Психологическая характеристика условий деятельности суда. Формализация общений в суде и их значение
Стадийность явл. сущ-ной особ-тью психол. стр-ры суд. деят-ти. Суд. деят-ть развив-ся в опред-ной, строго регламент-мой процес. законом последоват-ти, кот. создает соотв-щие стадии развития общей суд. деят-ти, что призвано обеспечить наиболее целесообразные условия исслед-ния доказат-в, способствовать устан-нию истины и осущ-нию правосудия.
Наличие стадий, четкое различие задач, условий деят-ти на каждой стадии — все это создает наиболее оптим. психол. предпосылки для правильного и полного осущ-ния правосудия судом. Усиление этих предпосылок достиг-ся практич. возможностью внутри регламент-ных процес. закон-вом стадий провести дополн. их деление на опред. этапы, что также обоснов-ся выявл-ем различий в психолог. стр-ре, в задачах деят-ти.
Уг. процесс опред. след. стадии развития суд. деят-ти: предание суду, суд. рассм-ние, вынесение и исполнение приговора и др. В стадии предания суду реш-ся вопросы познания предвар-го расслед-ния и план-ние собств. деят-ти. Непоср-ное восприятие всех ист-ков доказат-в и познание обст-в дела осущ. при проведении суд. следствия. Заслушивание словесных сообщ-й о рез-тах познават. деят-ти, провед. уч-ками судопр-ва (прок-ром, адвокатом и т. д.). Реализация основной конструктивной деят-ти (вынесение приговора). Осущ-ние действий, связ-х с принятым конструкт-ным реш-ем (исполн-е приговора).
На каждой из перечисл-ых стадий суд не только решает самост. задачи; деят-ть суда проходит в различных внешних условиях, по-разному склад-ся психич. отн-ния, различно осущ-ся компоненты общей психол. стр-ры суд. деят-ти.
Психология рассм-ния уд в суде исследует законом-ти, связ. с психич. деят-тью всех лиц, участвующих в рассм-нии дела, а также воспитат. воздействие суд. процесса и приговора на подсудимого и др. лиц, роль общ-го мнения как фактора, влияющего на суд. процесс. Суд. следствие и вынесение приговора по делу явл. логически неизбежной стадией, следующей за событием прест-ния и предвар. следствием. Деят-ть суда, участников суд. процесса весьма многообразна.
Правосудие, кот. в большей степени, чем многие др. виды деят-ти, выступает как сфера общения между людьми, связано с целым рядом соц-психологич. явлений, например эффект-тью деят-ти соц. групп, особенностями оценочных суждений в группе, восприятием и пониманием людьми друг друга, внуш-ем, авторитетностью, с соц-психолог. ролью личности и т. д. При этом в сфере судопр-ва закономерности соц. психологии могут служить и улучшению и ухудшению рез-тов деят-ти. Коллегиальное и состязат. начала при осущ-нии правосудия отвечают закономерностям соц. психологии. Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, к таким относится больш-во уг. дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой лиц. В ходе совм. деят-ти смягчаются крайности показателей психич. процессов всех членов группы, повыш-ся эффект-ть мышления, сковывается действие тех субъект. факторов, кот. могут привести к ошибочному рез-ту. Коллект. оценка доказат-в явл. макс-но объект., особенно в суде присяжных.
Довольно редко в суд. практике встреч-ся случаи разногласия в суд. коллегии. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополн. гарантию законности и обоснов-ти приговора, поскольку внутр. убеждение всех членов суд. коллегии совпадает, что делает его несомненным. Такое единогласие, однако, встреч-ся и при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышест-им судом, что может свидет-вать о давлении неправ-го мнения больш-ва в суд. коллегии на формир-ние собств-го убеждения каждого члена суда. Поэтому все члены суда должны постоянно помнить о тех опасностях, кот. подстерегают их при формировании коллект-го мнения при разрешении уг. дел. Они должны подвергать внутр. самоконтролю свои выводы по данному уг. делу, чтобы лишний раз проверить, не формируют ли они их т. об. под влиянием больш-ва. Следует учитывать и то, что состав суда действует при такой внутр. обстановке, кот. может усилить проявление конформизма. Эта обстановка характ-ся тем, что судья среди членов суд. коллегии находится в особом положении. Он более всех членов суда владеет инф-цией, связ. с рассм-ем дела, являясь как бы лидером в группе совместно действующих лиц. В суд. коллегии, кроме того, сущ-ет неравный соц. статус взаимод-щих лиц. Такой неравный соц, а не прав. статус выраж-ся в том, что судья выполняет свою профессион. деят-ть, остальные члены суда явл. непрофессион-ми судьями.
Согласно закону председат-щий судья подает свой голос в процессе совещания судей последним, имеет своей целью ограничить возможность влияния мнения судьи на мнение других членов суда.
Для судьи в его реконструктивной деят-ти важны след. моменты: предвар. изучение и оценка всех обст-в дела и квалиф-ции, сопоставление полученной в ходе суд. процесса инф-ции с мат-лами предвар. следствия, нормами закона, окончат. синтез всей инф-ции при вынесении приговора.
Наличие исходной модели прошлого события в мат-лах дела создает возможность познават-ной деят-ти суда по четкому заранее опред-му плану. Собранные следствием данные вновь изуч-ся, план-ся анализ и синтез отдельных фактов, выдвиг-ся и разрабат-ся возможные версии, др. модели того же события, действия. Важно при этом построение версий о личности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях действий и т. д. Состояние готовности предполагает предельную концентрацию мыслит. процессов судей именно на всех обствах данного уг. дела.