Психологическая характеристика учебной деятельности как ведущего вида деятельности младшего школьника

Социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью.Ведущая деятельность – учение. Ребенок становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как значимую для него, благодаря изменению социальной ситуации развития, ориентируясь на общественную ценность.Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил, времени и лет жизни ребенка. Она имеет определенную структуру. По Д.Б. Эльконину:Первый компонент — мотивация. В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это также мотив собственного роста, само­совершенствования, развития своих способностей. Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Третий компонент — учебные операции. Четвертый компонент — контроль. Пятый – оценка. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Важной проблемой является умение учиться. При специальном конструировании учебных предметов ребенок в младшем школьном возрасте овладевает не только способами действий с понятиями, но и способами взаимодействия. Специфика учебного взаимодействия состоит в появлении учебной инициативы школьника, который сам указывает на противоречия между условиями задачи и способами действия, которыми располагает ребенок. Дети овладевают не только содержанием, но и формой учебной деятельности.

Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, что побуждать к учению должно содержание. Необходимо сформировать познавательную мотивацию.

Формирование познавательной мотивации тесно связано с содержанием и способами обучения. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Деятельность первоначально разделена между участниками. Выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Таким образом, совместная деятельность - необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной. Вывод о том, что учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем, согласуется с мнением Пиаже, который в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям "ребенок - взрослый". В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым - иерархические и несимметричные. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний.

В младшем школьном возрасте развиваются основные познавательные процессы. Воображение. В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности.

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. Внимание младших школьников отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Затруднены распределение внимания и его пере­ключение с одного учебного задания на другое.

От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте предполагает развитие всех видов мышления. Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше зависит от опыта, который он приобретает вне дома. Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и определяет общую тенденцию их развития — большую осознанность и сдержанность. Учебные действия требуют применения волевых усилий. Характер.Младший школьный возраст является сензитивным для развития таких личностных качества ребенка, как трудолюбие и самостоятельность. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфортаи поддержки. Мотивационная сфера — ядро личности.

В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения.

Формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, другие лежат за пределами учебного процесса. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей.

Наши рекомендации