Память. Классификация видов памяти. Процессы памяти

Память – это психический процесс отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Физиологическая основа памяти

Акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием (И.П. Павлов).

Согласно нейронной теории многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей. Это изменение называется консолидаииеи. Консолидация следа происходит в течение длительного времени. Таким образом, в основе долговременной памяти лежит постоянство структуры нейронных цепей.

Виды памяти

I) по характеру психической активности (впервые предложена П.П.Блонским)

1) двигательная (моторная) - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений;

2) эмоциональная - это память на чувства. Эмоции сигнализируют - как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром;

3) образная – его память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Образную память исследователи разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную‚ вкусовую;

4) словесно-логическая - выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей посредством речи. Словесно-логическая память специфически человеческая, так как связана со второй сигнальной системой (речь) и с психическим процессом мышления.

II) По характеру целей деятельности

1) не непроизвольная - запоминание и воспроизведение автоматическое, без волевых усилий, без контроля со стороны сознания. Отсутствует цель что-то запомнить. Не контролируется сознанием и не регулируется волей;

2) произвольная – ставится специальная мнемическая задача, процесс требует волевого усилия. Контролируется сознанием и регулируется волей.

III) По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности)

1) Кратковременная - это память, характеризующаяся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Требует определенных волевых усилий. Объем кратковременной памяти индивидуален. Характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Нижний порог 1 час, верхний 2 часа.

2) Долговременная - запоминание длительное, после многократного повторения. Нижняя граница 2 мес., верхняя без придела.

3) Оперативная – это запоминание, проявляющееся в процессе выполнения конкретного вида деятельности, включающаяся в себя элементы долговременной и кратковременной памяти.

Процессы памяти

Память. Классификация видов памяти. Процессы памяти - student2.ru

Рис. Процессы памяти

Запоминание

Запоминание — первичный процесс. Процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе запоминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем больше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Это достигается включением в действие большого числа органов чувств, раскрытием причинноследственных связей и отношений между явлениями.

Длительность запоминания

Сознание не способно удерживать неизменную информацию. Забывается то, что удерживается в сознании без изменений. Чтобы сохранить информацию, необходимо ее все время изменять.

Виды запоминания

В зависимости от времени:

1) Долговременная

2) Кратковреенная

3) Оперативная

В зависимости от цели деятельности:

1) непреднамеренное (или непроизвольное);

2) преднамеренное (произвольное запоминание).

В зависимости от степени осознанности:

1) Осмысленное запоминание (логическое) - выделение в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана, выделение смысловых опорных пунктов, мысленное составление плана), повторение (концентрированное — друг задругом, распределенное — с перерывом), воспроизведение во время заучивания.

2) Механическое запоминание (ассоциативное) - три способа заучивания: целостный (материал читается до полного усвоения), частичный (материал делится на части и заучивается отдельно), комбинированный (наиболее эффективный).

Воспроизведение

Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Быстрота и точность воспроизведения, готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Формы воспроизведения

1) Узнавание – воспроизведение предмета при его повторном предъявлении. То, что мы осознанно извлекаем из памяти (фигура), всегда сопровождается еще чем-то, что нами отчетливо не осознается (фон).

2) Воспоминание как активный процесс - воспроизведение предмета в его отсутствии (непроизвольное, произвольное).Воспоминание можно рассматривать как процесс проверки гипотез о прошедшем, что раньше было в сознании. Строятся эти гипотезы по тем же принципам, что и при восприятии. Что-то из запомненного объединяется в фигуру, что-то обязательно становится фоном. Мы не только лучше видим и слышим то, что понимаем, но обычно и вспоминаем лучше то, что понимаем. При воспоминании ошибки происходят из-за неправильного понимания.

3) Реминисценция – воспроизведение образов прошлого (связано с воображением).

Осмысленность информации. Осмысленность влияет не только на вычленение фигуры при восприятии, но и на извлечение фигуры из памяти.

Неожиданность информации. Восприятие как активный процесс дольше работает над неожиданными знаками. Но при запоминании и последующем воспроизведении уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее. Неожиданные для испытуемого знаки — цифра в ряду слов, длинное слово в ряду коротких — запоминаются и воспроизводятся существенно лучше, чем ожидаемые знаки.

Близость информации по смыслу или по форме. При восприятии рядом стоящие элементы имеют тенденцию группироваться в фигуру. То же самое происходит при извлечении из памяти.

Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти. Восприятие тем полнее и точнее, чем дольше времени человек воспринимаетто, что ему предъявлено. Время между предъявлением и извлечением информации из памяти тоже влияет на качество воспроизведения. Чем большевремени прошло до начала воспроизведения, тем ниже будет полученный результат. Основное ухудшение происходит в самые первые часы, минуты после предъявления и заучивания наизусть, а затем объем воспроизведенияпочти не меняется, но очень медленно уменьшается в течение многих дней идаже месяцев.

Сохранение

Сохранение – зависит от осмысливания и прочности запоминания, а также от повторения материала. Особую роль в сохранении информации, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там.

Забывание

Забывание - процесс, обратный запоминанию. Проявляется в не возможности воспроизвести необходимую информацию в нужное время. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. То, что, включаясь в деятельность человека, является значимым и интересным для него, не забывается. И поэтому включение в деятельность — надежное средство связи материала с потребностями личности и, следовательно, борьбы с забыванием. Для уменьшения забывания необходимы понимание, осмысление, повторение информации.

Наши рекомендации