Правовое значение постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ

Высшими судебными органами в России являются:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ;

- Высший Арбитражный Суд РФ.

Полномочия этих судебных органов закреплены непосредственно в Конституции РФ - в статьях 125, 126 и 127.

При рассмотрении вопроса о правовом значении постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ необходимо в первую очередь иметь в виду следующее:

Данные органы в силу природы судебной власти не являются нормотворческими, т.е. они не должны и не вправе издавать какие-либо нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения.

Иное искажало бы саму суть правосудия, призванного осуществлять разрешение споров о праве в цивилизованном обществе. Иных задач в силу принципа разделения властей у суда нет и быть не может.

Акты, принимаемые Конституционным Судом РФ в рамках конституционного судопроизводства, разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, не являются нормативными актами и по своему содержанию выступают либо как решения по конституционно-правовым спорам, содержащие вывод о соответствии или несоответствии Конституции РФ различных нормативных актов, либо как акты толкования права.

1. Постановления Конституционного суда РФ.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд России - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Его главная задача – рассмотрение дел о соответствии нормам Конституции РФ федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров.

Кроме того, он разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, реализует полномочия по толкованию норм Конституции РФ и дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Последствия признания Конституционным Судом РФ того или иного акта или отдельных его положений установлены в ч. 6 ст. 125 Конституции РФ и ст. ст. 79, 80 и 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Причем юридическую силу такого решения Конституционного Суда РФ невозможно преодолеть принятием того же акта вновь (либо акта, содержащего положения, аналогичные тем, что были признаны неконституционными).

В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, обязаны рассмотреть вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ как акт прямого действия.

Что же касается решений о толковании Конституции РФ, то разъяснение смысла конституционных норм, в них содержащееся, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

2. Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ.

В соответствии со ст. 126 и ст. 127 Конституции РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, возглавляющие соответственно систему судов общей юрисдикции и систему арбитражных судов, помимо осуществления правосудия по подведомственным им делам дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Они необходимы для того, чтобы обеспечить единство такой практики, правильное применение судами закона в соответствии с его «буквой» и «духом».

Такие разъяснения принимаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Данные документы представляют собой акты толкования права, не являются нормативно-правовыми актами и, следовательно, не могут иметь общеобязательную юридическую силу.

В России – статутная (т.е. основанная на совокупности нормативных актов, принимаемых парламентом, правительством и главой государства), а не прецедентная правовая система, поэтому указанные акты Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ не могут каким-либо образом изменять или дополнять правовые нормы.

Толкование, данное в такого рода разъяснениях, обязательно для судов, применяющих соответствующие нормы права при рассмотрении конкретных дел. Именно такая позиция содержится в ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ»: «По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации».

Что же касается Верховного Суда РФ, то в ст. 56 Закона «О судоустройстве РСФСР» содержится следующая норма: «Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение».

По-видимому, данная норма имеет в виду органы государственной власти и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство в уголовном процессе (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование).

Как уже указывалось выше, разъяснения судебной практики даются Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме прежде всего постановлений пленумов этих судов.

Тем не менее поскольку действующее законодательство наделяет президиумы указанных судов, а также судебные коллегии Верховного Суда РФ правом рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики, то разъяснения законодательства содержатся также в постановлениях президиумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ, обзорах судебной практики, информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и письмах судебных коллегий Верховного Суда РФ, однако вопрос о юридической силе подобных документов не решен.

Наши рекомендации