Упражнение 1. Подготовительное
Члены группы усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит кого‑нибудь выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Чаще всего изъявившие желание ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки – вдоль туловища, причем ладонями вниз. Ведущий же предлагает занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи), с ладонями вверх.
Эта позиция («звезда», или «фигура Витрувия») характеризуется максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу амбивалентности, а значит, повышенной энергетики (чем больше «разность потенциалов» – тем сильнее ток), энергоемкости, и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (группа участников, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) – наиболее часто используемые магические символы.
Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»
В этом упражнении участники открывают для себя так называемую «телесную гомеопатию» и знакомятся с одним из ключевых ее принципов – принципом малых доз и величин.Основатель гомеопатии Ганеман сформулировал принцип, который, применительно к танатотерапии, можно представить так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.
В демонстрации партнер, на котором показывают данный прием, лежит в позиции «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Взяв, к примеру, в свою руку его ступню, вы начинаете ее плавно и очень медленно (принцип «не спеши») скручивать в сторону. Заметим, что в русском языке трудно найти глагол, обозначающий описываемое действие и не напоминающий об увечье (ср. скручивать – выкручивать – сворачивать смешать,например мед. – смещатькости, и др.).
Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно воспринимающий его сразу замечает.
Это видно прежде всего по дыханию (оно меняется) и по тремору ресниц, которые отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля). Начинать выполнение данного приема следует после продолжительной паузы, в ходе которой контроль сознания пассивно воспринимающего как бы устремляется к тому месту, где в данный момент производится работа. Поскольку ничего не происходит – контроль ослабевает и как бы покидает это место. После этого можно приступать к надавливанию.
Время, отводимое на данное упражнение, не ограничено, и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.
При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная. Эта разница связана с контролем и активностью лежащего участника.
В работе с головой особое значение придается посадке активного участника упражнения. Эта посадка должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ними. Активный участник касается ладонью одной из щек лежащего, затем выдерживает продолжительную паузу. Лицо – одно из самых табуированных мест на теле человека. Только после этого плавно и аккуратно он приступает к надавливанию. Время выполнения упражнения – 4–5 минут на каждую часть тела.
Партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.
Впечатления от упражнения в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности или, наоборот, ощущение присутствия чужой руки (при том, что активный участник уже приступил к работе с другой конечностью).
Упражнение 3. «Театр прикосновений»
Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим. Пассивный участник принимает позицию «звезды». Активный усаживается рядом. Сценой театра выступает тело пассивно воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов: игольчатые –он точечно касается разных участков тела партнера кончиками пальцев; достаточно жесткие –надавливает всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенныепо разным участкам тела – одновременно несколько касаний в разных местах; разного рода «перекрытия‑мосты» –например, своей рукой он перекрывает обе ноги партнера.
Главное условие правильности выполнения данного приема: «не спеши!»(именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: «актер» выжидает некоторое время перед началом выполнения приема, а не «набрасывается» на «зрителя». В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме – оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае «зритель» принимает контакт «актера».
Цель «актера» в этом импровизированном театре тела – удивить партнера, причем удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача «зрителя» – одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и т. д.).
На упражнение отводится 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Желательно сопровождать упражнение медитативно‑релаксационной музыкой.
Замечание.Оно касается окончания данного и всех последующих упражнений. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается подняться и сесть прямо из позиции лежа. Правильное окончание – это вначале поворот тела на бок и только потом – подъем. Именно так поступают самые маленькие дети, осваивая пока еще непослушное их воле тело – более объектное, пассивное, расслабленное.