Глава первая. Анатомическая форма головы по фасу и профилю
Рассматривая общую форму головы человека, мы различаем на ней рельеф костных выступов и мягких покровов. Анализируя видимые нами формы с позиций анатомии, мы легко убеждаемся в том, что возвышения, изгибы, углубления костей черепа не всегда совпадают с.их шовными сочленениями, а формы мышечных покровов во многом зависят от толщины кожно-жирового слоя, их покрывающего.
Общая форма головы определяется индивидуальным расположением основных костных выступов и главных групп мышечных и кожно-жировых образований. Основных анатомических костных выступов на голове человека мы насчитываем двадцать, из них 13 на черепной коробке и 7 на лицевой части (табл. 1, 2 и 2а).
Табл. 1. Схема основных костных выступов (выпуклостей)
1, 2 - центральные выступы надбровных дуг;
3, 4 - боковые выступы надбровных дуг (или верхнеглазничные выступы);
5 - выступ центрального шва;
6, 7 - лобные бугры;
8, 9 - выступы височных линий;
10, 11 - теменные выступы;
12 - затылочный выступ;
13 - венечный выступ;
14 - передний выступ носовой части;
15 - выступ в сочленении носа с верхней челюстью;
16 - подбородочный выступ;
17, 18 - скуловые выступы;
19, 20 - наружные нижнечелюстные выступы
Табл. 2 и 2а. Основные костные выступы, видимые на черепе в трех поворотах
КОСТНЫЕ ВЫСТУПЫ НА ЧЕРЕПНОЙ КОРОБКЕ
Лобная сторона - четыре выпуклости надбровных дуг (две центральные и две боковые), два лобных бугра (правый и левый), одна выпуклость центрального шва между лобными буграми, две выпуклости височных линий. Тыльная сторона - две выпуклости теменных костей (правая и левая), одна выпуклость затылочной кости. Кроме того, на черепной коробке наблюдается еще одна выпуклость - это венечный подъем черепной коробки, которым определяется степень скатов к лобным буграм и к затылочной кости. Определение индивидуального расположения костных выступов является первым этапом построения головы.
КОСТНЫЕ ВЫСТУПЫ НА ЛИЦЕВОИ ЧАСТИ
Один передний выступ носовой кости, одна выпуклость в сочленении носа с верхней челюстью, одна подбородочная выпуклость, две скуловых в их высших точках (чаще всего в месте сочленения скулы со скуловой дугой), две выпуклости нижней челюсти.
Все остальные выпуклость, шероховатости и отростки, наблюдаемые на черепе, существенного значения для построения костной основы головы не имеют, и потому они дорабатываются при окончательной моделировке портрета.
Индивидуальное расположение указанных костных выступов черепа позволяет скульптору улавливать ту неповторимость общей формы головы, которая присуща каждой модели, а индивидуальность и неповторимость - это первооснова художественного образа.
Степень рельефности костных выступов бывает резко выражена, особенно у мужчин пожилого возраста, и может быть мало заметна, что больше присуще женской, юношеской, детской головам. Но было бы ошибочно считать указанное различие в рельефности за непременное правило. Может случиться, что в мужской голове рельеф мало заметен, а в женской, наоборот, рельеф высок и четок. Поэтому скульптор, твердо памятуя о наличии анатомических костных выступов головы, должен изображать их рельефность в той степени, в какой они присущи именно данной модели.
Помимо вышеуказанных твердых костных выступов, мы различаем плотные формы жевательной и височных мышц, а также жестковатую граненность носовых хрящей. Скульптор включает и эти элементы в первый этап работы над портретом. Область зубов обобщается глубоколежащей щечной мышцей и круговой мышцей рта, одновременно намечается ротовая щель.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОЛОВЫ
Среди бесконечного множества форм головы мы все же различаем по фасу четыре основных условных типа, на которые первоначально может ориентироваться скульптор, уточняя в дальнейшем индивидуальные особенности (на табл. 3, 4, 5 и 6 показаны типы головы в объемном изо-бражении; на табл. 6а - в графическом).
1. Форма головы прямоугольная (табл. 3), когда височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно по одной касательной вертикальной линии.
2. Форма головы ромбовидная (табл. 4), когда вертикальная линия касается только скуловых выступов.
3. Форма головы конусообразная - вершиной конуса вниз (табл. 5), когда вертикальная линия касается только височно-теменных выпуклостей.
4. Форма головы конусообразная - вершиной конуса вверх (табл. 6), когда вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов.
Табл. 6а. Четыре типа формы головы
Все остальные формы по фасу в той или иной степени приближаются к указанным основным, которые могут быть, в свою очередь, более вытянутыми снизу вверх или более сжатыми (почти квадратными), длинноконусными или короткоконусными и т. д.
Помимо того, мы можем наблюдать различные вариации общей формы головы, как-то: теменные и скуловые выпуклости касаются отвесной линии, а нижнечелюстные резко уходят вглубь, и, наоборот, нижнечелюстные и скуловые на одной линии, а теменные резко от нее отступают.
Мы не можем перечислить всего множества вариантов общей формы черепа и преподать некий рецепт на все случаи. Мы указываем только на четыре основных типа, применительно к которым можно легче рассмотреть различные от них отклонения.
ЛИЦЕВОЙ УГОЛ
По профилю индивидуальное различие общей формы головы определяется по так называемому лицевому углу.
Лицевым углом определяется характерное для портретируемого расположение черепной коробки и лицевой части, которая по отношению к лобной части черепной коробки может быть выдвинута вперед, или углублена внутрь, или же находиться на одной отвесной линии.
Если провести вертикальную касательную линию между центральными выпуклостями надбровных дуг и местом соединения носа с верхней губой, а горизонтальную линию от этой точки к мочке уха, мы отчетливо можем различить три характерных лицевых угла:
1. Вертикальная линия отвесна - прямой лицевой угол (табл. 7).
2. Вертикальная линия склонена нижним концом влево - острый лицевой угол (табл. 8).
3. Вертикальная линия склонена нижним концом вправо - тупой лицевой угол (табл. 9).
Центральные выпуклости надбровных дуг и точка сочленения носа с верхней губой, определяющие лицевой угол, одновременно служат отправными пунктами для начертания всего профиля головы.
От нижней точки лицевого угла мы прослеживаем нисходящую профильную линию, пересекающую по центру губы, подбородок, подбородочно-подъязычную область и далее шею. От верхней точки лицевого угла мы отмечаем восходящую профильную линию лба до венечной выпуклости; далее профильная линия опускается до затылочной кости и от нее к наружной линии капюшонных мышц.
Построив общую форму головы методом лицевого угла по профилю и характерным выпуклостям и впадинам по фасу, скульптор переходит к лепке мягких покровов головы, которые обладают большей подвижностью и изменяемостью форм вследствие двух причин:
первая - возрастные физиологические изменения тканей мышечного и кожно-жирового покрова;
вторая - работа мимических и иных мышц, способных ежеминутно в той или иной степени изменять рельеф всех мягких покровов головы в зависимости от психологического состояния человека.