнить необходимое. К.Д. Ушинский да-вал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помнить-ся хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приемами: 1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро-изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред-ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг,

уходя из квартиры? и пр.);

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека - Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума-ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.

Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо-димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то. что есть л РОДИ, МНОГО знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненуж-ное «само лезет в голову», У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос-производится именно то, что нужно.

К.К. Платонов давал полезные советы для запомина-ния. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор-мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу уста-навливаются связи между запоминанием и теми случая-ми, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких слу-чаях те или иные сведения могут понадобиться.

Сохранение и забывание- это две стороны единого про-цесса долговременного удержания воспринятой информа-ции. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание- это исчезновение, выпадение из памяти заученного.



В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах,

в различных видах деятельности различный материал за-бывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запо-минание, - процесс избирательный, имеющий свои зако-номерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хоро-шее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо-минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вы-зывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится зна-чительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но-вых впечатлений и, освобождая память от груды ненуж-ных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».

В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зей-гарник. Они доказали, что прерванные действия сохра-няются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершен-ное действие оставляет у человека подсознательное на-пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког-да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряже-ния, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ошушение незавершенного действия называют эф-фектом Зейгарник.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - по-вторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.

Забывание начинается вскоре после заучивания и в пер-вое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после-дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на-чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно бег-



лого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не-редко воспроизведение бывает наиболее полным не тот-час после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забы-вается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное на-блюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не сле-дует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, на-пример в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен-ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учи-тывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» резуль-таты предшествующего заучивания. Такое иногда проис-ходит, если после истории учить литературу.

Забывание может быть следствием различных расстройств

памяти:

1) старческого, когда пожилой человек помнит ран-нее детство, а все ближайшие события не помнит, 2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явле-ния, что и в старческом возрасте, 3) раздвоения лично-сти - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо спе-циально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

1. Прием рифмы.Любой человек лучше запоминает сти-хи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила пове-дения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

Тростей, зонтов и чемоданов Ты на ступеньки не клади, Не облокачивайся на перила, Стой справа, слева проходи.

Или, например, в русском языке есть одиннадцать гла-голов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?



Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть,

И вертеть, смотреть, держать,

И зависеть и дышать,

-ишь, -ит, -ат, -ят писать.

Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди-ану:

Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.

Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве-селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

2. Ряд мнемических приемов используется при запоми-нании дат рождения известных людей или знаменатель-ных событий. Например, И.С.Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М.Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер

в 1841 г. (14-41).

3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за-помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.

Качества памяти

Что такое хорошая и плохая память?

Память начинается с запоминания той информации, ко-торую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, вообще впечатления должны удержать-ся, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется - сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспро-изведению судят о качестве работы всего аппарата памяти.



Хорошая память - это способности быстро и много за-поминать, точно и вовремя воспроизводить.

Однако нельзя все успехи и неудачи человека, его по-беды и потери, открытия и ошибки приписывать одной только памяти. Недаром французский мыслитель Ф. Ларош-фуко остроумно заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Итак, качества памяти: 1) быстрота запоминания. Одна-ко она приобретает ценность лишь в соединении с други-ми качествами; 2) прочность сохранения; 3) точность памя-ти - отсутствие искажений, пропусков существенного;4) готовность памяти - умение быстро извлекать из запа-сов памяти то, что необходимо в данный момент.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно по отношению к разному материалу, в за-висимости от интересов человека, его профессии, лич-ностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хо-рошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты и пр. У школьников и студентов плохое запомина-ние материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету и пр.

3.5. Представление

Одним из основных проявлений памяти является вос-произведение образов.Образы предметов и явлений, кото-рых мы в данный момент не воспринимаем, называют пред-ставлениями.Представления возникают в результате ожив-ления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представле-ние - наглядный характер. Представление - это образ пред-мета, понятие - мысль о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь - это не одно и то же. На-пример, тысячеугольник - понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, ося-зательные, кинестетические.



Представления характеризуются наглядностью, т.е. пря-мым сходством с соответствующими предметами и явле-ниями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).

Вес мне видится Павловск холмистый. Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый, Ведь его не забыть никогда.

А. Ахматова

Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одина-ковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно вос-производятся только отдельные черты.

Представления очень неустойчивы и непостоянны. Ис-ключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например, у музыкантов - слуховые, у художников - зрительные, у дегустаторов - обонятельные и пр.

Представления - это результат переработки и обобще-ния прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представ-лений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуко-вых представлений.

Представление точнее называть представлением памя-ти, так как оно связано с работой образной памяти. Отли-чие представлений от восприятий состоит в том, что пред-ставления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, под-черкиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в от-дельных восприятиях. Например, дерево видим - образ вос-приятия, дерево представляем - образ более тусклый, бо-лее неопределенный и неточный.

Представление - это обобщенное отражение окружаю-щего мира. Мы говорим «река» и представляем ее: два бе-рега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в пред-ставлении отражаются наглядные признаки, характерные предметам и явлениям. Воспринять же мы можем только конкретную реку - Волгу, Москва-реку, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.



Представлять - это значит мысленно видеть или мыс - ленно слышать что-то, а не просто знать. Представление - более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражаю-щий характерные признаки предмета.

Мы можем представить гудок парохода, вкус лимона, запах бензина, духов, цветов, прикосновение к чему -либо или зубную боль. Конечно, у кого никогда не болели зубы, тот не может этого представить. Обычно, рассказывая что-то, мы вопрошаем: «Представляешь?!»

В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преиму-щественно развивается какой-либо один вид представле-ний. Но деление представлений по видам весьма условно.

Наши рекомендации